Как построить доверительные отношения с врачом?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Врач поставил диагноз, но порой бывает так сложно разобраться во всех этих медицинских терминах. Общительные пациенты намного легче справляются с подобными трудностями, чем больные, игнорирующие возможность доверительных отношений с врачом. Однако именно доверительные отношения врача и пациента, основанные на взаимном уважении, являются залогом успешного лечения заболевания. Нередки случаи, когда, к примеру, больные сахарным диабетом начинали внимательнее контролировать уровень глюкозы, когда лечащий врач проявлял к ним внимание и заинтересованность.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Важность доверия в отношениях с лечащим врачом: выбор больницы

Важность доверия в отношениях с лечащим врачом: выбор больницы

В России, как и за рубежом, несмотря на имеющиеся различия в менталитете, немалая часть судебных исков в области медицины основана на конфликтных ситуациях между врачами и пациентами. И, как правило, люди жалуются не на качество услуг медицинских учреждений, а на грубость и безразличие их персонала.

К слову, по данным опроса, который провела Ассоциация американских медицинских колледжей, граждане Америки ценят во врачах, прежде всего, коммуникабельность, а также способность доступным языком объяснить значение медицинских терминов. А престижность медицинского учреждения, оказалась далеко не на первом месте.

Так что же нужно сделать, чтобы общение с людьми в белых халатах было позитивным, а совместные действия — продуктивными? Первое, о чем думает больной, собираясь на прием к врачу — это выбор медицинского учреждения, где ему окажут помощь. Он может обратиться в больницу по месту жительства или предпочесть посещение врача в коммерческом медицинском центре.

Не будем углубляться в положительные и отрицательные стороны каждого варианта, а поговорим о том, как выстроить доверительные отношения с доктором. От этого во многом зависит успешность диагностики и проведения лечебных мероприятий.

Что пациент ожидает от врача?

Что пациент ожидает от врача?

Пациент имеет право знать все. Он желает получить не только пояснения о своей болезни, но и рекомендации на тему, что он сам должен сделать для того, чтобы выздороветь и какие изменения внести в свой образ жизни. Кроме того, его интересуют сроки лечения и его методы, а также перспективы выздоровления и восстановления трудоспособности.

Согласно правилам врачебной этики, лечащий врач обязан проявить к больному уважение и оказать ему поддержку. Только что делать самому больному? Как выстроить позитивные отношения за такой короткий промежуток времени?

Согласно общепринятым нормам, консультация врача занимает всего около 15 мин. Примерно 5 мин уходит на заполнение медицинских документов, и 10 мин — на прием больного. И за это время некоторые больные успевают только изложить жалобы да услышать диагноз. Между тем существуют некоторые приемы, благодаря которым можно не только с наибольшей эффективностью использовать отведенное на консультацию время, но и оставить о себе приятное впечатление.

Консультация врача: как подготовиться?

Готовясь к консультации врача, нужно, прежде всего, составить перечень жалоб. Диагноз, поставленный на основании данных анамнеза (информация о болезни и образе жизни пациента), подтверждался результатами лабораторных исследований почти у половины больных.

Поэтому нужно заранее по возможности подробнее описать: где болит, как проявляется боль, с чем, по мнению пациента, связано появление болезненных ощущений, какие лекарства принимались? Это сэкономит время, а также оставит несколько драгоценных минут на продуктивное общение с врачом.

Такой подход дает понять, что больной ценит время — как свое, так и своего лечащего врача. Кроме того, он настроен на лечение и со всей ответственностью относится к состоянию своего здоровья. Обычно врачи долго помнят таких пациентов, и когда они приходят в следующий раз, консультация проходит в позитивной обстановке.

Помимо жалоб у больного могут быть также и опасения. Если таковые имеют место, нужно обязательно поделиться ими с врачом. Пациенту хочется видеть, что доктор понимает его волнение и готов оказать поддержку. Не стоит забывать, что в обязанность медицинских работников входит устранение проблем пациента, в число которых входят и психологические. Поэтому не стоит бояться задавать вопросы (а в некоторых случаях такой прием даже может помочь определить компетентность специалиста).

Но, излагая свои жалобы и опасения, не стоит ссылаться на советы виртуальных «целителей». Говорить нужно от себя и выражать собственные мысли, а не информацию с сомнительных сайтов и советы знакомых. В большинстве случаев выражение: «А мне сказали...» вызывает раздражение у медицинских работников. Особенно тогда, когда пациент упорно игнорирует рекомендации врача, ссылаясь на очередную информацию, полученную от «народных целителей». Если уж очень хочется вставить свое мнение, лучше сказать, к примеру: «У моей подруги подобная проблема, и ей назначили...» К тому же грамотный врач всегда может разрушить любой миф о чудодейственных средствах «народной медицины». Пациенты, уверенные, что лучше врача осведомлены о своей болезни, могут вызвать неприятные ощущения.

В общении с врачом всегда уместна честность

В общении с врачом всегда уместна честность

Пациент должен быть честен с врачом. Нет ничего плохого в желании подтвердить диагноз у другого специалиста. Поэтому не стоит хитрить и скрывать свои намерения. Не исключено, что у другого специалиста иной взгляд на эту болезнь, и он сможет предложить альтернативный метод лечения. Грамотный врач отнесется к этому с пониманием, а также не станет препятствовать в получении еще одного мнения. И все же о том, что пациенту нужна еще одна консультация врача, желательно предупредить заблаговременно.

Хороший врач готов оказать помощь в любое время суток. Поэтому вопрос том, как можно с ним связаться в свободное от работы время, является вполне уместным. Но желательно заранее обсудить критические ситуации, в которых пациенту может понадобиться экстренная помощь. Безусловно, не стоит тревожить врача в свободное от работы время по незначительным поводам — они, прежде всего, обычные люди и тоже нуждаются в отдыхе.

Хорошие отношения всегда строятся на доверии, взаимном уважении, соблюдении элементарных правил этикета и понимании того, что и врачи и пациенты — прежде всего люди.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Вооружен до зубов: 9 гаджетов для здоровья зубов и десен

Какие гаджеты помогут сохранить здоровье зубов и красоту улыбки? Топ лучших для домашнего применения.

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 28.05.2017 16:02, обновлено 17.04.2020 17:21
Рейтинг статьи:
4,6

Читайте также

Здравоохранение 2.0: российские врачи будут лечить по мобильнику
Долгожданные поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан» создадут правовую базу для дистанционных телемедицинских услуг в России.
11 вещей, которые нельзя скрывать от врача
Ложь на приеме у врача, сокрытие информации могут стать причиной неправильного диагноза и некачественного лечения.
День медика: что могут врачи?
В День медика MedAboutMe поздравляет всех медработников и выясняет: что врач может, а что он должен делать для пациента?