Ситуации, когда дети нуждаются в психологической помощи, в настоящее время случаются все чаще. Причиной тому служат их низкая стрессоустойчивость, занятость взрослых, эмоциональное выгорание, подмена ценностей и приоритетов, смещение семейных ролей, расширение возможностей для поведения, которое является не всегда полезным и эффективным. Подростки — это категория детей, требующая к себе особенного отношения.
До сих пор специалисты не могут предложить родителям единой системы воспитания и общения с ними, поскольку психика в подростковом возрасте динамична, а поведение может быть непредсказуемо. Поэтому во время общения с подростками необходимо соблюдать неизменные правила — это принятие, поддержка, сохранение доверия, осторожное общение и безусловная любовь.
Проблемы подросткового возраста имеют довольно широкий диапазон. Их решение объединяет общие потребности — самоутвердиться, заявить о себе, обладать независимостью, найти себя, приобрести опыт. Поэтому терпение и ненавязчивое сопровождение — это один из единственных и верных способов поведения родителей, который они могут использовать, чтобы уберечь ребёнка от ошибок и сохранить с ним хорошие отношения.
Подростки часто нуждаются в психологической помощи. Если у одних кризис проходит тяжело, но не критично, то другие меняются настолько, что рискуют собственной эффективностью, здоровьем, жизнью. Обычно так случается там, где имели место признаки дисфункциональной семьи — непринятие ребёнка, обесценивание его личности, неудовлетворение потребностей в любви, поддержке и внимании, отрицательный родительский пример, эмоциональное или физическое насилие. Также могут нуждаться в помощи и те подростки, которые выросли в семье с благополучным эмоциональным фоном. Так случается потому, что невозможно предсказать и предвидеть то, что будет происходить с ребёнком в этот период. Как понять, что ребёнок нуждается в помощи специалиста, и какие существуют способы вызвать у него желание работать с психологом?
Когда ребёнку нужен психолог?
Дети отличаются от взрослых не только отсутствием жизненного опыта, но и тем, что они не всегда могут осознавать наличие проблем в своей жизни. Они находятся в самом начале ее пути, поэтому иногда ошибочно принимают трудности за норму, или не обращают на них внимание. Поэтому взрослые, пока ребёнок еще в силу возраста и обстоятельств, находится под их опекой, должны брать часть ответственности на себя. Это означает не контролировать, а сопровождать ребёнка, и оказывать ему помощь, когда он в ней нуждается.
Бывает так, что проблемы носят временный характер, решаются с помощью родителей или самого ребёнка. Подростки нуждаются в помощи психолога когда:
- У них нарушено общение со сверстниками. Оно может иметь характер длительных и болезненных конфликтов, разрушающих самооценку или здоровье.
- Наблюдаются плохие взаимоотношения с одним из родителей, приводящие к постоянным конфликтам, угрозам, замкнутости, уходам из дома.
- Имеет место длительная немотивированная агрессия, направленная на сверстников и взрослых
- Признаки аутоагрессии, направленные на себя — нанесение себе увечий, злоупотребление алкоголем и другими наркотическими средствами.
- Суицидальные попытки, уходы из дома.
- Постстрессовые расстройства, проявляющиеся в отказе от сна, пищи, общении, деятельности.
Также поводом для обращения к специалисту могут послужить рекомендации педагогов школы, в которой обучается ребёнок. Часто дети сопротивляются тому, чтобы идти к психологу. Попытки заставлять силой или угрозами заранее обречены на провал. Что делать родителям?
Будьте откровенны с детьми
Дети чувствуют, когда с ними не искренни, когда ими манипулируют, давят, пугают. Стоит отказаться делать это в любой форме, особенно общаясь с подростками. Откровенность, искренность, демонстрация любви и желания помочь способствуют близости между родителем и ребёнком. Если вы видите, что подросток нуждается в психологической помощи, то стоит решиться на откровенный разговор, в котором он мог бы почувствовать себя человеком, о котором заботятся, а не ребёнком, с которым не все в порядке.
Дайте понять подростку, что ему нужна помощь
Приведите примеры похожей ситуации, в которую попал ребёнок, прочитайте вместе газеты, посмотрите фильмы с аналогичными случаями, вспомните истории и рассказы общих знакомых. Показывая важность проблемы, взывайте к разуму. Дети гораздо лучше идут на контакт, когда с ними обращаются как с равными, принимают их позицию, находятся рядом, дают время подумать. Говорите о своих чувствах, переживаниях, страхах.
Приведите подростку свой пример
Для того чтобы этот метод сработал, нужно являться для ребёнка авторитетом. Решитесь на откровенный разговор и расскажите о своей ситуации из жизни, когда вы испытывали подобные чувства, попадали в такие же неприятности. Подведите к тому, что в это время вам нужна была помощь. Расскажите, кто оказал вам ее тогда. Сейчас это может сделать психолог. Если вам в юности никто не помог, не стоит обманывать ребёнка и придумывать вымышленную историю — скажите о том, что вам очень не хватало тогда помощи со стороны. Будьте искренними.
Создайте ребёнку правильную мотивацию
Дети всегда с желанием берутся за дело, которое им интересно и для чего-то необходимо. Чтобы уговорить подростка обратиться к специалисту, он должен понимать, что его там ждет, для чего это нужно и что он получит в конце. Что вы знаете о своем ребёнке? Что может быть ему интересно? Какую конечную выгоду вы могли бы пообещать ему, говоря о психологический помощи? Правильная мотивация для первичной консультации у специалиста — это залог того, что ребёнок пойдет туда, если не с большим желанием, то хотя бы с интересом и любопытством. Дальше уже многое окажется в руках психолога — как он сможет расположить ребёнка к себе, удержать его внимание и замотивировать на дальнейшую работу.