Коронавирус
ПОДТВЕРЖДЕНО
СЛУЧАЕВ:
случаев в РФ
0
Полная информация
Привычки
Ониомания: привычка покупать
3.8
07.08.2019
326

Ониомания: привычка покупать

Каждому из нас присущи те или иные привычки. Они бывают как хорошими, так и вредными, и отрицать их отсутствие никто не будет. Эта форма поведения отличается тем, что не требует никаких волевых или умственных усилий. Сначала происходит привыкание к чему-либо, затем привычка становится частью натуры человека, а иногда даже может и управлять им.

Привычка: как не стать заложником

Не всегда человек привыкает к чему-либо по своей воле, иногда привычки навязываются, и он начинает действовать в соответствии с интересами других людей.

Такое поведение становится привычным, постоянным и его можно отнести к бессознательным навыкам, так как человек не задумывается над происходящим действием. Благодаря этому человек выполняет определенную работу быстрее, экономит интеллектуальный ресурс, и этот процесс привыкания всегда занимает определенное время.

Вредные привычки особенно сильно влияют на продуктивность и полноценность жизни, и считается, что их наличие — проявление слабости. Каждый склонен получать удовольствие, но часто этот процесс происходит в ущерб другим приятным моментам: занятию спортом, здравомыслию, общению с противоположным полом, занятию любимым делом, хобби, и т. д. Такое состояние случается с людьми, злоупотребляющими алкоголем. И когда человеку предлагают избавиться от вредной привычки, он считает, что должен ограничить себя в чем-то. Однако не учитывает, что при этом расширится выбор, варианты получаемых удовольствий.

Ониомания: хобби или зависимость?

Ониомания: привычка покупать

Если наши бабушки и мамы запасались впрок, когда приходилось жить в период тотального дефицита, то это было оправдано определенными обстоятельствами. Некоторые до сих пор не могут избавиться от этой привычки, у них есть запасы продуктов, ткани, постельного белья, и прочих нужных вещей. И пусть они не пригодились год или два, все равно идет накопление «ценностей». Но меняется мода, ритм жизни, приоритеты, и все это богатство остается невостребованным.

Новое поколение превращает покупки в хобби, и часто молодежь делает это бесконтрольно, не понимая, зачем им эта вещь, или, одев один лишь раз, напрочь забывают о ее существовании. Стало формироваться общество потребителей, и целью является не сама покупка, а способ провести досуг. Различные подходы менеджеров по продажам дают свой результат: люди все чаще стремятся посетить торговые центры не для того, чтобы приобрести что-то необходимое, а рассматривают такой поход как способ развлечься. Длинные ряды магазинов манят красивыми витринами, распродажи и скидки заставляют заглянуть в один из них, даже если в квартире не хватает места для хранения вещей. Горят огни, разносится приятный аромат свежеиспеченной булочки, в общем настроение позитивное и расслабляющее. На это и рассчитывают маркетологи.

Привычка покупать: опасность для личности

Хорошо, когда на хобби в виде похода по магазинам достаточно средств, и нет зависимости от этого увлекательного времяпровождения. Редко кому удается избежать такой зависимости. Личность психологически здоровая не может быть зависима, но сегодня такая ситуация встречается все чаще. Зависимое поведение может относиться к разным сферам и иметь разные формы. Она может быть алкогольной, к азартным играм, к наркотическим веществам, компьютерным играм. Между тем ониомания, привычка совершать покупки, не менее вредная форма, так как серьезно влияет на сознание человека. Стремление что-то купить в итоге становится навязчивой идеей, что серьезно влияет на семейные отношения. Индивид неспособен контролировать количество покупок, их необходимость, последствия этого. А они вполне могут наступить, так как совершаются покупки нередко компульсивно.

При этом положительные эмоции испытываются только в момент покупки, после она становится неинтересна и в лучшем случае закидывается на дальнюю полку. После этого человек испытывает внутренний дискомфорт, стресс, так как понимает, что эта вещь ему не нужна. Порочный круг замыкается: покупка случается для снятия напряжения, а в результате получаем стресс, так как вещь не нужна. Нередко такое состояние сопровождается и психологическим расстройством личности, добавляются соматические проблемы, финансовые, в ближнем кругу общения и на работе.

Ониомания и вещизм

Ониомания и вещизм

Не стоит путать два таких понятия, как ониомания и вещизм. Человек, страдающий ониоманией, не будет пользоваться вещью, она будет пылиться на полке, и он заранее об этом знает. Вот вещизм — иная форма расстройства, человек зависит от самих вещей, и не всегда их покупает, может собирать, получать в дар. И в одном, и в другом случае можно говорить об абсурдности и нелепости зависимого поведения, так как оно носит неконтролируемый характер.

Вещизм является свойством, которое не имеет отношения к определенному типу людей, или к их социальному статусу. И бедные, и богатые одинаково страдают от пристрастия к вещам, и это разрушительно для общества в целом, и для каждого человека. Такой индивид лишен радости жизни, спокойствия, он не только сам тревожен и депрессивен, но и влияет на окружающих.

Общая социальная тенденция связана с коллапсом сообществ, стремлением корпораций и торговых марок навязать нам определенную манеру поведения. Многие ошибаются и считают, что если жить скромно и экономить на всем, но при этом иметь дорогие часы или машину, то в глазах окружающих и своих собственных они будут выглядеть успешными. Но, именно так выглядят в глазах только небольшой части населения, которые рассуждают так, как они, у других людей иные ценности и приоритеты. Никогда не достигнуть предельной высоты, всегда у кого-то будет больше, лучше, качественнее, таким образом, материальное выражение самооценки только ее снижает.

Объектами ониомана могут быть не только одежда. Это и книги, и канцелярские товары, продукты питания и даже лекарства. Психологически здоровая личность не будет бесконтрольно скупать крупы и соль впрок, и нередко от такой зависимости страдают пожилые люди.

Существует критерии, по которым можно определить наличие расстройства личности.

  • Озабоченность и стремление непременно приобрести что-то, состояние может быть навязчивым;
  • Походы в магазин происходят регулярно, невзирая на наличие средств, практикуется покупка в кредит, пребывание в торговом центре дольше, чем необходимо;
  • Поведение меняется, тревожность и озабоченность в стремлении купить что-либо сопровождаются нервозностью, затраты времени для этих целей становятся неадекватными.

Тематика на данный момент мало изучена, поэтому нет результатов исследований, на которые бы можно было ссылаться, как неизвестно и о профилактических мерах. Но забывать о том, что такая форма зависимости существует, не стоит.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Свобода от зависимости. Социальные болезни личности / Акопов А. Ю. // СПб. : Речь. - 2008

Социально-психологические особенности проявления ониомании у молодежи. / Фонталова Н. С. // Baikal Research Journal. - 2017

Психология здоровья. / Фролова Ю. Г. // Минск : Вышэйшая школа. - 2014