Воспитание детей
Скауты и пионеры: как Сетон-Томпсон случайно создал целое движение
3

Скауты и пионеры: как Сетон-Томпсон случайно создал целое движение

Дети — будущее человечества. От того, как мы воспитываем наших детей, зависит будущее не только самих людей, но и всей планеты, со всем, что на ней есть. Вырастим бездумных, безответственных эгоистов — и на этом может закончиться вообще все. Сумеем воспитать в детях ответственность, стремление созидать и любить — и перспективы становятся гораздо привлекательнее.

Справляются ли родители с этой задачей самостоятельно? Увы, далеко не все и не всегда. Нет времени, нет таланта или терпения, нет, в конце концов, четкой цели, к которой стоит идти годами. Да и социализация необходима, чтобы ребенок смог научиться взаимодействовать с обществом и найти в нем свое место.

Поэтому часть своих полномочий и обязанностей родители делегируют другим.Тем, кто может и хочет по зову сердца выполнять роль воспитателя подрастающих «цветов жизни». Если среди ваших друзей и близких есть такие замечательные люди — не забудьте поздравить их 27 сентября с профессиональным праздником, Днем воспитателя. А мы вместе с MedAboutMe предлагаем вспомнить о создателях одной из самых популярных и многочисленных детских организаций, целью которой было именно воспитание достойных членов общества.

Как писатель превратил неуправляемых подростков в отряд «лесных индейцев»

Как писатель превратил неуправляемых подростков в отряд «лесных индейцев»

Эрнест Сетон-Томпсон, книгами которого зачитывались миллионы детей и подростков, пламенно любил природу и животных. Он вообще был хорошим человеком, судя по фактам его биографии. Быть может, его видение мира было чрезмерно романтичным, но сколько любви к миру в его книгах! Его истории о зверях и птицах заронили интерес к животным и природе во многие юные головы.

У Сетон-Томпсона была мечта, которую он однажды смог воплотить: собственная большая усадьба, где было бы удобно и спокойно. Ему самому — писать свои книги, а его питомцам и прочей живности — жить вольготно и в безопасности.

Писатель купил несколько пустующих ферм, загородил свои владения надежной изгородью и надеялся, что его покой никто не нарушит. Но окрестные мальчишки считали иначе. Они объявили чужаку самую настоящую войну. Как так, пришел неизвестно откуда, огородил земли, на которых ребятишки привыкли играть и охотиться, лишив их «законных» территорий.

Хулиганствующие подростки не только постоянно ломали изгородь, проникали на территорию усадьбы, но даже стреляли по ни в чем не повинным собакам и кошкам писателя. Какое-то время Сетон-Томпсон терпеливо и молча устранял последствия нападений, но однажды его чаша терпения переполнилась. Он решил, что так дальше продолжаться не может и пора предпринимать решительные действия.

Другой бы, наверное, отправился к шерифу с требованием наказать распоясавшихся подростков. Но хороший человек Сетон-Томпсон отправился не к шерифу, а в местную школу. И не затем, чтобы нажаловаться директору на учеников, а чтобы пригласить их к себе в гости в ближайшее воскресенье.

Мальчишки любопытны, и в гости к писателю пришло больше 40 человек. Целый день они развлекались на территории усадьбы, вечером им был предложен вкусный и обильный ужин, а на десерт — увлекательные рассказы у костра, об индейцах и их умении понимать природу и жить с ней в согласии.

Подростки были очарованы и хотели продолжить. Стать индейцами, следопытами и знатоками леса. Научиться распутывать следы, бесшумно ходить по лесным тропам, узнавать зверей и птиц по голосам, строить укрытия из веток и листьев и делать всякие другие ужасно интересные вещи.

Так и получилось: ребята организовали отряд «Лесных индейцев» под руководством «вождя», избранного из компании мальчишек, и «шамана», которым стал сам писатель. Это было шагом мудрого воспитателя: он не возглавил структуру, позволив детям самим управлять и принимать решения, а занял место старшего советника и наставника.

Цель была достигнута: подростки были при деле и перестали шалить и хулиганить. Вместо этого они учились жить в мире с природой, слышать ее, видеть и понимать. А заодно — учиться дисциплине, социальному взаимодействию и другим важным вещам.

Это произошло на переломе веков, в 1900 году. Попытка отвлечь детей от мелкого хулиганства постепенно превратилась в систему воспитания в увлекательной игровой форме, в природных условиях. В систему, которая развивала детей физически, интеллектуально и социально, и которую сам Сетон-Томпсон назвал «пионерингом» — в честь книги Фенимора Купера «Пионеры». Книга рассказывала об американских первопроходцах и тоже хорошо знакома многим читателям.

Со временем идея распространилась, и через несколько лет в стране действовала общеамериканская «Лига лесных умельцев».

Как полковник превращал детей в разведчиков

Как полковник превращал детей в разведчиков

Пока Сетон-Томпсон в Америке увлеченно занимался развитием пионеринга и учил мальчишек лесным премудростям, в Африке шла англо-бурская война, жестокая и кровопролитная. В осажденной крепости Мейфкинг томился в ожидании подмоги боевой полковник Баден-Пауэлл, успевший побыть разведчиком в Индии и Афганистане, прежде чем оказаться в осаде в Африке.

У полковника уже был опыт воспитания молодых солдат, к тому времени он написал и издал книгу-пособие «В помощь разведчику». В Мейфкинге молодых солдат не было, но были местные подростки. Полковник решил взяться за их воспитание и сделать из них армейский резерв. Хорошо подготовленный полуфабрикат «пушечного мяса».

Мальчишек не нужно долго уговаривать на рискованное и опасное предприятие — это же какое приключение! Да еще возможность почувствовать себя полезным, необходимым, по-настоящему важным членом общества.

Сначала ребята выполняли простые поручения, а затем полковник стал привлекать юных сорви-голов к операциям, опасным не по-детски. Подростки узнавали и доставляли сведения о вражеских перемещениях, служили связистами и сигнальщиками, выполняли обязанности санитаров. Отваге и изобретательности юных бойцов могли бы позавидовать взрослые, если бы не знали, к чему обычно приводит безрассудная смелость и презрение опасности.

Но в то время к детям относились иначе. Использовать подростков для выполнения сложных и опасных заданий считалось вполне нормальным. Правда, и наградили воспитанников Баден-Пауэлла по окончании осады самыми настоящими взрослыми наградами.

Тем бы дело и кончилось вместе с осадой, снятой в 1900 году. Но когда через несколько лет Баден-Пауэлл вернулся в Англию, оказалось, что его книжка для начинающих разведчиков пользуется у молодежи огромной популярностью. Романтически и патриотически настроенные юноши зачитываются ею и мечтают стать смелыми, ловкими, лихими разведчиками, приносящими пользу отечеству.

А тут еще Сетон-Томпсон, наслушавшись о деятельности полковника, прислал ему свои записки о работе с «лесными индейцами». Вскоре после этого два наставника молодежи познакомились в Англии, куда Сетон-Томпсон приехал осенью 1906-го.

В результате полковник решил написать еще одну книгу про то, как стать разведчиком, но уже специально для читателей подросткового возраста. А в 1907 году перешел к практике и устроил на острове Браунси детский лагерь, где юные разведчики-скауты осваивали всякие навыки, необходимые в разведке. Скаут должен был уметь ориентироваться на местности, разводить костер, перевязывать раны, а также почему-то вязать множество сложных узлов.

Комментарий эксперта
Тим Лотт, журналист
Тим Лотт, журналист

Я, наверное, недостаточно романтичен, чтобы проникнуться духом скаутинга. Хотя в подростковом возрасте, как и многие, успел побыть в скаутском отряде. Почему-то мы назывались «американскими ассирийцами» (какие ассирийцы в Америке?), были «бурундуками», «бобрами» и прочей живностью, и это считалось почетно. Зачем-то надо было в совершенстве овладеть азбукой Морзе и обязательно уметь вязать из веревки множество сложных узлов, которые в реальной жизни мало кому потом пригодились. Я так и не смог отнестись ко всем этим организованным играм в разведчиков серьезно.

А моей дочери нравится. И узлы вязать, и быть «бобром». Глядя на нее, увлеченно распутывающую очередной узел, я хочу сказать большое спасибо тем взрослым, кто отдает свое время волонтерству в скаутских организациях. Благодаря им дети на время забывают про смартфоны и компьютеры, не думают про наркотики и учатся взаимодействовать друг с другом позитивно и дружелюбно.​

Баден-Пауэлл, как настоящий полковник, организовал своих воспитанников по-армейски: отряды, командиры, флаги, долг перед родиной и готовность отдать за нее жизнь. Первое испытание системы на острове Браунси прошло успешно, и через год полковник начал издавать частями новую книжку — «Разведка для мальчиков». Еще до того, как все части были изданы, в стране начали, как грибы после дождя, появляться отряды бой-скаутов, а вскоре девочки тоже захотели присоединиться. И под руководством сестры Баден-Пауэлла появилась и организация герл-скаутов, или гайдов. А затем скаутское движение стало быстро набирать популярность во всем мире.

Баден-Пауэлл привнес в идею Сетон-Томпсона дух «патриотизма и военщины». По сути, в скаутских лагерях мальчишек готовили к службе в армии, прививали им дисциплину, учили навыкам, которые могли пригодиться в военно-полевых условиях, воспитывали готовность подчиняться и при необходимости пожертвовать жизнью во имя высшей цели.

«Будьте готовы отдать жизнь за свою страну, если понадобится» — писал Баден-Пауэлл в 1908 году в журнале для бойскаутов. «Будьте готовы», Be Prepared! — это девиз организации. Который в английском варианте сокращается до B.P. — инициалов основателя движения, совсем не тщеславного полковника Баден-Пауэлла.

Это было вполне в духе времени, но не по нраву писателю-натуралисту. Он не хотел растить солдат и воспитывать «пушечное мясо» для грядущих войн. Потому со временем Сетон-Томпсон отошел от идеи скаутинга.

Современные скауты и их воспитатели

Современные скауты и их воспитатели

В России скаутинг так и не прижился, хотя первые скаутские отряды появились у нас в том же году, что и в Англии. Баден-Пауэлл даже посещал в 1910-м Россию по приглашению Николая II и делился своим опытом с Олегом Пантюховым, основателем первого российского скаутского отряда в Царском Селе.

После революции скауты были распущены, а вместо них появились пионеры — почти «то же яйцо, но в профиль». Те же отряды и командиры, лозунги и девизы, клятвы и система приоритетов, в которой Бог сменился партией, практичный шейный платок был заменен на священный галстук, и только воспитание в патриотическом духе осталось прежним. Правда, уже без практической жилки, свойственной скаутингу. Пионерская организация быстро стала формальной системой, и ежегодная игра «Зарница» только подтверждала этот формализм.

А потом развалился Союз, и пионеров тоже не стало. Нет, отдельные отряды скаутов в России действуют и по сей день, и даже работают летние скаутские лагеря. Но на международный скаутский слет-джамбори, проводящийся каждые 4 года в разных странах, от России ездят всего несколько представителей.

А по всему миру скаутских организациях состоит более 40 млн человек, среди которых и подростки, и взрослые волонтеры, выполняющие роль воспитателей и наставников.

Кстати

С наставниками-взрослыми не все бывает благополучно, к сожалению. Недавно вспыхнул и продолжает разгораться скандал, связанный с заявлениями нескольких бывших скаутов о том, что воспитатели в лагерях совершали в отношении своих подопечных некоторые предосудительные действия. Которые вполне могут быть квалифицированы как проявления педофилии и попыток растления.

Чем больше появляется фактов, тем больше пострадавших находится. А тут еще всплыла информация, что в самой организации еще с 1920 года существует некий список лиц, замеченных в подобных грешных делишках.

Не все ладно в идеалистическом скаутском «королевстве».​

Тем не менее, детские организации, подобные скаутской и «Лиге лесных умельцев», обществу нужны. Хоть на патриотической, хоть на религиозной основе. Должно быть что-то, что будет побуждать детей «расти над собой», стараться стать сильнее, здоровее, развивать смекалку и память, внимание и ответственность, уверенность в себе и готовность принимать решения. И подчиняться правилам тоже, кстати. Дисциплина, с приставкой «само-» или без нее — важнейшее качество, необходимое для успеха в жизни.

Спасибо Сетон-Томпсону за идею пионеринга. Он все-таки был хорошим человеком, любившим не только зверей и птиц, но и людей.

Комментарий эксперта
Дмитрий Потемкин, педагог, автор работ по истории скаутинга
Дмитрий Потемкин, педагог, автор работ по истории скаутинга

Скаутинг отличается от многих других систем воспитания личностно ориентированным подходом. Скаутом может стать каждый, со своими способностями, опытом, уровнем развития и со своими особенностями. Каждый может развиваться и расти, действуя в непринужденной обстановке, в совершенно благоприятной среде, пользуясь поддержкой и ненавязчивой помощью взрослых.

Было бы правильным использовать опыт скаутских организаций и пионерского движения советского времени для организации детских объединений в современной России.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Скаутское движение: история и сегодняшний день / Помелов В.В. // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2016. - №2

Воплощение идеи. Опыт и уроки cкаутинга в России / Кудинов В.А. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - №4

Scouting Frontiers: Youth and the Scout Movement's First Century / Block, Nelson R. // Nelson R. Block, Tammy M. Proctor. — Cambridge, UK : Cambridge Scholars Publishing. - 2009

Скаутинг как детско-молодежное движение и воспитательная система в Царицынском уезде / Потемкин Д. С. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. Конф.//Уфа: Лето. - 2015