4 января исполняется 210 лет со дня рождения великого тифлопедагога, известного каждому. Его именем назван особый шрифт — рельеф на абсолютно белых страницах. Луи Брайль, сын сапожника, музыкант, потерявший зрение в раннем детстве, не просто изобрел шрифт Брайля. Он — основоположник стратегии различных изобретений, которые каждый год помогают незрячим людям жить лучше. В день рождения Брайля MedAboutMe рассказывает о чашках с сенсорами, видеокамерах в очках, городе слепых людей, а также о том, почему на российском телевидении появились мультики для незрячих малышей.
От армейского шифра к дыркам в картонке
Луи Брайль родился в семье сапожника, и это определило его судьбу. В возрасте трех лет малыш играл в сапожной мастерской с инструментами и поранил глаз шилом. Воспаление распространилось на оба глазных яблока, и к пяти Луи полностью ослеп.
Отец учил малыша скорняцкому делу, обучал изготавливать конскую упряжь, обувь, а мать настояла на обучении игре на скрипке. Ребёнка отдали в школу, что тоже было редкостью для детей из семьи мастеровых, тем более с инвалидностью. А потом Луи начал учиться в Парижском государственном институте для незрячих детей: уже 200 лет назад во Франции существовало такое заведение. Там обучали письму, математике, музыке, ремеслам. Книг с выпуклыми буквами было немного, и студенты получали информацию в основном на слух.
Брайль оказался одним из лучших выпускников, помимо вязания и ткачества он освоил игру на скрипке, фортепиано и органе. И по окончании института ему предложили остаться преподавать как ассистенту зрячих педагогов.
Свое изобретение — шрифт Брайля — Луи сделал в возрасте 15 лет. Он изучал «ночную азбуку», разработанную артиллеристом Шарлем Барбье. Чтобы передавать и получать информацию в ночное время, ее надо было уметь прочесть и записать в темноте. И Барбье создал систему маркировки базовых армейских сигналов: в куске картона прокалывались отверстия в определенном порядке, а «прочесть» их можно было наощупь.
Именно эта система стала основой рельефно-точечного шрифта имени Брайля для незрячих и слабовидящих. Через 5 лет работы над шрифтом Брайль предложил его на рассмотрение в совет института. Однако зрячие педагоги не оценили новое изобретение, посчитав его неудобным, и только спустя еще 8 лет шрифт Брайля наконец был признан официально: его создатель постоянно предлагал незрячим студентам опробовать новый метод чтения, и те настаивали на удобстве в совете педагогов.
Шрифт Брайля используется сегодня во всем мире. В Россию он пришел вместе с первой книгой А. А. Адлер, «Сборника статей для детского чтения, посвященного слепым детям», изданной в 1885 году.
Брайлисты и плоскопечатники
Городок Марбург в юго-западной части Германии называют «столицей слепых». В нем проживают около 80 000 человек, в том числе примерно 1000 незрячих. Само по себе соотношение не удивительно, но всех, кто попадает в Марбург, изумляет, насколько видны и самостоятельны люди и дети с белыми тросточками. Уверенная походка взрослых, шумная спешка детей, бегущих в школу, на стадион или дискотеку — заслуга совсем не оборудованного под нужды слабовидящих окружения. В Марбурге находится Германский Институт слепых, а при нем — школа для незрячих и слабовидящих имени Карла Штреля.
Шумные и активные мальчишки и девочки, которых невозможно не заметить в Марбурге, — ученики нашей школы. Разумеется, они не с первого дня такие самостоятельные. Это — результат долгой и терпеливой работы, и правильной организации.
Для школьников мы проводим индивидуальные занятия по ориентированию в городской среде. По окончании курса студент получает официальное письменное разрешение передвигаться самостоятельно во всем Марбурге или в части города.
Мы также работаем над приятием слабовидящих и над отношением к самим себе. Начнем с того, что у нас не принято разделение на «незрячих и слабовидящих». Мы используем категории «плоскопечатники», те, кто могут читать книги с крупным шрифтом, и «брайлисты», читающие тактильно по Брайлю. Классы у нас тоже смешанные, хотя все дети, и в интернате, и приходящие учащиеся — инвалиды по зрению. А на уроках физкультуры и соревнованиях слабовидящие носят черные повязки, чтобы не подглядывали и не получали преимущества над полностью слепыми детьми.
Школа существует на бюджетные деньги и благотворительные отчисления. В ней одновременно обучаются более 300 детей, и все занятия для граждан Германии бесплатны. Финансовыми вопросами занимается общественная организация Института слепых, и один из самых активных участников — бывший глава Германии Хорст Келлер. Его дочь Ульрика родилась незрячей, и проблемы нарушения зрения экспрезиденту знакомы не понаслышке.
Мультики, которые надо слушать
В современном мире есть множество различных приспособлений, увеличивающих возможности незрячих и слабовидящих. Есть чашки с сенсором количества жидкости — звуковой сигнал укажет уровень налитого, и не надо будет пытаться определить его на ощупь. Есть программы, превращающие текст в звук и звук в текст. Пару лет назад в Израиле ученые на основе эхолокации (как у летучих мышей) создали систему, преображающую изображение в звук. Встроенная в оправу очков камера считывает изображения, а гарнитура озвучивает, что находится впереди: человек, здание, транспорт, знак. Сама система еще далека от совершенства, но и это большой шаг для тех, кому приходится ориентироваться на улицах в буквальном смысле слова на ощупь.
Дело за малым — помочь найти повод незрячим и слабовидящим взрослым и детям выходить на улицу чаще. И это — проблема. По мнению родителей детей с нарушениями зрения, лучше на улицу лишний раз не выходить, опасно. И мнение зрячего большинства то же: плохо видящий человек на улицу выходит только в случае необходимости. Плохо видишь — сиди дома.
Все это приводит и к добровольной, привычной, и к вынужденной изоляции инвалидов по зрению. И появление у нас мультфильмов для незрячих — один из первых шагов, объединяющих две группы людей с различным уровнем зрительного восприятия.
С 1 ноября на российском телеканале TiJi транслируется мультсериал «Пиратка и капитан» с тифлокомментированием (аудиодескрипцией). По ходу действия профессиональные тифлокомментаторы описывают предметы, явления и активность героев, которые нужны для понимания сюжета.
А к 13 ноября, международному дню слепых, российские актеры профессионально озвучили мультфильмы «Мой маленький пони», «Сказ о Петре и Февронии» и другие. Мультики с аудиодескрипцией можно найти в интернете.
С 1 января 2019 вступает в силу распоряжение, по которому все кинотеатры должны быть оборудованы пандусами, и хотя бы в одном зале должно быть оборудование для незрячих и глухих людей. Уже сегодня в некоторых московских кинотеатрах можно посмотреть фильмы с аудиодескрипцией, а специальные программы и приложения с тифлокомментариями можно скачать и использовать самостоятельно.
И вот тут у зрячих возникает вопрос: ну зачем слепому человеку кино, а ребёнку — мультик? Что там можно увидеть, если глаза не воспринимают картинки?
Во-первых, полная слепота не так часта. Остаточное зрение позволяет разглядывать силуэты, предметы, передвижения. Но это не так важно, когда речь идет об аудиодескрипции.
Во-вторых, и это — основной момент, просмотр даже без зрения того же фильма, того же мультика, что и другие, помогает не чувствовать себя исключенным из общества обычных людей. Все дети видели «Щенячий патруль», и слепой или слабовидящий ребёнок — тоже. Пусть он видел и представил его по-своему, но он тоже это сделал и может обсудить, коллекционировать фигурки, играть в общие игры.
В-третьих, исключая детей из какого-либо действия, того же просмотра мультиков и похода в кино, и ограничивая аудиоспектаклями, мы исключаем их из значительной части общего досуга. «Нет» походам в кино, нет совместным вечеринкам и дискотекам, занятиям спортом… Список можно продолжать. И все это значит — внушать неспособность к активной самостоятельной жизни, изолировать и закрывать в стенах дома.
Именно поэтому такое странное, на первый взгляд, явление, как мультики и кинотеатры для незрячих, на самом деле не просто нормально. Оно — часть современной жизни, в которой должно быть место для всех и каждого.