Всем известно: нельзя лечить вирусные инфекции антибиотиками! Ведь антибиотики – лекарства, убивающие бактерий. А если использовать их для борьбы с вирусами, то у бактерий развивается устойчивость (резистентность) к антибиотикам. И это грозит человечеству катастрофой.
Однако уже не первый раз мелькают сообщения о том, что для лечения некоторых вирусных инфекций можно (и даже нужно) использовать антибиотики. MedAboutMe разбирается, что же это за инфекции и что же это за антибиотики.
Вирус Зика и антибиотики: надежды
Почти 75 лет назад был открыт вирус Зика. В 2007 году о нем заговорили из-за вспышки лихорадки Зика на острове Яп, но настоящую «популярность» вирус приобрел в 2015 году, когда добрался до американских континентов и стал стремительно распространяться по странам Южной и Центральной Америки. Вирус тропен, то есть предпочитает поражать нервные стволовые клетки, а также отдельные типы клеток глии – совокупности клеток, окружающей нервные волокна. Эта тропность вируса к стволовым клеткам нервной системы объясняет, почему страдает мозг плода, у заразившейся вирусом Зика беременной женщины.
В исследованиях 2017 года появились первые сообщения о том, что лечебный эффект при заражении вирусом Зика оказывают некоторые антибиотики. А в декабре 2020 года журнал PNAS опубликовал статью американских ученых о результатах поиска лекарств против вируса Зика. С помощью метода высокопроизводительного скрининга (компьютерное тестирование сотен тысяч химических веществ) они искали соединения, которые могли бы негативно влиять на жизнедеятельность вируса Зика. В результате скрининга более чем 138 тысяч веществ в число претендентов на лекарство вошли, например, ингибиторы протеаз вируса Зика. Но намного более мощными ингибиторами вирусной инфекции оказались антибиотики тетрациклинового ряда. Самый сильный из них – метациклин – снижал концентрацию вируса в тканях головного мозга и уменьшал тяжесть вирусного поражения нервной системы у подопытных мышей.
Среди потенциальных лекарств от лихорадки Зика был новобиоцин – не дошедший до рынка антибактериальный препарат. Он эффективно предупреждал заражение вирусом Зика клеток специально подготовленных для эксперимента мышей. Однако среди побочных эффектов новобиоцина обнаружились проблемы с желудочно-кишечным трактом, кожные высыпания, лейкопения, угнетение метаболизма билирубина и вызванная этим желтуха у младенцев.
Антибиотики как профилактика вирусной инфекции: разочарование
В 2018 году в журнале Cell Reports были опубликованы результаты исследований профилактического приема антибиотиков для защиты от некоторых вирусных инфекций. Речь шла о вирусах лихорадки денге, Западного Нила и о вирусе Зика, то есть о представителях семейства флавивирусов.
Ранее было показано, что антибиотики, которые вводили зараженными этими вирусами мышам, в ряде случаев снижали разрушительное действие инфекции. Ученые предположили, что это косвенный эффект действия антибиотиков на микробиом человека. Однако в отношении вирусов из других семейств введение антибиотиков, напротив, ухудшало ситуацию.
Исследователи наблюдали за тремя группами мышей: первая получила перорально коктейль из антибиотиков из разных групп (аминогликозидов, трициклических гликопептидов, пенициллинов) за 2 недели до заражения вирусом лихорадки Западного Нила, вторая – через 2 недели после заражения, третья – вообще не получала антибиотики. Из мышей так или иначе получавших антибиотики, выжила только одна особь, из необработанных антибиотиками животных – около 80%. Опыты повторяли с вирусами Зика и лихорадки денге – профилактика и лечение антибиотиками неизменно ухудшали результат.
В ходе исследования обнаружилось, что обработка антибиотиками вела к уменьшению концентрации предшественников иммунных клеток, в частности CD8+ Т-лимфоцитов, задействованных в распознавании и уничтожении зараженных вирусом клеток организма. То есть, существует вероятность того, что антибиотики влияли на иммунитет путем воздействия не только на микрофлору человека, но и на иммунную систему напрямую. Механизм этого действия пока не известен, поэтому окончательные выводы делать рано.
Ясно одно: в профилактических целях для защиты от вирусов принимать антибиотики не стоит.
Зачем искать лекарства против вирусов среди антибиотиков?
Почему ученые вообще берутся искать средство против вируса среди антибиотиков?
Прежде всего, потому что при заражении вирусом возникает риск суперинфекции — присоединении бактериального заражения на фоне ослабленной иммунной системы организма. Кроме того, некоторые антибиотики обладают способностью усиливать эффекты других лекарств.
А еще антибиотики – это очень хорошо изученные препараты. Нет необходимости проводить I фазу клинических исследований – их безопасность для здорового взрослого человека уже доказана, а это существенно сокращает финансовые и временные затраты на исследования в целом.
Также многие антибиотики из той же группы тетрациклинов способны преодолевать гематоэнцефалический барьер, поэтому их можно использовать как лекарство при поражениях центральной нервной системы, тканей головного мозга.
Наконец, они проходят через плацентарный барьер у беременных женщин, а значит их можно применять для лечения инфекций плода, что особенно актуально в случае лихорадки Зика. Поэтому, кстати, не рекомендуется использовать антибиотики из этой группы после первого триместра беременности, так как они могут менять цвет зубов плода. А вирус Зика, хотя может вызвать врожденные пороки развития на любом сроке, наиболее опасен при инфицировании именно в первые 3 месяца беременности. Да и тетрациклины последних поколений уже не обладают выраженными тератогенными эффектами (то есть, опасными для плода).
Антибиотики при COVID-19
Попытки использовать антибиотики в лечении вирусных заболеваний продолжаются. В прошлом году во время пандемии COVID-19 в ранних исследованиях китайских и французских ученых промелькнула идея о назначении гидроксихлорохина в комбинации с антибиотиком азитромицином. На небольших выборках пациентов утверждалось, что азитромицин усиливает противовирусный эффект гидроксихлорохина.
Действительно, данный антибиотик обладает противовоспалительным действием и подавляет ответ иммунной системы на заражение SARS-CoV-2 – как мы помним, одним из самых тяжелых осложнений COVID-19 является патологическая реакция иммунной системы, проявляющаяся в виде цитокинового шторма. Ну и наконец азитромицин должен был играть профилактическую роль, предотвращая бактериальное заражение в момент, когда организм ослаблен борьбой с COVID-19.
Однако позднее было доказано, что эта комбинация оказывает негативное действие на сердечный ритм, значительно повышая риски нарушения работы сердца и преждевременной гибели пациента. А позже подоспели результаты более крупных исследований, где доказывалась низкая эффективность гидроксихлорохина в сочетании с высоким риском побочных эффектов. Отдельно же назначаемый азитромицин, который должен был защищать ослабленного пациента, при этом расчищал поле деятельности для грибковых инфекций.
Поэтому сегодня не рекомендуется лечить COVID-19 гидроксихлорохином и без действительной на то необходимости принимать во время этой болезни азитромицин (и другие антибиотики).
Итак, антибиотики против вируса – это возможно. Но только для некоторых заболеваний и только под строгим врачебным контролем. Например, в случае вируса Зика речь может идти о концепции «меньшего зла»: польза от приема тетрациклинов во время беременности может превысить потенциальные риски. Или при отсутствии других методов лечения или развития неврологических осложнений антибиотики могут дать лечебный эффект для предотвращения развития синдрома Гийена-Барре, энцефалита и миелита у взрослых – с учетом возможных негативных последствий, конечно.