Ученые из Duke University сообщают, что уже с трех лет дети в своем поведении часто ориентируются на группу.
В исследовании участвовали 104 ребёнка в возрасте 3,5 года. Малыши должны были помогать устраивать чаепитие. Каждый ребёнок получал синий значок, который надевал в начале эксперимента. Часть людей в комнате тоже получали синий значок, а детям было заявлено, что люди с таким значком являются членами их команды.
Детям было предложено выбирать для чаепития разные виды чая, закуски, чашки и тарелки – сначала самостоятельно, а потом после того, как другие участники процесса объяснили свой выбор. Объяснение было двух типов: в одном случае выбор представлялся как вопрос личных предпочтений («Мне нравятся эти снэки»), во втором – как норма для группы («На наших чаепитиях мы всегда едим эти снэки»).
Если дети слышали первый вариант, они придерживались своего изначального выбора. Но если речь заходила о втором, «групповом» варианте, то 23% детей меняли выбор и присоединялись к «мнению группы». Эта модель поведения у них сохранялась, даже если другим человеком, влияющим на выбор, был ребёнок, а не взрослый, то есть, речь шла не о желании подражать взрослым или о влиянии их авторитета.
Ученые приходят к выводу, что примерно с трехлетнего возраста для детей начинает играть большую роль приспособление к правилам поведения группы.