Врачи из Mayo Clinic в Рочестере (США, штат Миннесота) сообщают о растущем числе случаев гипогликемии, развивающейся у пациентов с диабетом из-за избыточного лечения.
Исследователи проанализировали данные двух масштабных проектов National Health and Nutrition Examination Survey и OptumLabs Data Warehouse за 2011-2014 гг. Их интересовало, насколько сильно в США распространена интенсивная терапия, направленная на снижение уровня глюкозы.
Как «интенсивную», они определили терапию, при которой использовался прием одного лекарства для достижения уровня гликированного гемоглобина (A1c) 5,6% и ниже, или прием двух лекарств и более для достижения концентрации А1с от 5,7 до 6,4%. Данный показатель представляет собой средний уровень глюкозы в крови на протяжении примерно 3 месяцев.
Полученные данные эксперты сравнили с информацией о посещаемости диабетиками отделения неотложной помощи и больницы по поводу гипогликемии – патологически пониженного уровня сахара, опасного для здоровья состояния.
Оказалось, что 10,7 млн взрослых людей с диабетом имели показатели гликированного гемоглобина в пределах рекомендованного уровня (менее 7%). Тем не менее, почти 22% из них получали интенсивную терапию, направленную на снижение уровня глюкозы. Это лечение было избыточным и значительно повышало угрозу развития гипогликемии.
Исследователи подчеркивают, что назначение такой терапии не было связано с тем, входили ли пациенты в число людей с осложненным течением диабета (старше 75 лет, с терминальной стадией болезни почек, с тремя и более хроническими заболеваниями и др.) или нет. Согласно проведенному анализу, таких больных из 10,7 млн человек было 32,3%, но этот фактор никак не влиял на то, назначалась им избыточная терапия или нет.
Врачи считают, что чрезмерное назначение лекарств при диабете любого типа настолько же вредно, как отсутствие контроля над болезнью. Они указывают, что необходимо согласовывать схемы и цели лечения в каждой конкретной клинической ситуации с учетом общего состояния здоровья человека, его психосоциального состояния, реалий его повседневной жизни.