В Южной Корее для поступления в частную школу надо пройти не только тестирование, но и поучаствовать в «лотерее»: желающих дополнительно платить за образование в 3 раза больше, чем мест. Без высшего образования выпускники школ идут работать на заводы или, как принято говорить в России, дворником. Дети в старших классах могут учиться до 11 часов в день, больше, чем работают родители.
В то же время в соседней стране, некогда бывшей частью единой Кореи, совсем иные принципы. На сегодня уровень грамотности больше 99%, и это гигантский скачок для государства, где еще 50 лет назад читать умела только четверть населения. Однако до сих пор грамотность может проверяться умением правильно написать имя Ким Ир Сена, а в курсе истории детям рассказывают, что войну начала Южная Корея. Что еще рассказывают школьникам?
Южная Корея: принцип равенства за деньги родителей
Иметь ребёнка в Южной Корее довольно затратно: согласно опросам, более 50% семейного дохода уходит на содержание, воспитание и образование детей. При этом повсеместно поддерживаются принципы раннего развития, создается индустрия развивающих центров, в продаже — масса обучающих книг и игрушек для самых маленьких. Звучит довольно знакомо?
Однако сравнивать рано. Ради самого раннего развития корейцы отдают детей не в сад, а в ясли, причем это можно сделать в 3 дня от роду. Первые три года дети будут осваивать социальные навыки, готовиться получать образование, а вот с трех уже учатся читать, писать, считать и изучают «науки» и английский язык. Для облегчения восприятия чужого языка и формы письменности в садах могут размещать надписи на английском: «Слушай внимательно», «Не бегай по лестнице», «Не шуми» и т. д.
При таком подходе малыши начинают относиться к обучению довольно ответственно с самого начала. А в первый класс идут в 6 лет. При этом желание родителей дать максимум возможностей для поступления ребёнка в ВУЗ ограничивается государством: в Южной Корее нет «сильных» и «слабых» школ, образовательная база везде должна быть одинакова. Для соблюдения принципа равенства педагогов часто переводят из одной школы в другую, и, если где-то повысился процент выпускников-абитуриентов университета, часть педсостава непременно отправят к более «слабым» коллегам.
Первые три года начальной школы все занятия ведет один учитель. На помощь ему может приходить «педагог-робот», настоящий робот, озвучивающий тему урока. Уровень технологических способов помощи учителю поражает, Южная Корея, например, была первой страной в мире, где во всех образовательных учреждениях, от начальной школы до университетов, провели высокоскоростной интернет.
Изучают в первые 6 лет начального этапа корейский и английский (с третьего класса) языки, арифметику, обществознание с включением истории и географии, музыку и изобразительное искусство. И, конечно, физическое развитие — ему уделяется значительное внимание еще в яслях.
Английский язык корейцам дается непросто. Из-за отличий в грамматике язык все начинают учить еще в детском саду, а в школе класс начала обучения изменили с 7 на 3-ий. Чтобы лучше говорить на английском, родители часть прибегают к услугам репетиторов-иностранцев или отдают детей на курсы при хагвонах, специализированных частных заведениях, осуществляющих дополнительную подготовку учеников по различным предметам. Так с начальных классов начинается дополнительное образование школьников.
Самые ответственные пытаются устроить ребёнка в частную школу вместо государственной. Несмотря на довольно высокую стоимость, около 130 долларов в месяц при символических затратах в государственных учреждениях, школы переполнены. Несколько лет назад спрос возрос до такой степени, что в классах насчитывалось до 90 учеников, а уроки шли в 2-3 смены (в то же время в обычных школах количество учеников в классе достигало 60). Сегодня частных школ появляется больше, но всем желающим места все равно не хватает.
Еще одно нововведение последнего десятилетия — отказ от физических наказаний детей учителем. До начала 2000 практиковались индивидуальные наказания (удары указкой), чаще всего за плохое поведение или отсутствие домашнего задания, и групповые, когда весь класс, к примеру, стоял с поднятыми вверх руками за проступок одноклассника. Сегодня эта традиция, как и количество школ с разделением детей по полу, уходит в прошлое.
Принцип равенства в государственных школах и повышенная ценность высшего образования приводят к дополнительным затратам на ребёнка еще до начала школьного обучения. С поступлением в первый класс затраты только возрастают.
Система 6-3-3
После 6 лет в начальной школе всех детей без экзаменационного ценза переводят в обычную среднюю школу по месту жительства. Есть и специализированные школы с углубленным изучением различных предметов, вот в них надо сдавать вступительные экзамены.
Средний этап делится на две части: 3 года на первой ступени обязательны для всех. 3 года второй ступени обычно выбирают те, кто готовится продолжать обучение в ВУЗах.
Желающих продолжить образование после первой ступени средней школы в Южной Корее 99%. А по количеству абитуриентов ВУЗов корейцы входят в первую десятку стран, опережая даже Японию и Великобританию.
Если в начальной школе не было особых требований к поведению, отсутствовала школьная форма, то в средней начинают формировать «облик ученика»: регламентируется одежда, прическа, вводятся наказания. Уроки длятся 45 минут, стандартно каждый день из «пятидневки» у детей 6 уроков, могут добавляться нулевой и седьмой. После уроков — домашние задания, курсы и репетиторы, в субботу — школьные кружки. Самые популярные курсы «для общего развития» в Корее — музыка, рисование, традиционная каллиграфия и балет.
Понимая пагубность подобной нагрузки для здоровья и социализации детей, которые могут общаться только на коротких переменах, в некоторых школах начали вводить систему продленного дня для организации коллективного досуга школьников за отдельную плату. Интересный момент: стоимость образования на данном этапе значительно возрастает, и разница в оплате между частной и государственной школами становится не слишком заметной.
Перечень предметов сохраняется с начальных классов. К нему добавляют историю, этику, компьютерную грамотность, а также особый предмет «домашняя экономика». Хотя к нему, как и к английскому, начинают готовить еще в детском саду, где проводят игры «в магазин» и мероприятия-рынки, на которых дети могут покупать и продавать различные поделки.
Вторая ступень образования начинает по выражению родителей южнокорейских школьников, «экзаменационный ад». Помимо ежегодных рейтингов учеников в каждой школе, необходимо постоянно доказывать свое право учиться в школе, а не уходить в аналог российского техникума, выбирая между коммерческим, сельскохозяйственным, рыболовно-морским, промышленным и смешанным направлениями обучения.
Хотя при этом корейские техникумы не замыкаются на профессиональной подготовке: по окончании такого учебного заведения никому не отказано в праве попробовать поступить в ВУЗ, общая программа подготовки сохраняется, различаются только специализации. Внутри обычных школ также проводится разделение классов на естественнонаучное и гуманитарное направления.
На второй ступени также можно выбирать школы по специализациям: естественно-научные, с углубленным изучением иностранных языков, спортшколы, школы искусств и т. д., или оставаться в общей школе, которых большинство. При поступлении проводят разнообразные экзамены и тесты, однако принимают всех желающих, доказавших право отметками за прошлый уровень, а тестирование позволяет определить уровень ученика.
Во всех школах и ВУЗах учатся в два семестра: с конца августа по середину февраля и с марта до середины июля. В старших классах количество уроков зависит от школы: не меньше 6 в день, а порой дети могут оставаться за партой и до позднего вечера. Образование важно, и в Южной Корее ему уделяют пристальное внимание и дети, и родители, и государство. Еще в середине прошлого века уровень жизни и образования был на уровне Афганистана, а сегодня уроки могут проводить роботы, а в ВУЗах Южной Кореи — множество иностранцев из всех уголков земного шара, приезжающих за знаниями.
Образование в самой закрытой стране мира
КНДР — ближайший сосед Южной Кореи, имеющий схожие вековые традиции и точно такой же стартовый уровень. На момент образования Северной Кореи в 1948 году 70% детей школьного возраста не получали никакого образования. Спустя 20 лет удалось выстроить систему обязательного обучения в течение 9 лет, еще через десятилетие оно стало одиннадцатилетним.
Система была построена по примеру Советского Союза: 1 подготовительный класс, 4 года в начальной школе и 6 — в средней. По окончании школы те, кто может себе позволить не работать еще несколько лет, идут учиться дальше, большинство начинает обеспечивать себя и родителей.
Обучение школьникам полностью оплачивается государством: от детей требуются только канцтовары и мотивированность на знания. В школьной программе есть привычные нам предметы: математика, корейский, литература, история, география, а также иностранный язык — английский или русский. Однако до сих пор включены и политические курсы, например, «коммунистическая мораль», «политика коммунистической партии», «основы коммунизма», «жизнь великого Ким Ир Сена», занимающие примерно 6% всей школьной программы. А в привычных предметах обучение ведется по единым учебникам и пособиям, где также не обходится без политики. К примеру, в изложении истории корейской войны Южная Корея считается агрессором, на географии подчеркивают ужасы демографии и экономики в капиталистических странах, из книг, которые проходят на литературе (Толстой, Гюго, Остин, Шекспир) вырезаются сцены, «развращающие умы», а учебники английского и русского содержат много ошибок и акцентируют внимание на фразах «Да здравствует партия» и «Вечная слава Великому Лидеру». Причина нежелания использовать оригинальные учебники, издаваемые в России и англоязычных странах — наличие в них «опасной» для детей информации. Знания даются в урезанном и узконаправленном виде. При этом дети стараются учиться и быть лучшим учеником в классе очень почетно.
Послешкольная активность хорошо организована: у детей частые поездки по достопримечательностям, субботники, а также коллективные выезды для работы в полях и на строительных площадках. Постоянно проводятся сборы Союза детей — аналога пионерской организации, куда принимают поэтапно (сначала лучших) в 10 лет. Частые политинформации, общественные марши и мероприятия позволяют занять свободное время школьников и мотивировать их лучше учиться «вопреки всему враждебному миру».
Немногочисленные бывшие граждане КНДР, эмигрировавшие за границу, отмечают большое количество обучающих мероприятий и экскурсий, начиная с битья палкой манекена в армейской форме США в детском саду до визита расстрельных площадок, где проводятся смертные казни.
Общая система образования позволила поднять уровень населения: практически все умеют читать, писать, считать, знают основы истории и других наук. Однако специфика обучения такова, что чиновники КНДР и те, кто могут себе позволить, отправляют детей учиться за границу, начиная с первого класса.