Во время беременности привычная домашняя аптечка может стать похожей на минное поле. То нельзя, это нельзя, это можно – но только в первом триместре и по чуть-чуть, если врач разрешит, а это надо убрать до окончания вскармливания… Ну как не запутаться! Порой женщина может и не знать о новых противопоказаниях и по привычке выпить таблетку.
Чем грозит такая беспечность? Как известно, многие препараты с легкостью проходят через плацентарный барьер, оказывая влияние растущего малыша. И если даже единичный прием средства может привести к нежелательной реакции, что говорить о постоянной терапии? Сегодня MedAboutMe расскажет, почему беременным женщинам необходимо убрать в дальний ящик некоторые лекарства.
Антидепрессанты при беременности: за или против?
Депрессия среди будущих мам – вовсе не такое редкое явление, как может показаться на первый взгляд. Нагрузка на организм беременной женщины колоссальна как в физическом, так и в эмоциональном плане. Депрессия – это самая настоящая мина замедленного действия, которая может взорваться в любой момент. Несмотря на скептическое отношение многих к этому диагнозу, отечественные и зарубежные специалисты давно сошлись во мнении, что расстройство можно и нужно лечить.
Стресс, который испытывает женщина во время беременности, не проходит для ребёнка бесследно. В 2019 году были опубликованы данные исследования, целью которого было оценить влияние материнской депрессии на состояние плода.
Первый факт, который обнаружили ученые, удивил: у женщин, подвергавшихся во время беременности воздействию психологического стресса, чаще рождались девочки. Второй факт был менее радостен: депрессия действительно может привести к преждевременным родам и задержке развития нервной системы плода, что связано с повышенным выделением кортизола.
Казалось бы, рациональным решением в этом случае станет назначение антидепрессантов. К примеру, ингибиторы обратного захвата серотонина снижают уровень тревожности, улучшают настроение и нормализуют сон. Ну что еще нужно беременной женщине?
Однако вовсе не стоит немедленно бросаться в аптеку: не все то, что хорошо для матери, будет хорошо и для плода. Ученые из Дании доказали, что прием ингибиторов обратного захвата серотонина приводит к увеличению частоты преждевременных родов, а младенцы имеют более низкую оценку по шкале Апгар.
Планирование беременности на фоне депрессии с медикаментозной поддержкой – вопрос непростой. Не все препараты можно продолжать принимать. И даже те, которые ранее считались безопасными для плода, по новым данным могут влиять на вынашивание.
JAMA Psychiatry в мае 2019 года обнародовала данные крупного наблюдения за почти 450 тысячами беременных Канады.
6,1% беременностей закончились спонтанными выкидышами. Среди женщин, потерявших беременность, 1,4% принимало бензодиазепины для лечения расстройств настроения, тревожности и бессонницы.
Ранее такие же результаты были получены британскими врачами: препараты бензодиазепинового ряда повышают риск спонтанного аборта на 60%.
Выводы не утешают: хронический стресс и аффективные расстройства – плохо для обоих, и матери, и ребёнка. Антидепрессанты тоже могут быть вредны. Как в таком случае выбрать наименьшее зло?
- Если беременность планируемая, перед ее началом необходимо оценить риск уменьшения дозы медикаментов, подбора лекарств, которые в меньшей степени влияют на гестацию. В новом обзоре Cochrane указывается на эффективность сочетания Омега-3 и антидепрессантов, за счет которого, вероятно, получится снизить количество принимаемых препаратов.
- Если депрессивное расстройство развивается на фоне вынашивания, специалисты советуют начинать борьбу другими способами: к примеру, достаточно результативной при экзогенной депрессии может быть психотерапия.
- Если же немедикаментозные методы не улучшают состояния, вопрос о назначении антидепрессантов рассматривается в индивидуальном порядке. Врачи ориентируются на вероятность тератогенного действия веществ: на данный момент к условно-безопасному классу А относят флуоксетин, флувоксамин, сертралин, из нейролептиков – азалептин.
Правильной тактикой считается щадящая психофармакотерапия, купирование аффективных расстройств на ранней стадии при помощи минимальных доз и кратких курсов. Поэтому при любых подозрениях важно без сомнений и стеснения обратиться к врачу, не дожидаясь ухудшения состояния.
Наркоман поневоле: чем опасен прием опиоидов?
Выражение «наркотическая зависимость у новорожденного» звучит чудовищно, не так ли? Однако это не придуманные врачами байки и не промыслы желтой прессы: такой диагноз действительно существует. И это – не дети наркоманов.
«В период с 2000 по 2009 год заболеваемость синдромом отмены наркотиков, также называемым синдромом абстиненции новорожденных, возросла с 1,2 до 3,4 случаев на 1000 живорождений», – сообщает Нора Волков, профессор Национального института США по борьбе со злоупотреблением наркотиков.
Специалисты предполагают, что основная причина кроется в широком назначении опиоидных или комбинированных анальгетиков пациенткам, страдающим от хронической боли. Далеко не каждая женщина может отказаться от них во время беременности. Наркотические анальгетики угнетают дыхательный центр плода, приводят к появлению множественных пороков и существенному отставанию в росте и развитии.
Даже если беременность заканчивается родами ребёнка без выраженных патологий, есть вероятность столкнуться с синдромом отмены. Ломка у новорожденного – зрелище не для слабонервных. Такой малыш ведет себя беспокойно, хаотично двигается, причиняя себе вред, может непрерывно кричать и очень крепко зажмуривать глаза. Ему очень больно.
Как говорят неонатологи, только 12% новорожденных переносят ломку относительно легко, в то время как остальным приходится пройти через все круги ада в борьбе с зависимостью. Даже при успешном восстановлении риск развития синдрома внезапной смерти в несколько раз выше, чем у других малышей.
К сожалению, при тех болезнях, которые действительно требуют применения опиоидных обезболивающих, альтернатив лекарствам, как правило, практически нет. И иные группы анальгетиков также могут негативно влиять на плод. На беременность стоит решаться в состоянии стойкой ремиссии, заранее обсудив с врачами возможность альтернативных методов решения проблем.
Важно помнить, что прием подобных препаратов при грудном вскармливании тоже может быть губителен: оснований утверждать об их безопасности нет, а трагические исходы уже есть. Врачам известны как новые случаи летальных исходов у младенцев, так и давние истории трагедий, которые можно было бы предотвратить.
Талидомидная катастрофа: жертвы седативного лекарства
В современном мире перед выходом на фармацевтические рынки лекарственный препарат должен пройти не одно клиническое испытание, которое бы подтвердило его безопасность. Благодаря исследованиям получается выявить противопоказания и побочные эффекты, оценить возможность использования медикамента во время беременности и лактации. Как правило, если нет безопасного способа протестировать влияние действующего вещества на плод или ребёнка, его не рекомендуют.
Однако не всегда существовала такая тщательная система отбора. Как известно, за многими открытиями и правилами стоят чье-то здоровье или даже жизнь.
Около 65 лет назад немецкая компания синтезировала вещество, получившее название талидомид. Исследования, проводившиеся на лабораторных животных, не выявили никаких побочных эффектов. И талидомид прочно занял место на рынке седативных препаратов.
Его активно продвигали в качестве средства для облегчения утренней тошноты у беременных. Начиная с 1957 года, препарат начал продаваться в Германии, Великобритании, Швейцарии, Южной Америке, Африке и еще в 46 странах. Это был абсолютный успех и абсолютная катастрофа.
В конце 1950-х врачам по всему миру пришлось столкнуться с ужасающими последствиями талидомидовой трагедии. На свет появлялись дети с выраженными врожденными пороками: дефекты или отсутствие конечностей, деформации ушных раковин, глаз, грубые аномалии развития внутренних органов. Около 40% новорожденных умирало в течение первой недели. Число «детей талидомида», как их тогда окрестила пресса, составило по средним оценкам не менее 120 тысяч.
В 2018 году было опубликовано исследование, которое объяснило, почему талидомид смог в свое время выйти на фармацевтический рынок.
Дело в том, что препарат вызывал мутации только у людей, приматов и кроликов, но не у грызунов, на которых проводили первичные испытания.
К сожалению, чтобы узнать это, человечеству пришлось заплатить страшную цену. Жертвами талидомидовой катастрофы в 2012 году был установлен мемориал.
Заключение
Далеко не всегда беременность бывает такой, как на красивых картинках и в художественных фильмах. Это состояние может сопровождаться депрессией, расстройствами сна, тревожностью и неприятными физическими ощущениями. Иногда кажется, что единственный способ справиться со всем этим – принять «волшебную пилюлю».
Даже привычное средство может оказаться опасным. Распространенные «успокоительные и сердечные» капельки содержат фенобарбитал, приводящий к нарушению свертываемости крови у ребёнка и кровотечению в раннем послеродовом периоде.
Тщательно изучайте инструкции к препаратам, а лучше консультируйтесь с врачом!
Во время беременности женщина отвечает не только за себя, но и за будущего ребёнка. А это уже довольно весомый повод, чтобы внимательно вчитываться в описание лекарственных средств и искать компромиссы. Бороться с депрессией и болью в некоторых случаях можно без медикаментов: как доказывают исследования, простые объятия способны значительно увеличить уровень эндорфинов в крови.
Но если без медикаментов все же не обойтись, нужно обратиться за консультацией к акушеру-гинекологу и профильному врачу. Специалисты проверят возможность применения нужного препарата во время беременности или подберут альтернативу.