Дети, подготовленные к госпитализации и оперативному вмешательству, легче переносят адаптацию к лечебному учреждению, меньше беспокоятся и переживают перед процедурами, быстрее выздоравливают. Зная о плановой операции, родители могут провести психологическую подготовку и помочь ребёнку пережить этот непростой период. О том, что нужно детям разного возраста, о способах объяснений значения медицинских процедур малышам и о мероприятиях по снижению страхов рассказывают психологи.
Груднички: потребности и психологические последствия
Хотя многим кажется, что дети в возрасте до года практически не понимают и уж тем более не запоминают происходящее, это не соответствует наблюдениям специалистов. Даже период внутриутробного развития влияет на психику ребёнка. Поэтому и для новорожденных, и для грудничков есть советы по подготовке к медицинским процедурам.
И первый, самый важный: беречь эмоциональное состояние матери. Нервозность, беспокойство родных передаются малышу через поведение, интонации в голосе, особенности телесного контакта и прикосновений. Душевное равновесие, уверенность в необходимости операции, вера в благополучный исход и выздоровление помогут ребёнку меньше беспокоиться, а значит, меньше вырабатывать гормонов стресса и легче перенести хирургическое вмешательство.
Очень важно стараться максимально долго, в рамках допустимого специалистами времени, находиться с ребёнком. Разговаривая с ним обычным голосом с ласковыми интонациями, можно рассказывать о том, что будет происходить или произошло, объяснять, как это важно. Хотя пока малыш не понимает смысл, но самовнушение мамы и привычный голос настроят его на спокойный лад.
Необходимо уточнить у персонала, можно ли держать ребёнка на руках во время послеоперационных процедур, как это лучше делать. По возможности стоит продолжать грудное вскармливание или предпринять меры по сохранению лактации.
В послеоперационный период в течение нескольких недель у грудничков возможна повышенная эмоциональная лабильность, плаксивость, страхи. Это нормальное явление, и оно пройдет при должном внимании и уверенности взрослых.
Дети от года до трех
Если подготовка грудничков фактически заключается в сопровождении и создании комфорта, то детей после года уже стоит начинать подготавливать заранее. Малыши в этом возрасте не способны распознавать значение временных отрезков, поэтому рассказ стоит начать не раньше, чем за один-два дня до госпитализации.
Поиграйте с ребёнком в больницу, в доктора Айболита, во врача-малыша и маму или папу-пациента. Расскажите о том, какие в клиниках палаты, запахи, одежда у врачей и в общих чертах объясните предстоящую процедуру: мы пойдем к доктору, ты ненадолго заснешь, а врач в это время полечит твой животик (ручку, ушко). Дети часто пугаются медицинского оборудования и специализированных предметов, и этот момент также стоит «проиграть».
Даже у маленьких детей есть потребность хоть каким-то образом контролировать ситуацию. В случае госпитализации помогут совместные сборы, выбор любимой пижамы, игрушки, книжки.
Основной страх детей раннего возраста — остаться без родителей. Ни в коем случае нельзя «исчезать», передавать ребёнка персоналу и уходить, не объяснив, где мама и папа будут сидеть и когда малыш их увидит. За день до оперативного вмешательства необходимо рассказать и, по возможности, поиграть в семью, где мама-зайчик ждет зайчонка, пока доктор его лечит.
Второй страх детей — операция как наказание. Малышам в этом возрастном периоде может казаться, что лечение, пребывание в больнице и все процедуры — часть наказания за то, что они сделали что-то не так, плохо себя вели и расстроили взрослых. Необходимо рассказать, кому и почему требуется лечение, показать других малышей в клинике, уверить, что это часть терапии, а не воспитательные меры.
Операции в дошкольном возрасте
Детям от трех до шести необходимо время для осознания и восприятия происходящего и составления схемы будущих событий. Подготовку в этом возрастном периоде начинают за несколько дней, проигрывая ситуации, читая книги, рисуя на «больничные» темы.
Для детей дошкольного возраста характерна боязнь нарушения телесной целостности, боли, повреждений. Ни в коем случае нельзя обманывать, рассказывая, что больно не будет совсем. Но и пугать тоже не стоит. Напомните ребёнку, как он сдавал кровь на анализ, разбил коленку, порезал палец: да, было больно, но потом совсем прошло. Вот так и будет: поболит и пройдет. А здоровье улучшится.
Для детей старшего дошкольного возраста характерно фантазирование, причем в предоперационный период воображение может рисовать страшнейшие картины, далекие от реальности. Это надо контролировать и корректировать, обсуждая с ребёнком его чувства, рассказывая, как и что будет происходить. Например, «Ты ляжешь на специальную кровать в специальной одежде, тебе дадут особую маску, как у космонавта, кто через нее дышит — ненадолго засыпает. Потом ты проснешься и ничего не будешь помнить об операции, так всегда бывает.»
В объяснении следует стараться избегать терминов и не использовать слова «разрежет», «прокол» и т. п. Доктор специально учился, чтобы лечить малышей, у него есть волшебные инструменты, он найдет больное место и полечит его, а ребёнок пока поспит, чтобы не испугаться и не чувствовать боль.
У детей в 4-6 лет может возникать ощущение не только об операции как части наказания, но и о самой болезни как результате неверных поступков, а также чувство вины за заболевание, из-за которого родителям с ребёнком столько хлопот. Сочиняя истории, читая сказки и рассказывая о своих болезнях, взрослым надо донести мысль, что заболеть может каждый, и в этом нет вины. А вот постараться выздороветь, соблюдая назначения врача — часть правильного поведения.
В ситуации, когда ребёнку предстоит серьезная операция, психологическая поддержка необходима не только малышу, но и родителям. Именно от состояния взрослого человека, значимого для ребёнка, зависит моральное состояние малыша.
Главное правило для родителей: ни в коем случае не скрывайте от ребёнка предстоящую операцию и не говорите, что больно не будет. Обман — худшая стратегия. Ребёнок должен быть готовым к тому, что ему будет больно, в противном случае он запомнит не только физическую боль и страх, но и моральную боль от того, что родители его обманули. Ребёнок воспримет это как предательство самых близких людей.
Говорите малышу, что, возможно, будет больно, но это необходимо для того, чтобы в дальнейшей жизни он был здоровым и счастливым. Малыш должен ощущать поддержку родителей, лучше, если Вы будете рядом почти постоянно. Не скупитесь на теплые слова, тактильные контакты, маленькие, но значимые для ребёнка подарки.
Если малыш говорит о том, что ему больно и страшно, уважайте его чувства, проговаривайте их с ним, не умаляйте их значимости. Будет здорово, если Вы также проговорите с ребёнком свои эмоции, возможно, расскажите о своем опыте хирургических вмешательств.
Чтобы ребёнку было легче переживать этот непростой жизненный период, предложите ему нарисовать свои чувства и ощущения: страх, боль, а затем предложите избавиться от них, например, порвав рисунок. Такая арт-терапия действенна для малышей.
Для ребёнка любого возраста самое важное — поддержка значимых взрослых. Находясь рядом, внимательно слушая жалобы, реагируя на страхи, отвлекая и любя, родители обеспечивают наилучшие условия для восстановления организма малыша и снижают возможность появления негативных психологических последствий госпитализации. Это как раз тот случай, когда любовь действительно лечит.