Профессиональное самоопределение — непростой шаг в любом возрасте. При выборе будущей профессии, казалось бы, надо учитывать в первую очередь личные предпочтения. Однако в нашем мире, где существует более 50 тысяч базовых профессий на любой вкус, почти 90% людей страдают от отсутствия самореализации, в основном в профессиональной сфере. Как же такое возможно при существующем институте профориентации для школьников и взрослых, при наличии множества психологических тестов, учебных заведений всех уровней, возможности получать образование очно, заочно, уезжать за знаниями за границу? Разбираемся в сути профессионального самоопределения в подростковом возрасте, его целях и классических ошибках, совершаемых как детьми, так и их родителями.
Методы профориентации
Как и при любой диагностике — медицинской ли, технической, профессиональное ориентирование использует несколько базовых методов. Наиболее распространено тестирование, причем для подростков обычно предлагаются групповые методы: раздали в классе опросник, в лучшем случае провели полдня в центре профориентации молодежи, занимаясь «деловыми играми» и отвечая на вопросы «Кем ты хочешь стать?». Надо ли говорить, что к подобным методикам не стоит относиться, как к определяющим действительное направление личности? Заполнение наиболее популярного теста ДДО (дифференциально-диагностический опросник) Е. А. Климова, например, занимает 5-7 минут. На его основании подростку выдаются рекомендации типа профессии, наиболее подходящего личностным характеристикам: человек-природа, человек-человек, человек-художественный образ, человек-техника, человек-знак. В течение нескольких минут фактически предлагается решить вопрос о будущем школьника, даже гадание у цыганок занимает больше времени.
Более того, основная направленность в этом возрастном периоде — социальная, практически все тинейджеры тем или иным способом стремятся к общению, а значит, тип «человек-человек» будет превалировать у большинства тестируемых.
Второй метод — консультация у специалиста по профориентации, очная или заочная, на основе пакета тестов. Это уже более углубленное изучение личностных предпочтений, склонностей, возможностей развития. Однако в «сухом остатке» подросток получает набор профессий, несколько более суженный, по сравнению с одним-двумя тестами, но не более. Набор будет достаточно сильно зависеть от настроения, с которым человек заполняет тесты, недавних значимых событий в жизни («я поссорился с друзьями и теперь вообще с людьми в будущем иметь дела не хочу, хочу стать ветеринаром»).
Не стоит также забывать, что у специалистов в «потоковых» центрах профориентации могут существовать и личные предубеждения на некоторый вид профессий, и мнение о наиболее выгодных вариантах карьеры, да и, в конце концов, есть и «госзаказ» на некоторые типы образования и рабочих мест. Последнее, впрочем, чаще относится к профориентации во взрослом возрасте.
Индивидуальное консультирование, особенно длительное, как лонгитюдное исследование, со сбором семейного анамнеза, успехов в школе, обсуждения хобби и того, как здорово было учить малышню в летнем лагере делать воздушных змеев, конечно, лучший вариант. Тут можно выяснить, является ли любовь к математике склонностью к предмету или же влиянием личности преподавателя, нет ли давления со стороны родителей, явного или скрытого (как в семьях, где профессия врача, к примеру, передается из поколения в поколение), погони за модой, следования за друзьями или ориентации на кумира.
Такой тип профориентации оптимален. Он позволяет разобраться в том, что человек знает о себе, а не узнать то, какое мнение, транслируемое ему окружающими, он сформировал и закрепил. Но это, во-первых, платная услуга, во-вторых, доступная далеко не во всех городах, не говоря уже о сельской местности. И, в-третьих, люди растут и меняются, поэтому и такой результат тестирования в будущем может оказаться ошибочным.
Что делать?
Выбор профессии — он на всю жизнь?
Для начала стоит вспомнить, что за свою жизнь человек в среднем сменяет до трех профессий. Они могут быть как в смежном секторе, например, специалист в инженерии, консультант, преподаватель все в той же сфере, а могут быть и резкие изменения профессиональной среды — был бухгалтером, стал музыкантом.
Первая ситуация в основном характерна для людей, «нашедших себя» в данной области или же опасающихся внезапных поворотов судьбы. Вторая — следствие недостатка самореализации, неверного выбора на первом этапе. Поэтому стоит принять, как данность: выбор профессии в начале пути не определяет все его изгибы.
В этом отношении удачно построена система высшего образования в США, где первые три года, поступая в университет, студент получает базовые знания, имея возможность накапливать опыт и понимать, что стоит выбрать для специализации.
Ну а если выпускные экзамены уже «на носу», надо решать финансовые вопросы, впереди вероятность службы в армии и тяготит необходимость самоопределения, что делать? Как и в каком возрасте надо задумываться о будущей профессии?
Самостоятельная профориентация: от ребёнка до выпускника школы
Найди себе дело по душе, и тебе никогда больше никогда не придется работать.
Конфуций
Почти все дети с раннего детства пытаются самоопределиться: хотят стать воспитателем, канатоходцем, пастухом, ветеринаром для насекомых — ведь их никто не лечит, принцессой, космонавтом, врачом, как папа… В абсолютном большинстве случаев ребёнок проходит сквозь череду предпочтений, изменяя их по мере взросления, смены приоритетов, да и просто узнавая побольше о профессии. Так, принцессам нужен замок и все равно придется мыть ноги по вечерам, а воспитателям надо помимо игр заполнять сотни бумажек и отчетов. Нет, не тот выбор.
Как понять, что нужно именно этому подростку? В таком вопросе даже самая профессиональная помощь со стороны не возможна без понимания своих особенностей.
Итак, представляем пять шагов, помогающих в определении будущей профессии.
- Подумать о том, что вы любите
Какие предметы в школе особенно вдохновляют? Какие действия поглощают настолько, что время летит незаметно? Список из 10 наиболее любимых занятий, даже если это компьютерные игры или уход за фиалками, может помочь выявить возможные пути развития.
Дальше пытаемся установить связь между элементами вашего списка: есть ли в нем группа занятий, связанных с искусством, социальной деятельностью или технологией?
- Определение существующего опыта
Надо вспомнить как минимум о трех событиях, которые научили чему-то, подарили новое знание о себе, и выбрать то, которое давало наибольшее чувство удовлетворения. Постараться понять, почему это так. Если получается точно определить, что приносит удовольствие в деятельности, можно начать определяться с карьерой, обеспечивающей эти виды переживания.
- Автопортрет
«Я дружелюбен, креативен, нетерпелив, смешлив, организован 2ный»… Надо записать список из 10 качеств, которые, по личному мнению, описывают индивидуальность. Можно попросить друзей и семью назвать некоторые из качеств — иногда другие люди видят нас более четко, чем мы видим себя.
И теперь стоит подумать о том, какой вид карьеры подходит человеку, которого описывает этот список.
- Рассмотреть свои сильные и слабые стороны
Составляем список пяти самых сильных и слабых сторон. Какие работодатели были бы заинтересованы в таких сильных сторонах? Например, если человек хороший оратор, надо изучить, какие профессии требуют этого навыка.
Слабости могут также рассказать много о выборе. Человек может либо уклоняться от карьеры, требующей навыков, в которых он не уверен, либо работать над улучшением слабых мест, которые могут удерживать его от поставленных целей.
- Изучение мира профессий
Что делают актуарии или археологи? Какие будут возможности в будущем для архитекторов или арт-директоров? Изучение возможных вариантов значительно расширит ограниченный круг профессий из типа «человек-знак» или любого иного.
Как понятно, без самопознания, самоизучения тут не обойтись. Зато подобный подход можно начинать практиковать уже со средним школьником, а уж тинейджерам подобная рефлексия обязательна к действию в любом случае, даже если в планах уже есть пункт «стать пианистом» с пятилетнего возраста. Информация не повредит.
Те же тесты на профориентацию, при всем их несовершенстве, являются значительным подспорьем в сборе информации о себе. Только проходить их нужно не раз и не два, оценивая результаты с точки зрения изменения своей личности, роста возможностей, формирования четких целей.
Большинство молодых людей не знают, что они хотят делать или что им делать сейчас. Да и многие взрослые на самом деле успевают поработать на нескольких разных должностях, прежде чем выбрать карьерный путь. У подростка, несмотря на давление, еще есть время, чтобы узнать себя, найти карьеру, которая ему подходит, и реализоваться в ней. Но и сам поиск и выбор — тоже непростая работа.
Профориентация в психологической деятельности — это проведение комплекса мер содействия в профессиональном самоопределении и поиске наиболее подходящего вида занятости, принимая во внимание потребности и способности, а также социально-экономическую ситуацию на рынке труда. Специалисты имеют большой арсенал необходимых технологий, которые включают в себя диагностические методики, беседу, групповую тренинговую работу и многие другие.
Опросники, безусловно, являются универсальным способом продиагностировать испытуемого с целью выявления определенной предрасположенности к какой-либо деятельности. Большинство профориентационных методик ориентируются на классификации профессий разных ученых. Например, «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) опирается на классификацию профессий Е.А.Климова по предмету труда. С помощью этой методики можно выяснить область, в которой человек будет наиболее успешен: область техники, коммуникации с людьми, творческая направленность, работа с природой или со знаковыми системами. Этот опросник имеет ряд преимуществ: он достаточно короткий, не требует большого количества времени для интерпретации результатов, подходит для работы со школьниками. Но также ДДО Климова имеет и недостатки: он определяет лишь примерную область деятельности.
Еще одна хорошая методика «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) опирается на классификацию Дж. Холланда. Методика позволяет оценить принадлежность человека к одному из 6-ти типов личности, оценить его психологические особенности, подобрать наиболее предпочтительные виды профессиональной деятельности, оценить удовлетворенность человека своей профессией. Преимущества этого опросника в том, что он достаточно обширный и опирается на тип личности испытуемого, что позволяет выявить индивидуальные особенности и предпочтения. Недостатки же состоят в том, что эта методика рассчитана на людей старше 17 лет и имеющих среднее образование, т.е. для работы со школьниками она не подходит. Тем не менее эти два ведущих опросника (ДДО и ОПП) можно использовать вместе, чтобы сопоставить результаты.
Грамотные психологи-профориентологи работают с использованием личного профессионального плана (ЛПП). Респонденты заполняют определенную анкету для определения личного профессионального плана, далее психологи проводят диагностическую работу с использованием наиболее распространенных профориентационных методик (ДДО, ОПП). После этого специалистами сравниваются результаты, полученные в ходе диагностической работы, с итогами анкетирования. На основании этого сопоставления психологи проводят беседу с испытуемыми, сообщают им о полученных результатах и работают с теми, чьи результаты вызывают вопросы и являются противоречивыми.