В преддверии нового года стоит помнить не только о подарках и праздниках, но и о тех нововведениях, которые принесет нам 2019-й. Так, со следующего года в вузах упразднят военные кафедры. Это изменение добавит дополнительных хлопот родителям мальчиков призывного возраста. MedAboutMe рассказывает, что надо знать, если в семье есть ребёнок допризывного или призывного возраста, и какие ошибки могут допустить сами ребята и их родители при постановке на воинский учет.
Военные кафедры уходят в прошлое
Со следующего года военные кафедры в вузах начнут упразднять. Что это означает?
Отныне всем студентам предлагают возможность получить военно-учетную специальность в военном учебном центре. Поступление и учеба не отличаются от кафедральных процессов при вузах, и возраст студента остается неизменен. Но есть и различия.
Военная кафедра предполагает обязательный отбор по состоянию здоровья в медицинской комиссии военкомата. На кафедру берут только тех, у кого категория годности не вызывает никаких вопросов у врачей (категория «А», здоров и полностью годен к службе). Категория «Б», предполагающая некоторые ограничения, не позволяет обучаться на кафедре, хотя в армии с ней служить можно. По окончании кафедры студенты проходили месячный сбор на базе воинской части, получали воинское звание и отправлялись в запас. В дальнейшем «запасников» могли призывать на сборы, курсы повышения квалификации, но в мирное время этим вся армейская жизнь и ограничивалась.
Военные учебные центры (ВУЦ), создаваемые при вузах, также отбирают студентов на основе медицинского освидетельствования. Но в них предлагают два варианта: первый проводится по типу обучения на военной кафедре с отправкой по итогу в запас. Второй — это контрактный вариант со службой по окончании вуза в течение 3 или 5 лет в офицерском звании. Если же от службы выпускник отказывается, то ему вменяется в обязанность оплатить обучение в ВУЦ. Понятно, что первый вариант предпочтителен для большинства студентов, однако учебные центры с такой программой немногочисленны, и конкурс в них высокий.
Родители — ответственные лица при постановке на учет
Своевременная постановка мальчиков на воинский учет — обязанность родителей. Но это также и право матерей и отцов контролировать процесс, и им обязательно надо пользоваться. Почему?
Постановка на учет происходит в соответствии с официальной процедурой в год исполнения 17-летия. То есть на момент самой постановки юноше может быть и 16 лет. Комиссия, проводящая медицинское освидетельствование, ориентируется на единые критерии здоровья. И эти критерии созданы для совершеннолетних, взрослых людей.
На этапе подросткового периода в организме происходят множественные изменения, и те критерии, которые у взрослых попадают в спектр нормы, у подростков могут означать наличие патологических процессов (и наоборот). Некоторые диагнозы в педиатрии и у «взрослых» врачей даже сформулированы по-разному. И этот фактор очень важен при определении состояния здоровья юношей предпризывного возраста.
Поскольку до достижения 18-летнего возраста призывник еще несовершеннолетний, данные о его здоровье должны запрашиваться у родителей. Но бывает так, что школьников вызывают в военкоматы целыми классами и ставят там на учет без присутствия ответственного взрослого, обычно в сопровождении преподавателя ОБЖ, который не информирован о здоровье учеников.
Нередко подростки в целом не особенно осознают, что происходит при осмотре и на что это может повлиять. Такая практика медицинского освидетельствования без сбора анамнеза, меддокументов, оценки жалоб, как правило, приводит к постановке на учет с категорией годности «А» или «Б». «Б» могут поставить, к примеру, на основании визуального осмотра стоп с уплощением, однако степень плоскостопия официально определяется только после рентгенографии.
В 18 лет юноши проходят повторную медкомиссию, и если родители не подготовят ребёнка и документы к этому моменту, она опять может пройти формально, без учета особенностей здоровья. Если к делу призывника не будут добавлены выписки и результаты обследования, решение о годности обычно принимается очень быстро. А вот ответственности за установленную категорию комиссия не несет, и если в процессе службы у солдата начнется обострение хронического заболевания, то заниматься комиссованием будут родители, собирая все бумажки, которые нужно было приобщить к делу раньше.
Что делать, если сын уже прошел освидетельствование и «годен»?
В первую очередь необходимо помнить о своих правах: родители имеют право ознакомиться с информацией, повлиявшей на выбор категории. Военный комиссариат, в свою очередь, обязан делать запрос в госклиники, в подростковые отделения и диспансеры для сбора информации о здоровье призывника.
Если в приписном свидетельстве проставлена категория годности к службе «А», то личное дело призывника пустое. При категории «Б» необходимо выяснить, какой диагноз вынесен как ограничивающий годность к службе, и его соответствие настоящему состоянию здоровья.
После получения информации о личном деле категорию годности можно обжаловать, если для этого есть действительные основания и ограничения здоровья. И чем раньше это сделать, тем лучше: если в 18 лет диагноз в деле окажется «впервые выявленным заболеванием», ситуация осложнится дополнительными проверками.
У родителей есть право отправлять жалобы в военные комиссариаты и военную прокуратуру, если медицинское освидетельствование проведено по нарушающей закон процедуре и без учета существующих диагнозов. Отмена решения комиссии проводится только в суде, и результатом его может стать организация процедуры освидетельствования заново с учетом всех особенностей здоровья призывника.
Помогают с подготовкой документов и на этапе прохождения процедур Комитеты солдатских матерей в различных субъектах РФ, консультацию можно получить на местных «горячих» линиях призывников и их родителей.
Альтернативная служба: зачем выбирать, что ожидать?
Альтернатива военной службе — гражданская. Формально она появилась в РФ в 1993 году, а на самом деле — в 2004. АГС набирает популярность, особенно в крупных городах. В среднем по России 1% призывников служит «альтернативно», в мегаполисах — примерно каждый тридцатый призывник. Причина довольно низкого количества желающих пройти АГС — перечень профессий для «альтернативщиков»: обычно это низкоквалифицированный труд.
Основание для выбора альтернативной гражданской службы — убеждения призывника, которые противоречат военным обязанностям. Наиболее часто призывники указывают религиозные, пацифистские, гуманистические причины, однако к факторам выбора могут относиться морально-нравственная позиция, философские воззрения и т. д.
Ни перечня обществ, ни религиозных течений, адепты которых имеют особые права на АГС, нет. Альтернативный вариант может быть выбран любым человеком.
Однако получить разрешение на альтернативную службу не всегда легко. В призывной комиссии заседают в основном представители силовых структур, не понимающие или не приемлющие такой вариант службы в силу собственных убеждений. Часто выбор АГС ассоциируется с попыткой уклониться от армии. Почти каждому второму призывнику, ориентированному на гражданскую службу, приходится доказывать свое право через суд или соглашаться на военную службу.
Право на альтернативную гражданскую службу закреплено в России Конституцией 1993 года. Однако известны случаи, когда положительного решения приходилось добиваться через серию судебных заседаний, и процесс занимал годы. Некоторые такие дела под кураторством Комитетов солдатский матерей переводятся в Европейский суд по правам человека.
Что ожидать на альтернативной службе?
Согласно законодательству, альтернативная служба проходит вне территории проживания призывника. Но чаще всего «альтернативщики» из крупных городов остаются служить по месту жительства, иначе им обязаны оплачивать проезд и предоставлять условия для проживания по месту службы.
Если же АГС экстерриториальная и призывник отправляется в другой район, то чаще всего приходится сталкиваться с отсутствием общежитий и нормальных условий. Как это решается на месте — зависит от учреждения, где проходит гражданская служба. Так, в клиниках «альтернативщикам» могут предложить свободную палату, условно переоборудованную в жилое помещение. Чаще всего больных там не размещают, хотя возможны и исключения. Но даже без пациентов проживание в палате медучреждения не соответствует нормативам. Если необходимые условия не соответствуют утвержденному в законе об АГС перечню, их можно добиваться через различные инстанции.
Еще один «подводный камень» АГС — отношение работодателя к служащему как к бесправному солдату. Требования работы с нарушением Трудового кодекса, удлиненные смены, рабочие часы, замена должности, назначенной Рострудом, также требуют обращения с жалобой. К счастью, такие варианты встречаются редко. Намного чаще все происходит довольно удачно, более того, известны случаи, когда после службы в медицинских учреждениях молодые люди остаются там на работу по обычному трудовому договору или идут обучаться в медицинские колледжи и вузы.
Ребёнок идет в армию: о чем надо не забыть?
Если здоровый и мотивированный призывник готов к военной службе, можно только порадоваться. Но на радостях надо не забывать, что в течение года или дольше ему нужны будут поддержка и представители как по месту жительства, так и по месту службы. Что должно быть у родителей?
- Представительская доверенность.
- Дубликат медкарты из поликлиники.
Эти два документа важны: если во время службы ребёнок заболеет, можно быстро передать врачам основную информацию о здоровье. Без доверенности медкарту в клинике могут не дать даже для выписки в соответствии с положением о персональных данных и врачебной тайне, и выдадут только по запросу от военного госпиталя. Это — потеря времени.
- Месторасположение части, ее номер, подразделение, ФИО командирского состава.
Если есть возможность взять с собой телефон (без камеры и GPS), это значительно облегчит коммуникацию и контроль. Если нет, необходимо узнать контакты других родителей и создать родительский комитет при воинской части. В таком случае члены семьи смогут приезжать в часть и хотя бы визуально и по отзывам оценивать, как одеты ребята, где спят, что едят. Такая практика помогает сохранить как минимум эмоциональную стабильность у детей, а в некоторых случаях спасает и здоровье.