Швейцарские ученые из Университета Берна считают, что новые иностранные слова можно учить во время медленного сна.
Известно, что цикл сна человека состоит из нескольких фаз. В частности, выделяют медленный сон, состоящий из четырех стадий, и «пятую стадию» – быстрый сон. Попытки учить языки во время сна – не новы, но до настоящего момента ученые не могли выделить какую-то одну из стадий, на которой этот процесс шел бы более успешно, чем на других.
В ходе наблюдений исследователи регистрировали активность мозговых волн у 41 взрослого здорового добровольца (мужчины или женщины). Все участники проекта должны были вздремнуть днем, под наблюдением ученых, после чего пройти тестирование на память.
Во время сна испытуемые получали запись пар слов через наушники-вкладыши. В каждой паре одно слово было на родном языке и известным человеку, а второе – вымышленным «псевдословом»: например, «дом – тофер», «пробка – арил» и т. д. После сна в ходе тестирования памяти участникам показывали псевдослова и просили указать, может ли данный «объект» поместиться в коробку из-под обуви. Оказалось, что испытуемые точнее классифицировали псевдослова, если во сне прослушивали их во время глубокого медленного сна (4-й стадии).
По словам ученых, именно эта фаза сна, которую часто объединяют с 3-ей стадией в фазу дельта-сна, является самой полезной для консолидации воспоминаний, которые образуются в период бодрствования непосредственно перед сном. Когда мозг входит в стадию медленного сна, его клетки синхронизируют свою работу. При этом короткие периоды бездействия чередуются каждые 0,5 секунд со вспышками активности, которые отражаются в виде пиков на электроэнцефалограмме.
Для того, чтобы сформировалась связь между словом на родном языке и псевдословом, необходимо было соблюдение двух условий: пара слов должна быть повторена несколько раз, причем так, чтобы второе слово попало на момент вспышки активности мозга во время медленного сна.
Ученые добавляют, что во время тестирования максимальная активность наблюдалась в гиппокампе и областях мозга, связанных с речью. Те же участки мозга активны при обучении во время бодрствования, и гиппокамп играет в этих процессах ключевую роль. То есть, данные структуры мозга занимаются формированием памяти вне зависимости от того, бодрствует человек или спит, уточняют исследователи.