От трудового воспитания до эксплуатации: надо ли ребенку работать?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Полезно ли приучать детей к труду или это следует считать одной из форм насилия над ребёнком? Возможно ли воспитание без принуждения к выполнению определенных обязанностей? Может ли стать успешным человек, если он не научился обслуживать свои ежедневные потребности и зависит в этом от других? Кто должен давать детям понятие о труде, семья или школа? Или стоит подождать, пока дитя не повзрослеет, и тогда «жизнь всему научит»? А повзрослеет ли вообще это дитя или так и останется ни к чему не пригодным инфантилом?

Обо всем этом и предлагает поговорить MedAboutMe.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Эксплуатация детского труда в истории

Эксплуатация детского труда в истории

Жизнь человека на всем протяжении истории была нелегкой, полной лишений и бед, довольно голодной и почти всегда короткой. Чтобы выжить, долго взрослеть было некогда. Борьба за существование начиналась, как только ребёнок овладевал способностью самостоятельно передвигаться и выполнять простые задачи. Археологи и историки называют возраст 3-4 года.

В наше время трехлетние малыши еще ездят в коляске, ходят в памперсах, потому что не очень умеют контролировать свои выделительные функции. Они полностью зависимы от взрослых. Не очень приспособлены к жизни и пятилетние: многие из них плохо управляются с ложкой, не способны застегнуть пуговицы на одежде, не говоря уже о завязывании шнурков, не знают своего адреса, а некоторые думают, что родителей зовут Мама и Папа.

В прошлые времена пятилетний ребёнок, как это ни странно, был намного более приспособленным к жизни. Он не умел, конечно, играть в игры на планшете и самостоятельно включить себе мультики с помощью пульта.

Зато девочки уже умели прясть и ткать, следили за младшими детьми, могли приготовить простую еду (и не на умной электрической плите, а на печи или очаге). Подметали в избе, работали на огороде, собирали ягоды и коренья, работали в поле вместе с взрослыми, кормили домашнюю живность и выполняли массу значимых для семьи бытовых дел. И играли тоже, причем игрушки тоже могли сделать сами — из соломы, палочек, чурбачков и лоскутов от старой одежды.

Мальчики помогали взрослым в полевых работах, пасли скот. Обучались ремеслам — кузнечному, гончарному или плотницкому делу, плетению из коры. Учились охотиться и рыбачить. Им доверяли острые инструменты и поручали дела, к которым сегодня не каждого подростка подпустят.

Дети трудились, причем бесплатно или за мизерную плату, с 5-6 лет. Это относится ко всем странам.

В просвещенной Европе уже во вполне цивилизованном XIX веке ребятишки трудились на фабриках и заводах по 12-16 часов, а платили им в несколько раз меньше, чем взрослым работникам. Причем нередко детей нанимали на работу на вредных производствах: на табачные и спичечные фабрики, кожевенные производства, в шахты и рудники.

Только в 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка, которая запрещает труд детей до 14 лет. Но в реальности детский труд до сих пор эксплуатируется во многих странах.

В скандалах, связанных с обвинениями в эксплуатации детского труда, были замешаны многие известные бренды. На H&M работали фабрики Мьянмы, на которых трудились по 12 часов подростки. Какао-бобы, закупаемые Nestle в Кот-д'Ивуаре, собирают дети и подростки, работая наравне со взрослыми на плантациях. Детский труд эксплуатируют более чем на 50 фабриках, производящих товары под маркой Apple. Samsung и Sony также используют детский труд. ​

Понятно, что нет ничего хорошего в том, что детям приходится тяжело работать, чтобы выжить, чтобы заработать себе на кусок хлеба.

Но означает ли это, что ребёнка надо полностью избавить от любого труда?

Трудовое воспитание детей: за и против

Трудовое воспитание детей: за и против

Иногда человечество бросается из крайности в крайность. Избавление детей и подростков от изнурительного труда незаметно сменилось чем-то совершенно иным, полярно противоположным. Система воспитания детей изменилась настолько кардинально, что иногда это граничит с абсурдом. Во всяком случае, на взгляд тех, кто вырос до победного шествия детоцентризма.

Сейчас, если следовать букве закона, детей нельзя принуждать даже к самым простым бытовым делам. Нельзя заставлять убрать за собой, навести порядок в своей комнате, подмести пол или выбросить мусор. Ни дома, ни, тем более, в школе.

Детей, и не только раннего возраста, тщательно изолируют от малейшего риска, отстраняют от принятия решений и от какой бы то ни было ответственности. Больше не принято учить их простым бытовым вещам. Мало кто из городских ребят умеет держать в руках молоток или отвертку. Пуговицу пришить не способны не только дети, но и многие родители. Рукоделие больше не в моде, хотя вещи ручной работы ценятся высоко.

Дети мало что могут и умеют. И когда встает вопрос о подработке во время каникул, оказывается, что желания потрудиться мало. Нужно еще хоть что-нибудь уметь. И быть дисциплинированным.

Быть может, современным детям лучше дается не простой труд, а творчество, креатив? Нет, тоже не всегда. Изоляция от всего на свете и потакание капризам, выполнение всех запросов в раннем периоде развития не стимулируют расцвет творческих способностей. У ребёнка, который играет с простыми предметами, воображением превращая их во все, что угодно, интеллект и креативность развиваются лучше и быстрее, чем у обладателя горы самых крутых и дорогих игрушек. Потому что у второго нет необходимости что-либо воображать. За него все вообразили взрослые и сотворили и замок, и принцессу, и дракона, и корабль с парусами. Потом принесли и подарили, потому что «у моего ребёнка должно быть все самое лучшее».

Многие современные дети, которых старательно избавляли даже от необходимости обслуживать себя, не имеют не только привычки, но и потребности делать что-то самостоятельно и уважать чужой труд. И труд вообще.

NN, преподаватель младших классов

Чтобы привлечь детей к общественно-полезному труду, школа должна заручиться письменным согласием родителей, иначе можно получить массу неприятностей. Мы не имеем права требовать даже таких простых действий, как стереть с доски, не говоря уже о дежурстве в классе с подметанием пола. Если в столовой дети бросаются едой, нельзя заставить их убрать за собой из педагогических соображений. А уж о субботниках на территории школы и говорить не стоит.

Стоит ли удивляться потом замусоренной планете, если мы старательно приучаем целые поколения к тому, что о порядке и чистоте всегда заботится кто-то другой, и поэтому можно бросить пакет от чипсов на тротуар, оставить мешок мусора у подъезда и выбросить бутылку из окна?

Но и это еще не все. В моей практике было два случая, когда родители возмущались тем, что ребёнок возвращается из школы с испачканными трусами. По их мнению, преподаватель должен вытирать младшим школьникам попу, потому что «он еще маленький и сам не умеет». И помогать им обуваться, потому что к первому классу дети не различают правый и левый ботинки и даже липучку не в состоянии нормально застегнуть.​

Комментарий эксперта
Катерина Мурашова, психолог

Верный способ затормозить развитие ребёнка — избавить его от необходимости что-то делать самому. Если в 5 лет ребёнка кормят с ложечки — это не родительская забота, а путь к нарушениям в развитии.

Еще один вариант — оберегать от всего и все запрещать. «Не лезь», «Не трогай», «Не бери», потому что это опасно. Ребёнок, который никуда не лезет и ничего не трогает, будет развиваться медленнее того, который лезет и трогает.​

Важная веха в развитии ребёнка: привычка к труду

Важная веха в развитии ребёнка: привычка к труду

Свобода — это замечательно. Но в разумных пределах. Жизнь в социуме неизбежно связана с системой рамок и ограничений, с необходимостью подчиняться правилам и законам. И с выполнением обязанностей, которые обязательно прилагаются к правам. Формирование понятий обо всем этом не происходит одномоментно, в день наступления совершеннолетия. К моменту выхода во взрослую жизнь ребёнок уже должен понимать, «что почем», и иметь не только умозрительные понятия о труде.

Лучшие результаты получаются, если идти к ним последовательно, вдумчиво и терпеливо, от простого к сложному. Формирование привычки к труду с детства, с правильной мотивацией превращает труд из ненавистной повинности в интересное, увлекательное дело, в возможность реализовать себя, в средство достижения самостоятельности, а значит — той самой свободы, о которой шла речь выше. Бездельники не бывают свободными. Они всегда зависимы.

Началом трудового воспитания можно считать формирование привычки заботиться о собственной гигиене. Потом — о порядке в зоне своего обитания (убрать игрушки, сложить одежду, помыть чашку, полить цветок). Труд отлично совмещается с игрой. Мотивацией может быть получение удовольствия от того, что какое-то дело выполнено хорошо, «по-взрослому». Привычка получать удовольствие от хорошо выполненной работы — ценное приобретение, потому что большинству взрослых приходится трудиться всю сознательную жизнь. И шансов достичь успеха больше у тех, кто умеет получать от своей работы удовольствие.

Кроме того, ребёнок в процессе трудового воспитания учится не только выполнять определенные действия руками. Он учится ставить перед собой цель, планировать свои действия по ее достижению, выбирать методы. Роль воспитателя заключается в том, чтобы показать важность этих компонентов трудовых действий, показать и объяснить каждый из них.

Важно не отказывать в помощи, но и не бросаться помогать, если ребёнок об этом не просит. Удовольствие от труда появляется тогда, когда присутствует элемент ответственности и самостоятельности.

Комментарий эксперта
Любовь Духанина, общественный деятель, депутат Государственной Думы

Действующие ныне законы таковы, что принудительным детским трудом может считаться даже помощь подростка родителям в присмотре за младшими детьми. Если ребёнок в школе разлил воду, то потребовать от него взять тряпку и вытереть лужу — тоже принуждение к труду, хотя это элементарное самообслуживание. И как ему научиться ухаживать хотя бы за собой? Если нет необходимости прикладывать усилия, то ничего не стоит бросить мусор где попало и не думать о том, кто будет убирать.

Комментарий эксперта
Кен Робинсон, международный советник в области образования

Лишая детей права на опыт, возможности приобретать навыки родители уничтожают способность ребёнка мыслить нестандартно и развиваться интеллектуально. Не нужно заставлять их работать с раннего возраста по 16 часов, но не мешайте взять веник и подмести крошки от рассыпанного печенья. Даже если в результате эти крошки разлетятся по всему дому. Поверьте, привычка трудиться — необходимое условие для достижения успеха во взрослой жизни.

Читайте также

Дети и работа по дому
Работа по дому для детей: возраст, объем, мотивация.
Как научить ребенка помогать по дому
Приучать детей к помощи по дому лучше постепенно, начиная с самого раннего возраста.
«Мальчик для битья» и другие методы воспитания королей
Секреты воспитания будущих монархов: интересные факты от MedAboutMe
Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста
Поощряйте детские ролевые игры, ведь это не только развлечение, но и шанс весело и непринужденно научиться чему-нибудь полезному.
Как правильно воспитать ребёнка: психология воспитания детей
Как правильно воспитывать ребёнка: советы психологов.
Воспитание детей в однополых семьях: кто в опасности?
Усыновление и воспитание детей в однополых семьях: споры, дискуссии, прецедент в России, непростое отношение зарубежом.
Опубликовано 30.08.2019 09:50, обновлено 17.04.2020 18:06
Рейтинг статьи:
4,8

Использованные источники

ДЕТСКИЙ ТРУД: АНАХРОНИЗМ БЕДНОСТИ ИЛИ КЛЮЧ К ПРОЦВЕТАНИЮ / Павлов Б. С., Сарайкин Д. А. // Россия: тенденции и перспективы развития 2016 №11-2
Образование и детский труд / Ильин Г. Л. // Наука и школа 2017 №6
Трудовое воспитание дошкольников. Методическое пособие для воспитателя детского сада / Иванова А, Лабутина Н, Гусева Н // Вентана-Граф 2016
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Почему вам не хватает энергии? Витамины группы B — ключ к бодрости и ясному уму!

Хроническая усталость и постоянный туман в голове? Возможно, вашему организму не хватает витаминов группы B

Колики у малышей: полезные советы родителям

С коликами, так или иначе, сталкивается подавляющее большинство родителей совершенно здоровых малышей в раннем возрасте.

Малыш, родители и колики: как пережить 100 дней плача?

Часто первой проблемой, пугающей молодых родителей, становятся колики у малыша. Как помочь детям при боли в животике, читайте на MedAboutMe.