Михаил Гаврилов, к.м.н., врач-диетолог
В 2004 году на экраны вышел документальный фильм Моргана Спарлока «Двойная порция» об эксперименте, проведенном автором над самим собой. В своем фильме Спарлок ел фаст-фуд три раза в день в течение месяца. На момент начала эксперимента он был здоровым и стройным. Спустя 30 дней он набрал более 11 кг, которые сбрасывал потом более года. А кроме того получил поражение печени и половую дисфункцию. Но самое поразительное, изменился его характер: он стал агрессивным, подавленным, неуверенным в себе и чувствовал себя хорошо только после очередной двойной порции. Он стал зависим от фаст-фуда и чувствовал наркотическую привязанность к нему.
Большинство из нас осознают, что употребление в пищу промышленной быстрой еды, полной трансжиров, рафинированных сахаров с высоким содержанием калорий приводит к набору веса, способствует сердечным заболеваниям, диабету, ожирению печени и даже слабоумию, но все равно продолжает ее есть.
Почему это происходит и чем чреваты эксперименты, которые ежедневно проводят над собой десятки тысяч людей по всему миру, питаясь в ресторанах быстрого питания, расскажет Михаил Гаврилов, диетолог, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, член Международной ассоциации по лечению ожирения (IASO) фото
Фастфуд или наркотик XXI века
Как ни удивительно, но никто не заставляет нас заказывать двойные порции и съедать все до последней крошки. В таком случае, что же заставляет нас переедать? Если раскрыть секреты индустрии быстрого питания, то на поверхности окажутся всего-навсего три главных продукта – соль, сахар и жир. Остальное – это лишь различные сочетания этих главных «пищевых наркотиков» с белками и углеводами. В ходе экспериментов было доказано, что такая еда воздействует на те же нейромедиаторы головного мозга, что и героин. Только привыкание она вызывает в 8 раз сильнее.
Когда мы едим, мы стимулируем работу нейронов, создавая ощущения. Причем одни нейроны реагируют только на вкус, другие — на текстуру, третьи — на запах, четвертые – на температуру. Попадая в рот, кусочек пищи активизирует вкусовые сосочки, которые посылают информацию в мозг, в котором возбуждается механизм, отвечающий за удовольствие. Помимо удовольствия и наслаждения, опиоиды, которые выделяются в ответ на соль, сахар и жир, способны снять боль и стресс. Но только на время. После чего происходит резкий выброс инсулина и такое же резкое падение глюкозы в крови, что провоцирует снижение настроения, упадок сил, чувство голода и желание подкрепиться преимущественно сладкой, жирной, высококалорийной пищей. Круг замкнулся.
Опасное трио из сахара, соли и жира не только вызывает привыкание, но и является настоящим токсином, в прямом смысле слова отравляющим наш организм. Эти вещества истощают запас витаминов и минералов в организме без всякой отдачи. Заставляют покрываться наш мозг коркой, наподобие той, которой мы любим похрустеть, уплетая жареные крылышки или золотистою картошечку фри. Такая еда поистине вкус большой игры (McDonald’s). Вот только игра не в нашу пользу. Наши клетки воспринимают комбинацию этих продуктов как нечто чуждое и начинают атаковать сами себя, провоцируя изменения в генах. Исследования показали, что у людей, употребляющих рафинированные сахара и высококалорийную жирную пищу, активированы все гены
стресса, гены воспаления и гены инсулиновой резистентности. Это открытие дало понять, что то, что мы кладем в рот – это нечто значительно большее, чем просто гамбургер.
Не химией единой
Учитывая сенсорную привлекательность сахара, соли и жира, можно было бы ожидать, что любимые блюда будут у всех одни и те же. Тем не менее, это не совсем так. Далеко не последнюю роль на наши предпочтения оказывают эмоциональные переживания. Вкусная еда ассоциируется у нас с семьей, теплым общением с близкими нам людьми, заботой, удовольствием, личными достижениями. На этой концепции индустрия фаст-фуда и основывает свою рекламу: Вы заботитесь о качестве питания вашего ребёнка? Мы тоже. «Хэппи Мил»: дети выбирают, родители одобряют (McDonald’s); Большая порция вашего удовольствия (TGI Friday`s) и др. Нам продают не продукты, а эмоции. Нам внушают, что человек может заменить едой общение, что еда способствует общению.