Ребёнок дошкольного возраста, так же как и взрослый, обладает особенностями характера и может иметь личностные проблемы. Отличие детей от их родителей в том, что они не могут знать причины возможных комплексов или отклонений и объективно оценивать уровень своего развития. В детской психологии существуют психологические тесты, адаптированные для детского возраста, с помощью которых можно отследить причины нарушения поведения, навыки и качества личности.
Чаще всего, чтобы составить психологический портрет, специалист берет во внимание такие критерии, как отношения в семье, самооценка, наличие тревожности, уровень интеллектуального развития, роль в коллективе.
Информацию по указанным качествам можно получить через детский рисунок. Каким образом то, что рисует ребёнок, отражает его психическое состояние?
Ответ на этот вопрос заключается в проекции. Так как ведущей деятельностью дошкольника является игра, творчество и активная деятельность, то именно с их помощью можно получить информацию о внутреннем мире детей и их состоянии. Ребёнок проецирует, то есть отражает на бумаге все, что знает о действительности, в которой пребывает: отношения с родителями, свои страхи, роль в семье или среди сверстников и многое другое. Это позволяет специалисту сделать заключение об уровне его развития, готовности к школьному обучению, самооценке и тревожности.
Как детская психология отражается в рисунках? Ответить на этот вопрос поможет разбор нескольких психологических проективных тестов.
Рисунок ребёнка и отношения с родителями
Ребёнок и его мир — это вселенная со множеством красок, оттенков и чувств. Когда дети начинают рисовать, на листе бумаги находится место для всех членов его семьи. Чтобы понять особенности отношений в семье, детскую роль в ней и возможные проблемы, психологи предлагают детям нарисовать семью.
Тест «Моя семья»
Обычно инструкция психолога так и звучит, «нарисуй свою семью» без дополнительных подсказок и пояснений. И ребёнок, когда не имеет серьезных проблем с родителями, не задает вопросов и не испытывает сложностей с рисованием. Отказ от выполнения задания в некоторых случаях свидетельствует о наличии внутрисемейных проблем.
На что могут обратить внимание родители, когда дети рисуют семью?
1. Очередность рисования ее членов, их размер и положение на листе. Первыми обычно рисуются самые значимые люди в эмоциональном плане. Их размер отражает взаимодействие друг с другом и то, какими их видит ребёнок. Очень большие фигуры родителей говорят об их авторитете, и иногда, чрезмерной опеке или контроле. Бывает так, что дети рисуют себя больше, чем маму с папой. В таком случае старшим стоит задуматься о смещении ролей в семье — скорее всего, малыш чувствует себя самым главным и ему это позволяется.
2. Занятия людей, действия и преграды. То, чем занимаются люди на рисунке, свидетельствуют о картине мира, которая предстает перед детскими глазами каждый день. Обычно ребята, которым не хватает родительской любви и внимания, могут изображать маму и папу с телефонами, за компьютером, с планшетом и так далее. Свидетельством гармоничных отношений в семье служат соединенные на рисунке руки, улыбающиеся лица и соответствующий размер — дети маленькие, а родители большие. Хорошим знаком считается нарисованная опора — дорога или поляна — это говорит об имеющемся у ребёнка чувстве безопасности. Наличие преград на рисунке между людьми — дорог, шкафов, любых других предметов — говорят о возможных трудностях во взаимоотношениях с тем человеком, от которого он себя отделяет.
Психология ребёнка — как узнать о страхах и самооценке
Тест «Несуществующее животное» эффективно используется психологами не только там, где имеет место психология ребёнка, но также с подростками и взрослыми людьми. Как отмечают специалисты, в работе с дошкольниками рассказ о животном имеет такое же большое значение, как изображение. Интерпретация этой методики, как и любой другой, относящейся к проективным, имеет большую трактовку. Самые главные пункты включают в себя наличие страхов, самооценку и тревожность.
Тест «Несуществующее животное»
Очень маленькое животное в уголке листа свидетельствует о низкой самооценке и неуверенности в себе. Наличие шипов, игл и других острых углов или предметов говорит об агрессивности — направленной на себя или окружающих. Животное с двумя головами указывает на внутренний конфликт или противоречия. Большие, ярко прорисованные «пустые» глаза и испуганный вид животного говорят об имеющихся страхах. Рисунок над центром листа, занимающий большую его часть, свидетельствует о хорошей или высокой самооценке.
Большое значение в этой методике следует уделить цвету. Частая штриховка, особенно темными тонами может говорить о повышенной тревожности.
Также имеет значение сила давления на карандаш — слабое, едва заметное нажатие говорят об отсутствии энергии, хронической усталости или переутомлении. В любом случае, стоит помнить о том, что рассказы детей в этом тесте имеют почти первостепенное значение. Все, что расскажет ребёнок, будет относиться и к его жизни тоже.
Развитие ребёнка и готовность к школе
Психологи, чтобы определить школьную готовность детей, используют проективную методику под названием «Рисунок человека».
Тест «Рисунок человека»
В этом случае следует уделить внимание тому, с какой готовностью дети приступают выполнять этот тест. Отказ от рисования, несоответствие инструкции могут говорить о наличии проблем в развитии ребёнка или его поведении.
Чтобы сделать вывод о том, готов ли дошкольник к обучению, важно обратить внимание на то, как он рисует человека, а особенно на наличие деталей. Чем больше внимания дети уделяют прорисовке деталей — начиная от тела человека и заканчивая его одеждой — тем о большей готовности к школе это говорит. Обычно ребята, психические процессы которых полностью созрели к школьному обучению, рисуют все до мелочей: ресницы, брови, волосы, пальцы, ногти, шнурки, пуговицы, рубашку, туфли и т. д.
Родителям следует знать о том, что качественную диагностику может провести только специалист и психологический портрет дошкольника основывается не на одних только данных рисунка, но зависит от множества других факторов: личная беседа, особенности воспитания, интерпретация множества других деталей в детском рисунке.