Воспитание детей
Что делать, если ребенок проявляет агрессию?
4.5

Что делать, если ребенок проявляет агрессию?


Автор
Анжелика Кузьмина


Наверное, не одной маме приходилось попадать в ситуацию, когда ее милый ребенок в гневе топает ножкой, прогоняет ее с глаз долой или грозится уйти сам. Как вести себя в подобной ситуации, расскажем сегодня.

Привычки поведения малыша: пример родителей

Привычки поведения малыша: пример родителей

В такой ситуации больше всего хочется обидеться, расплакаться и предложить ребенку найти другую маму, раз такая его не устраивает. Но это всего лишь эмоции. А как вести себя на самом деле? Точно, чего не стоит делать — это остро реагировать на такие привычки поведения отпрыска и говорить слова, за которые очень скоро будет стыдно. Лучше попробовать разобраться в причинах такого поведения. Что может провоцировать вспышки агрессии по отношению к близким людям, и как правильно на них реагировать?

Чем меньше возраст малыша, тем больше он напоминает зеркало, в котором отражаются привычки поведения взрослых. Поэтому, услышав в свой адрес не очень приятные слова, не спешите обвинять ребенка. Лучше вспомните, кто из ближайшего окружения малыша ведет себя подобным образом? Может быть, малыш видел такую сцену на детской площадке, или повторяет слова бабушки, которая, устав от капризов внука, пригрозила однажды, что больше не придет в гости.

Следует проанализировать и свое поведение в конфликтных ситуациях. Некоторые фразы слетают с языка взрослого человека неосознанно и импульсивно. Однако они настолько эмоциональны, что производят сильное впечатление на ребенка. В силу юного возраста малыш еще не может оценить правильность поведения. Он просто копирует запомнившиеся фразы и действия, поэтому нет смысла искать в его поступках скрытый смысл. Лучше постараться помочь ему найти замену неприятным для окружающих словам и действиям, пока они еще не успели войти в привычку.

Для этого:

  • каждый раз, когда ребенок отвергает кого-то из близких или грозится уйти сам, не спешите обижаться. Лучше выразить удивление: «Ну и как же мама будет без Сашеньки? Она же его так любит». Постарайтесь сделать интонацию и мимику настолько выразительной, чтобы у малыша не осталось сомнений в том, что мама даже не допускает такого варианта развития событий;
  • спокойно расспросить ребенка, почему он отталкивает и прогоняет маму. Нужно сформулировать вопрос таким образом, чтобы малыш с большей вероятностью дал утвердительный ответ. Ребенку, сказавшему «да», уже сложнее проявлять негативные эмоции. Например, можно спросить: «Ты злишься?» или «Ты хочешь, чтобы тебе не мешали?» Учите малыша делиться собственными переживаниями;
  • в некоторых ситуациях можно обойтись без лишних слов и просто обнять скандалиста, не обращая внимания на его сопротивление. Попробуйте уменьшить накал страстей, сказав что-нибудь смешное. Например, назовите его «Прогонялкой» или «Змеем Горынычем». Ребенок нуждается в эмоциональной поддержке, и своим поведением родители дают понять, что понимают его чувства и всегда готовы поддержать малыша;
  • если мама с ребенком стали свидетелями чужой ссоры, нужно позже обсудить с малышом эту ситуацию. Спокойно объясните ему, почему такие привычки поведения не стоит копировать и какие слова лучше не говорить.

Как научить ребенка справляться с негативными эмоциями?

Вспомните свою реакцию в автобусе, когда случайно толкнули или наступили на ногу. Сначала появляется мгновенная вспышка гнева и обиды, а потом удается взять под контроль собственный гнев и даже приветливо улыбнуться в ответ на извинения.

Маленькие дети не умеют контролировать собственные эмоции. В значительной степени их возможности обусловлены особенностями темперамента. Поэтому если маленький флегматик в ответ на агрессию со стороны другого человека только недовольно подожмет губы, то юный холерик может с разбега врезать лопаткой. Это чисто физиологические проявления интенсивности эмоций, имеющие сиюминутный характер и никак не связанные с истинным отношением к родным и близким. Тем не менее, не стоит допускать, чтобы агрессия превратилась в привычку. Очень важно научить малыша контролировать свой гнев и выражать его в приемлемой форме.

Для этого:

  • родители не должны буквально понимать и принимать близко к сердцу агрессивные слова и действия ребенка. Как правило, дети живут не просто сегодняшним днем, а в формате: «здесь и сейчас». Поэтому если малыш говорит: «Я тебя не люблю», он имеет в виду те чувства, которые испытывает именно в этот момент. Можно дать ребенку понять, что его слова расстраивают, но стыдить или ругать за это необязательно;
  • подсказать малышу корректные формулировки гневных выражений. Предложите ему нейтральные фразы, которые никого не обидят. Например: «Как мне все это надоело» или «Да когда же все это закончится?»;
  • учите малыша ставить себя на место другого человека, и таким образом оценивать действие своих слов и поступков. Наверняка после этого у него поубавится желание обидеть кого-то из близких;
  • сохраняйте доброжелательность в тот момент, когда малыш злится и машет кулаком. Видя спокойное выражение маминого лица, он быстрее справится с гневом.

Ребенок грозится уйти: советы матери

Ребенок грозится уйти: советы матери

Если ребенок не столько отвергает мать, сколько сам демонстративно собирается от нее уйти, следует задумать о том, не подвергается ли он чрезмерному давлению со стороны взрослых? Ведь очень часто именно чувство беспомощности или страха получить отпор заставляет малыша отстраняться и уходить от решения проблемы. Давление родителей может выражаться в привычке отчитывать малыша за проступки, ставить в пример других детей, игнорировать его присутствие.

Понаблюдайте, что ребенок делает перед тем, как собирается уходить? Может быть, он смотрит в глаза и пытается угадать настроение? Или демонстративно отворачивается, но какое-то время остается рядом? В такие моменты малыш находится в замешательстве, и этим следует воспользоваться. Осторожно подтолкните его к адекватному решению проблемы. Например: «Давай подумаем, что нам делать».

Если есть возможность отпустить его на небольшое расстояние, имеет смысл позволить ему уйти, а потом вернуться по собственному желанию. Только обязательно скажите ребенку, что будете его ждать. Разумеется, пока малыш «находится в бегах, нужно не упускать его из поля зрения».

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Общая психология / Маклаков А.Г.. - 2008

Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми? / Войскунский А.Е. // Вопросы психологии. - 2010. - №6. - с. 133-143