Телемедицина для россиян — понятие новое. Хотя принят уже закон о телемедицине, но как понять, пользуемся ли мы ей и зачем она вообще нужна? А между тем принципы телемедицины — совсем не новость, им уже почти сто лет. MedAboutMe вспоминает, с чего начиналось лечение на расстоянии, как это было в СССР и постперестроечной России и что нас ждет завтра.
100 лет телемедицины
Хотя эта медицина и имеет приставку «теле», но телевизор тут ни при чем. Самые первые упоминания о медицинских консультациях, проведенных на расстоянии при помощи средств связи, относятся к 20-м годам прошлого века: тогда врачам США пришлось использовать береговую связь с кораблем, чтобы проконсультировать больных на борту. Хотя и раньше консультации на расстоянии осуществлялись при помощи «средств связи», почтовых писем. Но официально телемедицина начала существовать в начале ХХ века.
В 1930-х годах в США стали использовать передачу результатов кардиограммы на расстояния, в 1950-х — передавать телерентгенологические факсимиле по телефону. К концу 1960-х в Небраске появилась интерактивная телевизионная система обучения для будущих психиатров. Но все это носило скорее экспериментальный или экстренный характер. Например, в 1965 году врач-кардиохирург Майкл Дебейки провел межконтинентальную телеконференцию для консультации процесса имплантации искусственного сердца. Ну а настоящая телемедицинская система, которая связала медпункт в аэропорту с врачами в госпитале, появилась только в 1967-м. Еще через 7 лет термин начал наконец использоваться достаточно широко. Но сама телемедицина действительно начала влиять на население только в 90-х годах.
Сегодня при помощи сетевых телемедицинских систем можно не только консультироваться по схемам «врач-врач» и «пациент-врач», но и получать мультимедийные услуги, обучать и обучаться, формировать массивы данных для ведения историй болезни, клинических исследований и многое, многое другое.
Так что же это — телемедицина?
Доктор с экрана
Активное лечение россиян на расстоянии началось «в телевизоре». Сначала телеэфир стал быстро насыщаться передачами о том, как правильно ходить к врачам, лечиться, что есть, что из препаратов принимать… А затем появился он — Анатолий Михайлович Кашпировский.
Хотя его называли целителем, экстрасенсом, шарлатаном и еще множеством различных слов, но сам «теледоктор» был действительно доктором, врачом-психотерапевтом, 25 лет проработавшим в психиатрической больнице г. Винница. В 1987 году он перешел на работу со спортсменами, помогая сборной СССР по тяжелой атлетике завоевывать новые рекорды, а затем стал руководителем Республиканского центра психотерапии в Киеве. И тогда же доктор впервые появился на экране.
Самые первые передачи имели достаточно узкую направленность: целью групповой психотерапии на телесеансах было избавление детей от энуреза. В практике психиатра уже были истории успешного избавления пациентов от недержания при помощи психотерапии, и этот метод относился к вполне научным способам лечения. Но внезапно все изменилось.
После первых же сеансов стали приходить отзывы от взрослых, которые вместе с детьми или просто так смотрели передачи. Как оказалось, Кашпировский излечивал с экрана не только энурез, но и множество различных заболеваний, от мигреней до артрита.
Так началась новая эра: люди стали лечиться, сидя перед телевизором или на массовых сеансах во время гастролей психотерапевта. Подготовка к сеансам терапии была убедительной: большинство «пациентов» уже были индуцированы и при помощи шумихи, и благодаря двум телемостам, по которым Кашпировский «обезболивал» больных в процессе хирургических операций. Анестезия при помощи внушения действительно работала, что удивляло именитых специалистов, а для прооперированных больных она оказалась спасением: другие варианты обезболивания им не подходили. После таких выступлений большинство жителей СССР уже знали о потенциале доктора и были готовы следовать его «установкам на здоровье».
6 «Сеансов здоровья» Кашпировского заставляли улицы буквально вымирать. У экранов телевизоров собирались все: и те, кто надеялся поправить здоровье, и те, кто не верил в новые методики, и те, кто не желал отставать от модного веяния. Результаты были самыми разными: от исцеления до резкого ухудшения здоровья. В итоге «дистанционную психотерапию» запретили.
Телемедицина сегодня
Сегодня психотерапия на расстоянии — вполне обычное дело. Сеансы психотерапии по скайпу, консультирование по телефону вполне в порядке вещей. И их не запрещают: индивидуальная психотерапевтическая помощь с учетом особенностей пациента не равна «установкам на здоровье», транслируемым на зрителей в состоянии истерии. А что еще можно получить, не заходя в кабинет к врачу?
Консультативные и диагностические услуги, телерентгенология и телепатология — основные направления телемедицины. Еще недавно она предназначалась для пациентов в труднодоступных местностях (вспомним матросов на борту корабля сто лет назад).
Сегодня ситуация уже иная: локальные телемедицинские сети появляются в клиниках, внедряются в «карманные» гаджеты жителей больших городов. Все больше молодежи доверяет удаленным консультациям с врачом, не желая тратить время на визит в учреждение здравоохранения. Да и выбор специалистов в телемедицине побольше, чем в районной поликлинике. Хотя доступно все это в основном только для тех, кто не ограничивается системой ОМС.
После принятия закона о телемедицине в 2018 году дистанционные медицинские услуги вошли в программу государственных гарантий, определяющую список этих услуг в рамках ОМС. Но по факту сегодня рынок телемедицины доступен только тем, кто оплачивает все сам, или же для тех пациентов, которым посчастливилось попасть в немногочисленные пилотные проекты в регионах или в крупных профильных учреждениях здравоохранения. Например, в ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» ведется проект дистанционного мониторинга больных с хроническими заболеваниями (сахарным диабетом, артериальной гипертензией, а также беременностью на фоне эндокринных нарушений). В московском отделении ФОМС год назад также запустили проект для отдельной группы: будущих мам с диабетом. Так что отдельные пилотные проекты в России есть, но система целиком не работает: нет ни установленных тарифов, ни понятного механизма интеракции «пациент-врач».
В регионах же экспансия телемедицины задерживается из-за нехватки кадров и инфраструктуры. Хотя за обеспечение помещения и доступа в интернет для глубинки берется ФГУП «Почта России»: отделения связи готовы предоставить свою инфраструктуру для проектов по ОМС и частному сектору.
По словам директора института хирургии им. А.В. Вишневского Амирана Ревишвили, при распространении услуг телемедицины можно будет на 50% снизить смертность больных, которым необходимо регулярное наблюдение специалистов. А учитывая российские расстояния, возможность связаться с врачом через интернет станет настоящим спасением для «тяжелых», малоподвижных пациентов.
Ну а пока узаконены и действительно используются виртуальные сеансы «врач-врач» для консультаций специалистов, консилиумов, обучения. А еще многочисленные телепередачи, в которых нас учат самих распознавать свои «болячки» и правильно их лечить. И не стоит забывать, что Анатолий Михайлович хотя и не появляется на экране телевизоров, но все еще активно проводит встречи с пациентами в гастролях по России и зарубежью, и все это, конечно, попадает в интернет. Вот такая телемедицина.
Но не стоит отчаиваться: говорят, скоро у персонала медицинских учреждений появится возможность удаленно контролировать текущее состояние здоровья россиян, высылать электронные рецепты, листки нетрудоспособности, направления к специалистам. Сдавать анализы, приходить на первичный прием или на процедуры и операции все же придется лично, но вот консультироваться с врачом по поводу обострения хронической болезни или совершать повторный визит к доктору после выздоровления от ОРВИ можно будет, не выходя из дома. Что ж, будем верить и ждать.