Аутизм: семейная жертва или путь к новым возможностям?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

2 апреля — День всемирного информирования о проблемах аутизма. По уже сложившейся за годы традиции генеральный секретарь ООН выступит с сообщением о расстройстве аутичного спектра, во многих странах пройдут благотворительные мероприятия, спортивные марафоны, серии лекций, фильмов и флешмобов. В городах мира — от Тайбэя до Нью-Йорка — в сумерках публичные места и здания будут подсвечиваться синим цветом, символом аутизма. В России первый День информирования об аутизме провели в 2013 году. Хотя с тех пор о расстройстве и проблемах семей и людей с РАС мы узнаем все больше, но государственной помощи практически нет. Зато со стороны семей, оказывающихся наедине с проблемой, появляется все больше инициатив.

Родители ребёнка с РАС в условиях отсутствия помощи становятся самыми лучшими экспертами. И эта особенность приводит к новым возможностям: не жить с инвалидом, а развиваться самим, изменять жизнь так, чтобы она подходила особому ребёнку. Рассказываем о вдохновляющих примерах самореализации мам и пап, которые меняют жизнь к лучшему, и причина — в диагнозе их детей.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Инклюзия в жизнь

Инклюзия в жизнь

Как жить с ребёнком, у которого диагностировали аутизм? Если воспринимать диагноз как тяжкий крест, трагедию, этап, после которого все сразу становится хуже, то это — прямой путь к инвалидизации. Причем как ребёнка, так и родителя. Жить в тревоге, страхе, постоянном контроле физически невозможно. Что делать?

Родители, которые прошли этот этап неприятия, утверждают: если принять то, что случилось, и суметь впустить в свою жизнь это знание, то аутизм станет не бременем, а возможностью, за которой появятся новые перспективы. Появится новый спектр — спектр различных знаний, которые придется получать или же они придут сами, новые интересные люди, связи, круг поддержки и ресурсов. Разумеется, это непростой процесс, и на пути вполне возможны потери. Но если быть готовым к новой жизни, то принятие ситуации придет быстрее.

Нередко таким стимулом становится не собственный ребёнок, а просто близкая ситуация. Так, Любовь Аркус, руководитель центра «Антон тут рядом», историю своей интеграции в проблемы аутизма начала с заботы о ребёнке с РАС и его умирающей матери. Так появился социальный проект помощи взрослым с диагнозом.

Стремление сформировать новый мир, будущее, в котором ребёнок с аутизмом будет иметь возможности жить самостоятельно или, как минимум, почти нормально, заставляет родителей объединяться в группы, организации, требовать изменений от власти, стимулировать системные изменения. И это — шанс не только для детей, но и для их родителей. Потому что если «положить жизнь» на то, чтобы исправить, подогнать ребёнка до приемлемых обществом рамок, то неизбежно развивается гиперопека, постоянный страх, гонка за результатом и отказ от самореализации. А это — позиция жертвы, какой бы активной она не казалась. Делать себя и ребёнка жертвой диагноза — не лучший вариант для любой реализации. Давайте не бояться менять мир, как это уже делают другие родители.

Екатерина Мень, президент АНО «Центр проблем аутизма», организатор ежегодных международных конференций «Аутизм. Вызовы и решения», мама ребёнка с РАС и активный общественный деятель, считает, что самое важное качество для родителей — креативность. Способность увидеть возможности, изменить правила и свое отношение к ним. Неважно, какое образование у родителей или социальный статус: можно достичь эффективной абилитации при минимуме финансовых вложений, если уметь видеть все варианты. А можно вливать деньги в бесконечные занятия и оставаться на том же уровне.

Раннее детство с аутизмом: «стоимость реабилитации — как зарплата губернатора»

Раннее детство с аутизмом: «стоимость реабилитации — как зарплата губернатора»

Пожалуй, каждому сегодня знаком термин «инклюзия». Инклюзия особых детей, дети с различными диагнозами в детских садах, школах, наконец, интеграция в общество. Но самый важный этап для родителя — включение самого ребёнка в жизнь семьи. Не подчинение всех родных новым правилам и выстраивание их под диагноз, а изменения, которые сначала помогают детям включаться в ближайший круг, затем — в маленькое детское, и, наконец, во взрослое общество. Пусть даже это общество приходится менять своими силами.

У Анны Клещевой из Екатеринбурга с осознанием диагноза ребёнка пришли и новые профессиональные интересы. После оценки эффективности методик, предлагаемых государством, и подсчетов цен на программы АВА Анна решила взять все в свои руки. Ну или, как минимум, попытаться.

Основным мотивом стала стоимость комплексной реабилитации за месяц, которая «сильно напоминала зарплату нашего губернатора». А если не делать все это, то появляется огромное чувство вины: ты мог бы, но не сделал. Вина и страдание родителей, как ни парадоксально, замедляют развитие ребёнка. Взрослые постоянно работают, корректируют, отслеживают, развивают, даже когда находятся дома с ребёнком. Фактически — перестают жить, и только работают на перспективу, вылавливая малейшие признаки улучшения.

В такой ситуации, утверждает Анна, сегодня все родители детей с РАС. И вариант для выхода только один: создавать местную некоммерческую организацию, собирать команду «своих», потом выходить на межрегиональный масштаб, и добиваться помощи от государства, причем современной, с доказанной эффективностью.

Анна Клещева и ее единомышленники сегодня — основатели автономной некоммерческой организации (АНО) «Открытый город», которая занимается «понятным жизненным маршрутом детей с РАС», от раннего детства до взрослого возраста.

Школьные годы чудесные?

Анна Соловьева, руководитель АНО «Инклюзивная молекула», добивается инклюзии детей с РАС в общеобразовательные школы. Хотя по закону такое право у аутистов есть, но за него приходится сражаться буквально на каждом шагу. И вот уже четыре года дети многих московских родителей имеют такую возможность. В школе №285 есть финансы, выделенные после длительной борьбы c Департаментом образования, оборудование и расходы на супервизию учителей оплачивает благотворительный фонд. Все это — достижения команды родителей.

Анна рассказывает, что ее ребёнок настолько любит учиться, что даже по выходным просыпается пораньше и собирается в школу. И добиться этой любви оказалось несложно, намного тяжелее было пробить все бюрократические барьеры для организации ресурсных классов. Обычно родителям детей с РАС предлагают коррекционные школы или надомное образование. Но капля, как известно, камень точит. Сегодня ресурсные классы есть в нескольких городах России. В общем там учится около 200 детей с РАС, это крайне мало, но это — прекрасное начало для страны, где еще несколько лет назад инклюзия существовала только на словах, и то в официальных документах.

Ольга Поворознюк — соучредитель добровольного общества родителей и детей с аутизмом ДОРИДА. Ее девиз: если что-то надо мне и моему ребёнку, то наверняка требуется и другим родителям. Без бизнес-планов и специальных технологий общественная организация добивается успеха, потому что идет от самого главного — от потребностей родителей и детей.

«Когда у родителей дети младшего возраста, они еще надеются на полную реабилитацию, верят в возможность довести ребёнка до нормы, поэтому занимаются в различных коммерческих структурах. А к нам приходят с подростками и взрослыми ребятами, которым уже за 20.»

Подумать о родителях: кто, если не мы?

Подумать о родителях: кто, если не мы?

Светлана Покровская — мама, которая в первую очередь «надевает кислородную маску на себя, а затем на ребёнка». Ее проект «Ты важна!» направлен на родителей детей с РАС, так как о важности реабилитации взрослых Светлана знает не понаслышке — ее сын Дима тоже «из спектра».

«Я поняла, что у всех мам особенных детей присутствует личностный трагизм, жалость к себе, отстранение от мира. И мы стали давать возможность мамам уделить время себе, разыгрывать приятные подарки, устраивали акции, куда приглашали косметологов, кулинарные курсы…»

Проекты совместной поддержки взрослых и особых детей распространены в США: летние лагеря, программы социальной помощи, чтобы можно было оставить ребёнка в центре или дома со специально обученной няней, и сходить, наконец, в парикмахерскую, кино или просто погулять. И это важно: в госпрограммах о поддержке родителя, самого главного педагога для ребёнка с РАС, нет ни слова.

Аутизм и спорт: как изменить мир ради ребёнка

Уникальный пример Жанны Каратай — целая история развития от общественного фонда в Казахстане до семейного горнолыжного курорта, где активно помогают детям с аутизмом. У Жанны 5 детей, один из них — с РАС. Как рассказывает мама, дешевле оказалось купить и перестроить заброшенную турбазу, чем ездить на горнолыжные курорты. А причина любви к спорту все та же — потребность найти эффективный вариант реабилитации ребёнка с аутизмом.

Жанна уверена, что спорт, развивающий тело, развивает и разум. С сыном Алибеком она перепробовала несколько вариантов — от плавания до бокса, но горные лыжи оказались лучше всего. Занятия с дефектологами, логопедами, психологами не дают развиваться физически, получать связь от тела. «Ребёнок лет 12-ти, который не знает, где у него руки, где ноги — не редкость». А это крайне мешает развиваться в любом направлении.

Майкл Фелпс, известнейший пловец из США, единственный в истории спорта 23-кратный олимпийский чемпион, подтверждает теорию Жанны Каратай. Диагностированный в детстве как ребёнок с нарушением речи, СДВГ, а во взрослом возрасте — как человек «из спектра», он добился невероятных успехов благодаря матери. Она также, как Жанна, прошла с сыном через несколько спортивных секций и выбрала плавание, которое помогло сыну не только укрепить тело, но и скорректировать особенности развития.

Сегодня Жанна — лауреат конкурса социальных предпринимателей Reach For Change, но в самом начале был только ребёнок с диагнозом и активное желание что-то изменить вокруг него. Деньги на развитие горнолыжной и туристической базы изымали из семейного бюджета, отстраивая его всей родней. Дети, включая Алибека, помогали во всем. И сегодня юноша с диагнозом «аутизм» активно вовлечен в работу: он работает по хозяйству, на кухне, с животными. Инклюзивный проект — семейный бизнес, и вне зависимости от ограничений всем приходится включаться в работу, а значит, в жизнь.

Возможность открывать новые двери в жизни

Примеры фондов, общественных организаций, международный успех немецкой компании «Аутикон», которую создал отец аутиста для людей с синдромом Аспергера, вдохновляют. Но все же добиваются таких высот единицы. Это трудозатратные, ресурсные процессы, которым посвящают большую часть жизни. И не у всех есть силы и желание менять целый мир. 

Зато многие родители, начав заниматься со своим ребёнком, получают дополнительное образование и становятся специалистами (дипломированными, сертифицированными), идут работать с другими детьми логопедами, тьюторами, aba-терапевтами... Открывают центры, объединяются. Причем нередко не афишируют, в чем была цель открытия центра развития, не привлекают внимания к диагнозам. Просто создают удобное место, где свой ребёнок и другие особые дети могут получить дополнительные шансы на абилитацию.

Кто-то в поисках информации занимается переводами, структурирует данные, делится на форумах. Кто-то осваивает новые методики. Растет сообщество родителей, которые действительно становятся экспертами по своим собственным детям, потому что аутизм ребёнка, непонятное нарушение развития, действительно дает стимул что-то менять в жизни. И так открываются новые двери, появляется стимул, из лимона получается лимонад.

Вывод

Чем больше мы узнаем про аутизм, тем сложнее его точно определить. Да, расстройство аутичного спектра нарушает способности к общению и социальным взаимодействиям. Да, у него генетическая природа и он не лечится медикаментами. Аутизм может появиться в любой семье, вне зависимости от привычек, национальности, образа жизни. РАС — это спектр нарушений, от явного таланта до неспособности разговаривать, и порой оба варианта встречаются у одного и того же ребёнка. Более того: в течение жизни одни навыки появляются, другие утрачиваются. На бумаге государство должно обеспечивать помощь на всех этапах жизни человека с РАС. На деле будущее ребёнка с аутизмом — забота его родителей. И чем больше детей, тем больше взрослых, которые хотят и могут изменить этот мир так, чтобы каждому там нашлось свое достойное место.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 01.04.2019 11:48, обновлено 17.04.2020 18:14
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008

Читайте также

Детский аутизм: признаки, диагностика и коррекция
Внимательное наблюдение родителей за поведением своего малыша играет важную роль в своевременном выявлении аутизма и в эффективности его коррекции.
Шизофрения или аутизм – где разница?
Шизофрения – одно из самых распространенных психических заболеваний. Каковы особенности шизофрении у детей, и как она связана с аутизмом?
Аутизм и насилие: кто кого?
Кто боится аутистов и чего боятся люди с расстройством аутичного спектра.
Дети 70-х: истории диагностики аутизма в США
Рассказы родителей взрослых аутистов США об их детстве в 70-80 годы. Истории диагностики, болезней и реабилитации вне спецучреждений.
Аутизм: мифы о детях с РАС
Распространенные мифы о возникновении, влиянии и лечении аутизма у детей.
Аутизм: четыре распространенных мифа о детях «в спектре»
Что мы знаем про аутизм? Возникает у детей от прививок, лечится диетами и занятиями, дает суперспособности к счету? MedAboutMe – о мифах про аутизм.