Полезно ли приучать детей к труду или это следует считать одной из форм насилия над ребёнком? Возможно ли воспитание без принуждения к выполнению определенных обязанностей? Может ли стать успешным человек, если он не научился обслуживать свои ежедневные потребности и зависит в этом от других? Кто должен давать детям понятие о труде, семья или школа? Или стоит подождать, пока дитя не повзрослеет, и тогда «жизнь всему научит»? А повзрослеет ли вообще это дитя или так и останется ни к чему не пригодным инфантилом?
Обо всем этом и предлагает поговорить MedAboutMe.
Эксплуатация детского труда в истории
Жизнь человека на всем протяжении истории была нелегкой, полной лишений и бед, довольно голодной и почти всегда короткой. Чтобы выжить, долго взрослеть было некогда. Борьба за существование начиналась, как только ребёнок овладевал способностью самостоятельно передвигаться и выполнять простые задачи. Археологи и историки называют возраст 3-4 года.
В наше время трехлетние малыши еще ездят в коляске, ходят в памперсах, потому что не очень умеют контролировать свои выделительные функции. Они полностью зависимы от взрослых. Не очень приспособлены к жизни и пятилетние: многие из них плохо управляются с ложкой, не способны застегнуть пуговицы на одежде, не говоря уже о завязывании шнурков, не знают своего адреса, а некоторые думают, что родителей зовут Мама и Папа.
В прошлые времена пятилетний ребёнок, как это ни странно, был намного более приспособленным к жизни. Он не умел, конечно, играть в игры на планшете и самостоятельно включить себе мультики с помощью пульта.
Зато девочки уже умели прясть и ткать, следили за младшими детьми, могли приготовить простую еду (и не на умной электрической плите, а на печи или очаге). Подметали в избе, работали на огороде, собирали ягоды и коренья, работали в поле вместе с взрослыми, кормили домашнюю живность и выполняли массу значимых для семьи бытовых дел. И играли тоже, причем игрушки тоже могли сделать сами — из соломы, палочек, чурбачков и лоскутов от старой одежды.
Мальчики помогали взрослым в полевых работах, пасли скот. Обучались ремеслам — кузнечному, гончарному или плотницкому делу, плетению из коры. Учились охотиться и рыбачить. Им доверяли острые инструменты и поручали дела, к которым сегодня не каждого подростка подпустят.
Дети трудились, причем бесплатно или за мизерную плату, с 5-6 лет. Это относится ко всем странам.
В просвещенной Европе уже во вполне цивилизованном XIX веке ребятишки трудились на фабриках и заводах по 12-16 часов, а платили им в несколько раз меньше, чем взрослым работникам. Причем нередко детей нанимали на работу на вредных производствах: на табачные и спичечные фабрики, кожевенные производства, в шахты и рудники.
Только в 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка, которая запрещает труд детей до 14 лет. Но в реальности детский труд до сих пор эксплуатируется во многих странах.
В скандалах, связанных с обвинениями в эксплуатации детского труда, были замешаны многие известные бренды. На H&M работали фабрики Мьянмы, на которых трудились по 12 часов подростки. Какао-бобы, закупаемые Nestle в Кот-д'Ивуаре, собирают дети и подростки, работая наравне со взрослыми на плантациях. Детский труд эксплуатируют более чем на 50 фабриках, производящих товары под маркой Apple. Samsung и Sony также используют детский труд.
Понятно, что нет ничего хорошего в том, что детям приходится тяжело работать, чтобы выжить, чтобы заработать себе на кусок хлеба.
Но означает ли это, что ребёнка надо полностью избавить от любого труда?
Трудовое воспитание детей: за и против
Иногда человечество бросается из крайности в крайность. Избавление детей и подростков от изнурительного труда незаметно сменилось чем-то совершенно иным, полярно противоположным. Система воспитания детей изменилась настолько кардинально, что иногда это граничит с абсурдом. Во всяком случае, на взгляд тех, кто вырос до победного шествия детоцентризма.
Сейчас, если следовать букве закона, детей нельзя принуждать даже к самым простым бытовым делам. Нельзя заставлять убрать за собой, навести порядок в своей комнате, подмести пол или выбросить мусор. Ни дома, ни, тем более, в школе.
Детей, и не только раннего возраста, тщательно изолируют от малейшего риска, отстраняют от принятия решений и от какой бы то ни было ответственности. Больше не принято учить их простым бытовым вещам. Мало кто из городских ребят умеет держать в руках молоток или отвертку. Пуговицу пришить не способны не только дети, но и многие родители. Рукоделие больше не в моде, хотя вещи ручной работы ценятся высоко.
Дети мало что могут и умеют. И когда встает вопрос о подработке во время каникул, оказывается, что желания потрудиться мало. Нужно еще хоть что-нибудь уметь. И быть дисциплинированным.
Быть может, современным детям лучше дается не простой труд, а творчество, креатив? Нет, тоже не всегда. Изоляция от всего на свете и потакание капризам, выполнение всех запросов в раннем периоде развития не стимулируют расцвет творческих способностей. У ребёнка, который играет с простыми предметами, воображением превращая их во все, что угодно, интеллект и креативность развиваются лучше и быстрее, чем у обладателя горы самых крутых и дорогих игрушек. Потому что у второго нет необходимости что-либо воображать. За него все вообразили взрослые и сотворили и замок, и принцессу, и дракона, и корабль с парусами. Потом принесли и подарили, потому что «у моего ребёнка должно быть все самое лучшее».
Многие современные дети, которых старательно избавляли даже от необходимости обслуживать себя, не имеют не только привычки, но и потребности делать что-то самостоятельно и уважать чужой труд. И труд вообще.
Чтобы привлечь детей к общественно-полезному труду, школа должна заручиться письменным согласием родителей, иначе можно получить массу неприятностей. Мы не имеем права требовать даже таких простых действий, как стереть с доски, не говоря уже о дежурстве в классе с подметанием пола. Если в столовой дети бросаются едой, нельзя заставить их убрать за собой из педагогических соображений. А уж о субботниках на территории школы и говорить не стоит.
Стоит ли удивляться потом замусоренной планете, если мы старательно приучаем целые поколения к тому, что о порядке и чистоте всегда заботится кто-то другой, и поэтому можно бросить пакет от чипсов на тротуар, оставить мешок мусора у подъезда и выбросить бутылку из окна?
Но и это еще не все. В моей практике было два случая, когда родители возмущались тем, что ребёнок возвращается из школы с испачканными трусами. По их мнению, преподаватель должен вытирать младшим школьникам попу, потому что «он еще маленький и сам не умеет». И помогать им обуваться, потому что к первому классу дети не различают правый и левый ботинки и даже липучку не в состоянии нормально застегнуть.
Верный способ затормозить развитие ребёнка — избавить его от необходимости что-то делать самому. Если в 5 лет ребёнка кормят с ложечки — это не родительская забота, а путь к нарушениям в развитии.
Еще один вариант — оберегать от всего и все запрещать. «Не лезь», «Не трогай», «Не бери», потому что это опасно. Ребёнок, который никуда не лезет и ничего не трогает, будет развиваться медленнее того, который лезет и трогает.
Важная веха в развитии ребёнка: привычка к труду
Свобода — это замечательно. Но в разумных пределах. Жизнь в социуме неизбежно связана с системой рамок и ограничений, с необходимостью подчиняться правилам и законам. И с выполнением обязанностей, которые обязательно прилагаются к правам. Формирование понятий обо всем этом не происходит одномоментно, в день наступления совершеннолетия. К моменту выхода во взрослую жизнь ребёнок уже должен понимать, «что почем», и иметь не только умозрительные понятия о труде.
Лучшие результаты получаются, если идти к ним последовательно, вдумчиво и терпеливо, от простого к сложному. Формирование привычки к труду с детства, с правильной мотивацией превращает труд из ненавистной повинности в интересное, увлекательное дело, в возможность реализовать себя, в средство достижения самостоятельности, а значит — той самой свободы, о которой шла речь выше. Бездельники не бывают свободными. Они всегда зависимы.
Началом трудового воспитания можно считать формирование привычки заботиться о собственной гигиене. Потом — о порядке в зоне своего обитания (убрать игрушки, сложить одежду, помыть чашку, полить цветок). Труд отлично совмещается с игрой. Мотивацией может быть получение удовольствия от того, что какое-то дело выполнено хорошо, «по-взрослому». Привычка получать удовольствие от хорошо выполненной работы — ценное приобретение, потому что большинству взрослых приходится трудиться всю сознательную жизнь. И шансов достичь успеха больше у тех, кто умеет получать от своей работы удовольствие.
Кроме того, ребёнок в процессе трудового воспитания учится не только выполнять определенные действия руками. Он учится ставить перед собой цель, планировать свои действия по ее достижению, выбирать методы. Роль воспитателя заключается в том, чтобы показать важность этих компонентов трудовых действий, показать и объяснить каждый из них.
Важно не отказывать в помощи, но и не бросаться помогать, если ребёнок об этом не просит. Удовольствие от труда появляется тогда, когда присутствует элемент ответственности и самостоятельности.
Действующие ныне законы таковы, что принудительным детским трудом может считаться даже помощь подростка родителям в присмотре за младшими детьми. Если ребёнок в школе разлил воду, то потребовать от него взять тряпку и вытереть лужу — тоже принуждение к труду, хотя это элементарное самообслуживание. И как ему научиться ухаживать хотя бы за собой? Если нет необходимости прикладывать усилия, то ничего не стоит бросить мусор где попало и не думать о том, кто будет убирать.
Лишая детей права на опыт, возможности приобретать навыки родители уничтожают способность ребёнка мыслить нестандартно и развиваться интеллектуально. Не нужно заставлять их работать с раннего возраста по 16 часов, но не мешайте взять веник и подмести крошки от рассыпанного печенья. Даже если в результате эти крошки разлетятся по всему дому. Поверьте, привычка трудиться — необходимое условие для достижения успеха во взрослой жизни.