Чего можно ожидать от детей, которые растут в условиях вседозволенности? Последствия могут быть самыми неожиданными и в основном неприятными. И это означает, что при воспитании ребёнка взрослые должны устанавливать для него определенные границы и запреты. Однако и тут следует действовать очень аккуратно, поскольку избыток ограничений может навредить так же, как и вседозволенность.
Как выстроить систему запретов для детей
Если сформулировать эту воспитательную политику совсем просто, то выходит, что родители должны уметь убедительно объяснять ребёнку, что можно делать, а чего делать нельзя. Только правильное поведение взрослых может поддержать гармоничное развитие ребёнка.
Даже самые любящие и терпеливые мама и папа вряд ли будут спорить с необходимостью установления таких границ. Но этот процесс должен опираться на несколько важных факторов:
- возраст ребёнка;
- образ жизни семьи;
- правила, находящиеся в приоритете.
Набор правил и ограничений для детей одного возраста может быть совершенно разным, поскольку они растут и воспитываются в разных условиях (в том числе и материальных). Одному ребёнку, например, разрешается самому ходить в магазин за хлебом и молоком, а его ровеснику из другой семьи запрещено в одиночку даже выходить в подъезд. Запреты не могут быть унифицированными, исходными для всех, а вот правила установления подобных границ все же достаточно универсальны.
На какие группы делятся все запреты
Аксиомой в воспитательном процессе является то, что границы должны существовать. Однако при этом родителям надо помнить и о том, что ограничений не должно быть слишком много, а все запреты должны быть разумными и адекватными.
В этом поможет классификация ограничений, которую разработала известный российский психолог Юлия Гиппенрейтер. Она предлагает распределить их по трем зонам:
- Красная.
Она самая немногочисленная, но в то же время и самая важная для нормального и безопасного развития ребёнка. Сюда входят те действия, которые он не должен делать ни при каких условиях. Это полные и категорические запреты, поскольку подобные действия несут прямую угрозу здоровью и жизни малыша. Сюда относятся, например, запреты совать палец в розетку, переходить улицу на красный свет, залазить на подоконник открытого окна и т. д.
- Желтая.
Такие запреты менее строгие: они вводятся с определенными исключениями из общего правила. Дети могут заниматься какими-то делами, но только под контролем взрослых или при соблюдении определенных условий. Скажем, ребёнку запрещено поздно ложиться спать, но в день приезда бабушки в гости или возвращения папы из командировки это время можно сдвинуть. Другой пример — если дочка решила научиться гладить белье, то в присутствии мамы ей позволено самой включать утюг.
- Зеленая.
Это наиболее обширная зона. Здесь практически нет строгих ограничений, либо они носят очень мягкий воспитательный характер. Например, можно играть с любыми игрушками, но с условием, что после игры все нужно будет убирать на место. Можно читать любимые книжки, но дети должны обращаться с ними аккуратно: не рвать и не пачкать.
Такая классификация поможет родителям лучше ориентироваться в системе запретов на основе приоритетов семьи.
Какие запреты наиболее важны для развития ребёнка
Развитие ребёнка идет постепенно, следовательно, в разном возрасте должны быть и разные подходы к подаче запретов. Так, малыши имеют ограниченную память, у них практически отсутствуют навыки самоконтроля. Поэтому, большое количество словесных запретов они просто не в состоянии усвоить.
Ситуация меняется с формированием самоконтроля. Это начинает происходить примерно с трех лет. С возрастом ребёнок перестает воспринимать некоторые ограничения как запреты. Для него это становится нормой жизни. И он уже сам понимает, что какие-то действия не стоит осуществлять, поскольку они опасны или чреваты неприятностями. Зато появляются другие границы: к примеру, те, которые связаны с взрослением и изменением образа жизни подростка.
Психологи не рекомендуют запрещать все подряд. Ограничения должны быть разумными и оправданными. В противном случае дети просто не будут воспринимать их всерьез, и ограничения утратят свой изначальный смысл. Однако есть обязательные границы, которые должны учитываться всеми родителями.
- Нельзя брать чужого — ни в семье, ни в садике, ни в магазине. Это следует внушать даже самым маленьким детям.
- Нельзя без согласия родителей отлучаться куда-либо. Взрослые всегда должны знать, где находится ребёнок. Это важное условие его же безопасности. Пойти в гости, поиграть во двор, в кино и т. д. можно лишь после того, как получено согласие мамы или папы.
- Нельзя играть с электричеством и бытовыми газовыми приборами. Это запрет, который относится, прежде всего, к малышам. Став постарше, они уже сами осознают всю возможную опасность. То же самое касается, например, открытых окон и высоты.
- Нельзя издеваться над животными. Это правило также следует внушать ребёнку с самого юного возраста. Только если этот урок усвоен, можно заводить каких-либо домашних питомцев.
Большое количество ограничений связано с поведением на дороге. Ребёнок должен осознать, что нельзя выбегать на дорогу, играть рядом с ней, идти по пешеходному переходу на красный сигнал светофора и т.д. И в этом примером должны стать сами взрослые.
Нормы поведения родителей при введении запретов
При введении любых запретов родители должны действовать очень продуманно и аккуратно. Они не должны оттолкнуть от себя ребёнка, спровоцировать его сопротивление, обиду или вызвать негативную реакцию. В то же время не следует поддаваться детским манипуляциям. Если на что-то установлен категорический запрет, то от своей позиции нельзя отступать, несмотря на капризы или истерики ребёнка.
Малыши особенно хорошо воспринимают введение ограничений в игровой форме. Это для них более понятно и доступно. Однако при этом следует понимать, что какие-то вещи малыш делает просто потому, что он еще ребёнок. Это его естественное поведение — шуметь, бегать, прыгать, порой даже ломать игрушки. Так проходит нормальное развитие ребёнка. Реагировать следует лишь в том случае, если вы видите явное проявление аномальной гиперактивности. В этой ситуации для корректного решения проблемы лучше обращаться к специалистам.
Детям постарше уже необходимы аргументы и разумное обоснование запретов. Делать это также нужно в простой и доступной форме, без проявления раздражительности и подчеркивания родительского авторитета.