5 причин, почему ребенок не любит чтение, и как с ними справляться

Современные дети читать не любят. Во всяком случае, бумажные книги не вызывают у них того благоговения и почтения, которое было естественным для их бабушек и дедушек, и еще оставалось в какой-то степени у их родителей. Почему так произошло, можно ли и нужно ли что-то с этим делать? Попробуем разобраться вместе с MedAboutMe.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Книга больше не лучший подарок?

Книга больше не лучший подарок?

Можно сколько угодно критиковать и ругать СССР за то и за другое, но нельзя и отрицать того, что в Советском Союзе было превосходное бесплатное образование, и что мы в прежнем формате были самой читающей страной в мире. Читали все и все, от периодических изданий до толстенных томов энциклопедий, от классики до фантастики, которая в СССР непременно дополнялась словом «научная».

Одним из крупнейших издательств был ДетГИз, издававший книги для детей и подростков. И его продукция была очень востребована, потому что дети читали много, на самом деле очень много! Ходили в библиотеки, стояли там в очереди на интересную книжку, а потом взахлеб читали ее даже ночью, с фонариком под одеялом, потому что родители давно уже сказали спать, но разве можно оторваться от захватывающего повествования и оставить книжного героя до утра в одиночестве с его приключениями?

Факт!

Много читающие дети естественно были более грамотными, потому что во время чтения невольно запоминали накрепко правильное буквенное отображение слов. Потом эту «нечаянную» грамотность стали называть «врожденной», хотя к генетике она имеет мало отношения.

Так было примерно до середины восьмидесятых, когда начался постепенный слом успешной советской системы образования. Изменился метод обучения детей грамоте — визуально-логический, базировавшийся на том, что сначала ребёнок знакомился с буквами, а потом учился складывать из них слова, опираясь сразу на правила их написания, а не на фонетические составляющие. Это важно для русского языка, в котором произношение слова может сильно отличаться от написания. Не в такой степени, как во французском, например, но все же.

Сегодня детей сначала учат разбирать слова фонетически, записывать их в фонематической форме, которая может очень сильно отличаться от правильного написания. Считается даже, что ребёнку вредно учить буквы вначале. А в обучении чтению доминирует стремление научить ребёнка озвучивать печатный текст быстро и с выражением вместо прежней цели: научить детей понимать прочитанное. Методистам, внедряющим эти стандарты обучения, видимо, невдомек, что озвучивание текста и его понимание — процессы разные и даже между собой почти не связанные.

Елена Хачикян, доктор педагогических наук

Потеря интереса к чтению является сегодня одной из наиболее актуальных проблем образования. Интерес к литературе любого рода падает из-за конкуренции с интернетом и другими коммуникационными технологиями. Дети, почти переставшие читать, остаются почти неграмотными, у них плохая память, страдает интеллект и эмоционально-нравственная составляющая. Они плохо пишут и не способны внятно и грамотно излагать информацию не только в письменной форме, но и в устной речи. В век информации новое поколение плохо приспособлено к получению и передаче информации в форме текста.​

Если сравнить статистические данные за последние десятилетия, то вот что можно увидеть: в 80-е годы прошлого столетия большинство выпускников школы писали большое экзаменационное сочинение, в среднем делая 4-6 ошибок на 10 страниц рукописного текста. Сегодня всего 4% способны написать текст такого объёма, сделав менее 8 ошибок в гораздо более коротком тексте диктанта, а даже не сочинения.

Детей обучают быстро читать, и с этим школьная программа более-менее справляется. Правда, это относится исключительно к технике чтения, но не к пониманию текста.

А читать то, что непонятно — не просто неинтересно, но и утомительно. Дети могут научиться бегло читать вслух для получения оценки, но реального навыка беглого чтения у них не формируется. Только навык озвучивания букв, сложенных в слова.

Первая причина потери интереса к чтению — изменение в системе образования, не обеспечивающее формирования хорошего навыка чтения у детей.

Елена Хачикян, доктор педагогических наук

Говорить, что современные дети совсем не читают, тоже не корректно. Около трети подростков читают регулярно и довольно много. Среди детей младше 15 лет этот показатель немного ниже, среди более старших, 15-17 лет — чуть выше. И это уже значительно лучше, чем в 2005 году, когда регулярно читали всего 18% школьников средних классов. Но все еще хуже показателей позднего СССР, и даже в 1998 году этот показатель был заметно выше: почти 50% детей читали много и часто.

Изменились читательские предпочтения молодых. Сегодня им совершенно не интересна классическая литература, обязательная к прочтению в рамках школьной программы, зато современным фэнтези подростки зачитываются. Если, конечно, в принципе читают.​

Причины угасания интереса к чтению


Отчасти виновны в этом современные цифровые технологии: компьютеры, смартфоны, интернет, социальные сети и компьютерные игры. Во времена СССР не было таких возможностей развлекаться, как сейчас. И вовсе не факт, что советские дети, будь у них доступ к интернету и компьютерным играм, читали бы так же много. Чтение более энергетически затратно, оно требует усилий — по крайней мере, когнитивных, в отличие от просмотра роликов в ТикТоке или игры.

Вторая причина нелюбви к чтению — изобилие более легких способов развлечься. Интернет, компьютерные игры, видеоконтент.

В прежние времена дети читали также ради получения знаний, информации. Не было другого способа получить ее, кроме как прочитать учебник или книгу. Приходилось также запоминать огромные объёмы информации, чтобы получить возможность оперировать ею в процессе учебы или работы.

Сегодня всего этого не требуется: есть «ОК, Гугл», Алиса, Сири и прочие круглосуточные помощники для поиска нужной информации. Отпала необходимость держать в голове большую часть информации, развивать память, логику, способность к анализу и рассуждениям. Больше не нужно все «пропускать через себя», осмысливать, укладывать в общую картину мира, все более целостную.

По мнению ученых, у современных детей не формируется из-за этого системное мышление, позволяющее понимать и правильно оценивать реальность.

Факт!

Лаборатория Касперского сообщает, что, судя по результатам анонимных данных, полученных от модулей «Родительского контроля», большую часть поисковых запросов детей составляет поиск видеоконтента, причем развлекательного характера. 

Чаще всего подростки посещают социальные сети, среди которых лидирует ВКонтакте, и всего 8.5% запросов связаны с учебой. Но и тут не все так, как хотелось бы: чаще всего школьники ищут в сети готовые домашние задания. Чтобы не напрягаться самим собственным умственным развитием.​​

Ломбина Тамара, педагог

Проведенное нами исследование навыка чтения у школьников показало удручающие результаты. Мы опрашивали школьников 4 классов из разных городов, чтобы выяснить уровень развития навыка чтения. 4 класс был выбран потому, что к этому возрасту ребёнок уже должен быть развит полноценный навык чтения. Но этого не происходит.

70% детей могут понимать только самые простые тексты, причем на хорошо знакомые ребёнку темы. Причем чем больше ребёнок проводит времени в интернете, тем ниже у него навык чтения и понимания прочитанного. Хотя в сети он тоже читает — большинство ищут информацию в интернете и общаются в соцсетях посредством текстовых сообщений.​

Людмила Ясюкова, психолог

Навык чтения может считаться полноценным, когда смысловой единицей является целое предложение. Ребёнок прочитывает и понимает его целиком, и может пересказать своими словами его смысл.

Если смысловой единицей является отдельное словосочетание или слово, то речь идет о среднем навыке чтения, если слово или слог — слабый навык. Такие дети не понимают даже самые простые тексты, потому что не способны улавливать смысл целого предложения. Пока они дочитывают его до конца, забывают, с чего оно начиналось.

Мы разработали тест, позволяющий оценить степень развития навыка чтения, в котором ребёнку предлагается прочитать отрывок из 5 предложений, в котором пропущено 10 слов. Ребёнок должен заполнить эти пропуски, причем допускается вставлять слова, близкие по смыслу.

Многочисленные тестирования показывают примерно одинаковый результат: только 30% учеников набирают по результатам теста 8 или 9 баллов, показывая хороший навык чтения. Смысловой единицей является для них целое предложение, они хорошо понимают его смысл. Такие дети читают с удовольствием и много, причем в «бумажном» формате.

10 баллов набирают единицы.

Сегодняшние нормативы требуют от ребёнка только беглого озвучивания печатного текста, без контроля понимания прочитанного. Потому что под навыком чтения понимается сегодня способность соединять согласные с гласными и их озвучивание, тогда как прежде считалось, что чтение — это процесс не озвучивания, а осмысления графических символов.​

Анна С, педагог.

Родители могут заставить ребёнка читать книги, но заставить его понимать прочитанное — выше их возможностей. У меня был ученик, который считался много читающим. Его родители постоянно хвастались тем, что сын прочитал еще вот эту книгу, и ту, а сейчас читает еще одну. Но когда я спросила его, понравились ли ему прочитанные книги, он пожал плечами. И не смог ответить на вопросы относительно содержания книг. Ни на один. Его чтение было совершенно механическим, только чтобы родители отстали. Он даже имен главных героев не помнил. А считалось, что «много и бегло читает».​

Что же делать? Смириться с новыми реалиями, оставить детей в покое? Пусть не читают, если не могут и не умеют? В конце концов, новое время диктует новые условия...

Как побудить ребёнка к чтению: 5 советов

Как побудить ребёнка к чтению: 5 советов

Педагоги и психологи рекомендуют:

  • Показывайте личный пример. Давно известно, что дети делают не то, что родители говорят им делать, а то, что делают сами родители. Если мама и папа не читают сами, они могут хоть до посинения требовать, чтобы чадо читало. Чадо читать не будет, если не видит примера.

Потому что третья важная причина, почему ребёнок не хочет читать — потому что в семье это не принято. Нет побуждающего примера.

Начинать стоит с раннего детства, читая ребёнку вслух, обсуждая прочитанное, предлагая ему дофантазировать сюжет или предложить свой вариант развития событий. В чтении оставлять «зацепку» — прекращать чтение на интересном месте, например, чтобы ребёнку, снедаемому нетерпением, однажды захотелось больше не зависеть от взрослого, у которого не всегда есть время на совместное чтение, и узнать, наконец, самому, что там в следующей главе происходит с героем.

  • Не заставляйте читать. Навязывание и диктат только усугубляют нежелание подчиняться и выполнять требование. Здесь все полностью соответствует пословице — «Насильно мил не будешь». Вместо принуждения необходимо заинтересовать. Для этого лучше всего подходят модные в подростковой среде тематики — фэнтези, и даже «темное фэнтези», которое взрослым может показаться «ужасной чушью». Пусть привыкает читать то, что интересно, потому что потом интересы расширятся с большей вероятностью.

Четвертая причина отсутствия интереса к чтению — навязывание этого занятия старшими. Необходимо не заставлять, а заинтересовать. Императивы в этом неуместны.

Все навязываемое вызывает отторжение, особенно в подростковом возрасте, когда и так бунтарские настроения на пике, и все старшие кажутся «замшелыми пнями, ничего не смыслящими в современной жизни», ископаемыми, которые просто не смогли разобраться в современных реалиях, освоить компьютер и интернет, а туда же, учат...

К этому же пункту относится и навязчивое стремление родителей научить ребёнка читать как можно раньше. Чтобы ребёнок научился запоминать буквы, его мозг должен быть к этому готов. Форсирование развития не дает хороших результатов. Пусть ребёнок играет с буквами, учится их рисовать или лепить, и однажды все пойдет как надо. Главное — не давить, чтобы не вызвать обратной реакции.

  • Расширяйте словарный запас детей. Чем больше слов они знают, тем легче им справиться с пониманием текстов, чем легче понимание — тем выше интерес к чтению. Читая вслух, проверяйте, все ли слова понял ребёнок, объясняйте значение непонятных. Обсуждайте с детьми прочитанное, подталкивая их к пересказу. Так легче запоминаются новые слова и расширяется словарный запас. Предлагайте пересказывать хорошо знакомые тексты с использованием других слов. Это может стать увлекательной игрой, в которой ребёнок будет с удовольствием участвовать хотя бы только потому, что это игра с родителями.
  • Пусть в доме будут настоящие бумажные книги. Конечно, время больших личных библиотек, видимо, миновало. Но наличие книг подталкивает ребёнка к чтению, воспитывает уважение к книгам. Можно иметь в своем распоряжении огромную библиотеку в цифровом формате, но если самые любимые книги будут в бумажном варианте хорошего издания, с красивыми иллюстрациями, это поможет сформировать понимание того, что бумажная книга — это круто. Это эксклюзив, это элита.
  • Подсказывайте детям, что почитать. Только руководствоваться стоит не столько собственными вкусами, которые могут показаться устаревшими современному ребёнку, а ориентироваться на современные тенденции. Вопреки распространенному мнению, что сегодня детской и подростковой литературы почти не существует, это не так. Хорошие современные авторы есть, они пишут, издаются, публикуют книги для детей и подростков в электронном формате. Можно ориентироваться на отзывы читателей в интернет-магазинах и на других ресурсах, где читатели делятся своим мнением о прочитанных книгах. Лучше прочитать книгу самому, прежде чем рекомендовать ее ребёнку. Это позволит отбраковать откровенный хлам, которого тоже хватает, а также потом можно будет обсудить содержание. Даже если вам не интересны книжки о вампирах или хоббитах, стоит знать то, чем увлекаются дети.

Пятая причина, по которой дети не читают — они просто не знают, какие есть интересные книги, и узнать необходимо помочь.

Учитывайте, что книги, которыми зачитывались мы сами и наши родители, современному ребёнку могут быть скучны. Им нужна динамика сюжета, и, например, длинные описания природы в книжках Майн Рида введут их в скуку. А Жюль Верн с его научными предсказаниями покажется совсем уж устаревшим: современная жизнь настолько далеко шагнула, что гениальность жюльверновских предвидений уже совсем не выглядит впечатляюще. То, что современникам писателя казалось фантастикой, сегодня уже не просто произошло, но уже и устарело.

А самое главное, что рекомендуют многие педагоги — начать учить ребёнка читать до поступления в школу. И желательно — по старым методикам. Тогда есть шанс, что к 4 классу ребёнок овладеет хорошим навыком чтения, который будет развивать дальше уже самостоятельно. Потому что успеет заинтересоваться чтением, научиться понимать прочитанное, расширит словарный запас и сферу своих интересов. И в результате попадет не в 70% не научившихся нормально читать и понимать текст, а в 30% тех, кому такой способ передачи информации доступен в полной мере.

Рекомендуем прочитать еще одну статью по теме чтения: «Зачем читать детям вслух: 6 причин для семейного чтения».


Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Вооружен до зубов: 9 гаджетов для здоровья зубов и десен

Какие гаджеты помогут сохранить здоровье зубов и красоту улыбки? Топ лучших для домашнего применения.

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 22.05.2021 19:37
Рейтинг статьи:
4,8

Использованные источники

Проблемы чтения в новой цифровой реальности(на примере школьников). Часть 2 / Ломбина Т Н, Мансуров В А, Юрченко О В // СНиСП 2020
Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников / Л. А. Ясюкова // Национальный психологический журнал 2007

Читайте также

Основы и варианты творческого воспитания детей разного возраста
Для развития детей важно не только физическое или психологическое состояние, но и творческое начало.
Методики развития мелкой моторики у малышей до года: игры и упражнения
Хотите развить мелкую моторику малыша до года? Рассмотрим значение этого навыка и способы его развития.
Такой разный пубертат: мифы и правда про половое созревание
Что родителям нужно знать о половом созревании детей: новые тенденции, заблуждения и советы.
Интеллект у детей: 5 новых факторов развития
Умный ребенок: американские ученые определили, от чего зависит интеллектуальное развитие детей.
Школа в Турции: особенности и преимущества
Как влияет специфика школьного образования в Турции на выбор будущей профессии?
«Загорский эксперимент»: как вырастить ученого из слепоглухого ребенка?
«Загорская четверка» слепоглухих ученых. Как это получилось, рассказывает MedAboutMe.