Врач поставил диагноз, но порой бывает так сложно разобраться во всех этих медицинских терминах. Общительные пациенты намного легче справляются с подобными трудностями, чем больные, игнорирующие возможность доверительных отношений с врачом. Однако именно доверительные отношения врача и пациента, основанные на взаимном уважении, являются залогом успешного лечения заболевания. Нередки случаи, когда, к примеру, больные сахарным диабетом начинали внимательнее контролировать уровень глюкозы, когда лечащий врач проявлял к ним внимание и заинтересованность.
Важность доверия в отношениях с лечащим врачом: выбор больницы
В России, как и за рубежом, несмотря на имеющиеся различия в менталитете, немалая часть судебных исков в области медицины основана на конфликтных ситуациях между врачами и пациентами. И, как правило, люди жалуются не на качество услуг медицинских учреждений, а на грубость и безразличие их персонала.
К слову, по данным опроса, который провела Ассоциация американских медицинских колледжей, граждане Америки ценят во врачах, прежде всего, коммуникабельность, а также способность доступным языком объяснить значение медицинских терминов. А престижность медицинского учреждения, оказалась далеко не на первом месте.
Так что же нужно сделать, чтобы общение с людьми в белых халатах было позитивным, а совместные действия — продуктивными? Первое, о чем думает больной, собираясь на прием к врачу — это выбор медицинского учреждения, где ему окажут помощь. Он может обратиться в больницу по месту жительства или предпочесть посещение врача в коммерческом медицинском центре.
Не будем углубляться в положительные и отрицательные стороны каждого варианта, а поговорим о том, как выстроить доверительные отношения с доктором. От этого во многом зависит успешность диагностики и проведения лечебных мероприятий.
Что пациент ожидает от врача?
Пациент имеет право знать все. Он желает получить не только пояснения о своей болезни, но и рекомендации на тему, что он сам должен сделать для того, чтобы выздороветь и какие изменения внести в свой образ жизни. Кроме того, его интересуют сроки лечения и его методы, а также перспективы выздоровления и восстановления трудоспособности.
Согласно правилам врачебной этики, лечащий врач обязан проявить к больному уважение и оказать ему поддержку. Только что делать самому больному? Как выстроить позитивные отношения за такой короткий промежуток времени?
Согласно общепринятым нормам, консультация врача занимает всего около 15 мин. Примерно 5 мин уходит на заполнение медицинских документов, и 10 мин — на прием больного. И за это время некоторые больные успевают только изложить жалобы да услышать диагноз. Между тем существуют некоторые приемы, благодаря которым можно не только с наибольшей эффективностью использовать отведенное на консультацию время, но и оставить о себе приятное впечатление.
Консультация врача: как подготовиться?
Готовясь к консультации врача, нужно, прежде всего, составить перечень жалоб. Диагноз, поставленный на основании данных анамнеза (информация о болезни и образе жизни пациента), подтверждался результатами лабораторных исследований почти у половины больных.
Поэтому нужно заранее по возможности подробнее описать: где болит, как проявляется боль, с чем, по мнению пациента, связано появление болезненных ощущений, какие лекарства принимались? Это сэкономит время, а также оставит несколько драгоценных минут на продуктивное общение с врачом.
Такой подход дает понять, что больной ценит время — как свое, так и своего лечащего врача. Кроме того, он настроен на лечение и со всей ответственностью относится к состоянию своего здоровья. Обычно врачи долго помнят таких пациентов, и когда они приходят в следующий раз, консультация проходит в позитивной обстановке.
Помимо жалоб у больного могут быть также и опасения. Если таковые имеют место, нужно обязательно поделиться ими с врачом. Пациенту хочется видеть, что доктор понимает его волнение и готов оказать поддержку. Не стоит забывать, что в обязанность медицинских работников входит устранение проблем пациента, в число которых входят и психологические. Поэтому не стоит бояться задавать вопросы (а в некоторых случаях такой прием даже может помочь определить компетентность специалиста).
Но, излагая свои жалобы и опасения, не стоит ссылаться на советы виртуальных «целителей». Говорить нужно от себя и выражать собственные мысли, а не информацию с сомнительных сайтов и советы знакомых. В большинстве случаев выражение: «А мне сказали...» вызывает раздражение у медицинских работников. Особенно тогда, когда пациент упорно игнорирует рекомендации врача, ссылаясь на очередную информацию, полученную от «народных целителей». Если уж очень хочется вставить свое мнение, лучше сказать, к примеру: «У моей подруги подобная проблема, и ей назначили...» К тому же грамотный врач всегда может разрушить любой миф о чудодейственных средствах «народной медицины». Пациенты, уверенные, что лучше врача осведомлены о своей болезни, могут вызвать неприятные ощущения.
В общении с врачом всегда уместна честность
Пациент должен быть честен с врачом. Нет ничего плохого в желании подтвердить диагноз у другого специалиста. Поэтому не стоит хитрить и скрывать свои намерения. Не исключено, что у другого специалиста иной взгляд на эту болезнь, и он сможет предложить альтернативный метод лечения. Грамотный врач отнесется к этому с пониманием, а также не станет препятствовать в получении еще одного мнения. И все же о том, что пациенту нужна еще одна консультация врача, желательно предупредить заблаговременно.
Хороший врач готов оказать помощь в любое время суток. Поэтому вопрос том, как можно с ним связаться в свободное от работы время, является вполне уместным. Но желательно заранее обсудить критические ситуации, в которых пациенту может понадобиться экстренная помощь. Безусловно, не стоит тревожить врача в свободное от работы время по незначительным поводам — они, прежде всего, обычные люди и тоже нуждаются в отдыхе.
Хорошие отношения всегда строятся на доверии, взаимном уважении, соблюдении элементарных правил этикета и понимании того, что и врачи и пациенты — прежде всего люди.