Человеческие отношения, в том числе трудовые, складываются из мелочей. По мнению экспертов в области психологии профессионального общения, любая деталь имеет свое значение для успешной коммуникации. Узнайте, какие правила позволяют наладить контакт и достичь желаемых целей в процессе разговора.
Правило №1: точно дозируйте информацию
Сказанное к месту, вовремя слово непременно приносит свои положительные плоды. Это в полной мере касается трудовых отношений, бизнес-коммуникации. Важную информацию можно выдавать порционно, не спеша, небольшими «дозами». А можно делать это одномоментно, «оптом», удачно сгруппировав эксклюзивные новости.
Важно обдумать тактику заранее, спроектировав различные ситуации, «отработать» все возможные варианты. Главное — не спешить и не сообщать собеседнику лишнего, уверовав в благие намерения или увлекшись демонстрацией доверия. И помнить о том, что «болтун — находка для шпиона».
Правило №2: остерегайтесь оценок
По мнению современной психологии профессионального общения, во время любых рабочих встреч, доверительных бесед с коллегами или диалогов с конкурентами в бизнесе не стоит навешивать «ярлыки» и раздавать «диагнозы». Именно это способно свести к нулю любой вид коммуникации, в том числе самые успешные переговоры. Особенно неудачные «выводы», озвученные по неосторожности или в результате ошибочного расчета, способны «похоронить» самые блестящие планы и смелые идеи.
Обобщайте крайне осторожно. Если без оценки чего-либо или кого-либо нельзя обойтись, используйте широко известные пословицы и поговорки, крылатые выражения и т. п., которые методом сравнения, сопоставляя идентичное либо не сопоставимое, с юмором, по-доброму помогают сообщить оценку действиям участников трудовых отношений, конкретной рабочей ситуации.
Правило №3: верно давайте и принимайте советы
Они необходимы в отношениях между участниками любого рабочего процесса. Но важно научиться принимать их к сведению с благодарностью, даже если они не кажутся верными и не могут быть воплощены в жизнь. А раздавать их коллегам, подчиненным, конкурентам и уж тем более начальству следует с прицельной точностью снайпера.
Советуя что-либо в ходе делового общения, необходимо уважать свободу выбора собеседника, его право на принятие решений, оставлять за ним возможность совершать и исправлять собственные ошибки.
Правило №4: планируйте вопросы
Именно взвешенные, точные, а иногда каверзные, неожиданные вопросы являются основным «строительным материалом» любой беседы. Они помогают раскрыть сущность собеседника, разглядеть тайные мотивы, увидеть «подводные камни», которые лежат в самом спокойном русле беседы и т. д.
Некоторые «почему?» и «как?» могут рождаться спонтанно. Но чтобы разговор шел в верном направлении, следует заранее подготовить интервью, запланировать и сформулировать основные вопросы, которые необходимо будет поднять, а также их желательную очередность.
Правило №5: соблюдайте тишину
Молчание является не только самым простым, но и весьма эффективным инструментом разговора. При этом «прием тишины», по мнению специалистов в области психологии профессионального общения, используется недостаточно.
Речевая сдержанность позволяет «разговорить» собеседника, дает ему возможность высказать свою точку зрения по тем или иным вопросам, а заодно получить порой весьма важную информацию. Кроме того, тишины со стороны одного участника беседы бывает достаточно для того, чтобы отношения стали более доверительными для другого, так как это помогает ему преодолеть изначальную настороженность, скованность, возможные комплексы, психологические «зажимы».