От трудового воспитания до эксплуатации: надо ли ребенку работать?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Полезно ли приучать детей к труду или это следует считать одной из форм насилия над ребёнком? Возможно ли воспитание без принуждения к выполнению определенных обязанностей? Может ли стать успешным человек, если он не научился обслуживать свои ежедневные потребности и зависит в этом от других? Кто должен давать детям понятие о труде, семья или школа? Или стоит подождать, пока дитя не повзрослеет, и тогда «жизнь всему научит»? А повзрослеет ли вообще это дитя или так и останется ни к чему не пригодным инфантилом?

Обо всем этом и предлагает поговорить MedAboutMe.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Эксплуатация детского труда в истории

Эксплуатация детского труда в истории

Жизнь человека на всем протяжении истории была нелегкой, полной лишений и бед, довольно голодной и почти всегда короткой. Чтобы выжить, долго взрослеть было некогда. Борьба за существование начиналась, как только ребёнок овладевал способностью самостоятельно передвигаться и выполнять простые задачи. Археологи и историки называют возраст 3-4 года.

В наше время трехлетние малыши еще ездят в коляске, ходят в памперсах, потому что не очень умеют контролировать свои выделительные функции. Они полностью зависимы от взрослых. Не очень приспособлены к жизни и пятилетние: многие из них плохо управляются с ложкой, не способны застегнуть пуговицы на одежде, не говоря уже о завязывании шнурков, не знают своего адреса, а некоторые думают, что родителей зовут Мама и Папа.

В прошлые времена пятилетний ребёнок, как это ни странно, был намного более приспособленным к жизни. Он не умел, конечно, играть в игры на планшете и самостоятельно включить себе мультики с помощью пульта.

Зато девочки уже умели прясть и ткать, следили за младшими детьми, могли приготовить простую еду (и не на умной электрической плите, а на печи или очаге). Подметали в избе, работали на огороде, собирали ягоды и коренья, работали в поле вместе с взрослыми, кормили домашнюю живность и выполняли массу значимых для семьи бытовых дел. И играли тоже, причем игрушки тоже могли сделать сами — из соломы, палочек, чурбачков и лоскутов от старой одежды.

Мальчики помогали взрослым в полевых работах, пасли скот. Обучались ремеслам — кузнечному, гончарному или плотницкому делу, плетению из коры. Учились охотиться и рыбачить. Им доверяли острые инструменты и поручали дела, к которым сегодня не каждого подростка подпустят.

Дети трудились, причем бесплатно или за мизерную плату, с 5-6 лет. Это относится ко всем странам.

В просвещенной Европе уже во вполне цивилизованном XIX веке ребятишки трудились на фабриках и заводах по 12-16 часов, а платили им в несколько раз меньше, чем взрослым работникам. Причем нередко детей нанимали на работу на вредных производствах: на табачные и спичечные фабрики, кожевенные производства, в шахты и рудники.

Только в 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка, которая запрещает труд детей до 14 лет. Но в реальности детский труд до сих пор эксплуатируется во многих странах.

В скандалах, связанных с обвинениями в эксплуатации детского труда, были замешаны многие известные бренды. На H&M работали фабрики Мьянмы, на которых трудились по 12 часов подростки. Какао-бобы, закупаемые Nestle в Кот-д'Ивуаре, собирают дети и подростки, работая наравне со взрослыми на плантациях. Детский труд эксплуатируют более чем на 50 фабриках, производящих товары под маркой Apple. Samsung и Sony также используют детский труд. ​

Понятно, что нет ничего хорошего в том, что детям приходится тяжело работать, чтобы выжить, чтобы заработать себе на кусок хлеба.

Но означает ли это, что ребёнка надо полностью избавить от любого труда?

Трудовое воспитание детей: за и против

Трудовое воспитание детей: за и против

Иногда человечество бросается из крайности в крайность. Избавление детей и подростков от изнурительного труда незаметно сменилось чем-то совершенно иным, полярно противоположным. Система воспитания детей изменилась настолько кардинально, что иногда это граничит с абсурдом. Во всяком случае, на взгляд тех, кто вырос до победного шествия детоцентризма.

Сейчас, если следовать букве закона, детей нельзя принуждать даже к самым простым бытовым делам. Нельзя заставлять убрать за собой, навести порядок в своей комнате, подмести пол или выбросить мусор. Ни дома, ни, тем более, в школе.

Детей, и не только раннего возраста, тщательно изолируют от малейшего риска, отстраняют от принятия решений и от какой бы то ни было ответственности. Больше не принято учить их простым бытовым вещам. Мало кто из городских ребят умеет держать в руках молоток или отвертку. Пуговицу пришить не способны не только дети, но и многие родители. Рукоделие больше не в моде, хотя вещи ручной работы ценятся высоко.

Дети мало что могут и умеют. И когда встает вопрос о подработке во время каникул, оказывается, что желания потрудиться мало. Нужно еще хоть что-нибудь уметь. И быть дисциплинированным.

Быть может, современным детям лучше дается не простой труд, а творчество, креатив? Нет, тоже не всегда. Изоляция от всего на свете и потакание капризам, выполнение всех запросов в раннем периоде развития не стимулируют расцвет творческих способностей. У ребёнка, который играет с простыми предметами, воображением превращая их во все, что угодно, интеллект и креативность развиваются лучше и быстрее, чем у обладателя горы самых крутых и дорогих игрушек. Потому что у второго нет необходимости что-либо воображать. За него все вообразили взрослые и сотворили и замок, и принцессу, и дракона, и корабль с парусами. Потом принесли и подарили, потому что «у моего ребёнка должно быть все самое лучшее».

Многие современные дети, которых старательно избавляли даже от необходимости обслуживать себя, не имеют не только привычки, но и потребности делать что-то самостоятельно и уважать чужой труд. И труд вообще.

NN, преподаватель младших классов

Чтобы привлечь детей к общественно-полезному труду, школа должна заручиться письменным согласием родителей, иначе можно получить массу неприятностей. Мы не имеем права требовать даже таких простых действий, как стереть с доски, не говоря уже о дежурстве в классе с подметанием пола. Если в столовой дети бросаются едой, нельзя заставить их убрать за собой из педагогических соображений. А уж о субботниках на территории школы и говорить не стоит.

Стоит ли удивляться потом замусоренной планете, если мы старательно приучаем целые поколения к тому, что о порядке и чистоте всегда заботится кто-то другой, и поэтому можно бросить пакет от чипсов на тротуар, оставить мешок мусора у подъезда и выбросить бутылку из окна?

Но и это еще не все. В моей практике было два случая, когда родители возмущались тем, что ребёнок возвращается из школы с испачканными трусами. По их мнению, преподаватель должен вытирать младшим школьникам попу, потому что «он еще маленький и сам не умеет». И помогать им обуваться, потому что к первому классу дети не различают правый и левый ботинки и даже липучку не в состоянии нормально застегнуть.​

Комментарий эксперта
Катерина Мурашова, психолог

Верный способ затормозить развитие ребёнка — избавить его от необходимости что-то делать самому. Если в 5 лет ребёнка кормят с ложечки — это не родительская забота, а путь к нарушениям в развитии.

Еще один вариант — оберегать от всего и все запрещать. «Не лезь», «Не трогай», «Не бери», потому что это опасно. Ребёнок, который никуда не лезет и ничего не трогает, будет развиваться медленнее того, который лезет и трогает.​

Важная веха в развитии ребёнка: привычка к труду

Важная веха в развитии ребёнка: привычка к труду

Свобода — это замечательно. Но в разумных пределах. Жизнь в социуме неизбежно связана с системой рамок и ограничений, с необходимостью подчиняться правилам и законам. И с выполнением обязанностей, которые обязательно прилагаются к правам. Формирование понятий обо всем этом не происходит одномоментно, в день наступления совершеннолетия. К моменту выхода во взрослую жизнь ребёнок уже должен понимать, «что почем», и иметь не только умозрительные понятия о труде.

Лучшие результаты получаются, если идти к ним последовательно, вдумчиво и терпеливо, от простого к сложному. Формирование привычки к труду с детства, с правильной мотивацией превращает труд из ненавистной повинности в интересное, увлекательное дело, в возможность реализовать себя, в средство достижения самостоятельности, а значит — той самой свободы, о которой шла речь выше. Бездельники не бывают свободными. Они всегда зависимы.

Началом трудового воспитания можно считать формирование привычки заботиться о собственной гигиене. Потом — о порядке в зоне своего обитания (убрать игрушки, сложить одежду, помыть чашку, полить цветок). Труд отлично совмещается с игрой. Мотивацией может быть получение удовольствия от того, что какое-то дело выполнено хорошо, «по-взрослому». Привычка получать удовольствие от хорошо выполненной работы — ценное приобретение, потому что большинству взрослых приходится трудиться всю сознательную жизнь. И шансов достичь успеха больше у тех, кто умеет получать от своей работы удовольствие.

Кроме того, ребёнок в процессе трудового воспитания учится не только выполнять определенные действия руками. Он учится ставить перед собой цель, планировать свои действия по ее достижению, выбирать методы. Роль воспитателя заключается в том, чтобы показать важность этих компонентов трудовых действий, показать и объяснить каждый из них.

Важно не отказывать в помощи, но и не бросаться помогать, если ребёнок об этом не просит. Удовольствие от труда появляется тогда, когда присутствует элемент ответственности и самостоятельности.

Комментарий эксперта
Любовь Духанина, общественный деятель, депутат Государственной Думы

Действующие ныне законы таковы, что принудительным детским трудом может считаться даже помощь подростка родителям в присмотре за младшими детьми. Если ребёнок в школе разлил воду, то потребовать от него взять тряпку и вытереть лужу — тоже принуждение к труду, хотя это элементарное самообслуживание. И как ему научиться ухаживать хотя бы за собой? Если нет необходимости прикладывать усилия, то ничего не стоит бросить мусор где попало и не думать о том, кто будет убирать.

Комментарий эксперта
Кен Робинсон, международный советник в области образования

Лишая детей права на опыт, возможности приобретать навыки родители уничтожают способность ребёнка мыслить нестандартно и развиваться интеллектуально. Не нужно заставлять их работать с раннего возраста по 16 часов, но не мешайте взять веник и подмести крошки от рассыпанного печенья. Даже если в результате эти крошки разлетятся по всему дому. Поверьте, привычка трудиться — необходимое условие для достижения успеха во взрослой жизни.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 30.08.2019 09:50, обновлено 17.04.2020 18:06
Рейтинг статьи:
4,8

Использованные источники

ДЕТСКИЙ ТРУД: АНАХРОНИЗМ БЕДНОСТИ ИЛИ КЛЮЧ К ПРОЦВЕТАНИЮ / Павлов Б. С., Сарайкин Д. А. // Россия: тенденции и перспективы развития 2016 №11-2
Образование и детский труд / Ильин Г. Л. // Наука и школа 2017 №6
Трудовое воспитание дошкольников. Методическое пособие для воспитателя детского сада / Иванова А, Лабутина Н, Гусева Н // Вентана-Граф 2016

Читайте также

8 заповедей родителей в воспитании детей
Хотите воспитать своего ребенка хорошим и счастливым человеком? Узнайте, какие правила следует соблюдать.
«Мальчик для битья» и другие методы воспитания королей
Секреты воспитания будущих монархов: интересные факты от MedAboutMe
Как относиться к советам по воспитанию детей?
Привычка давать советы, когда их не просят: плюсы и минусы. Что делать, когда рекомендации по воспитанию детей высказывают чужие люди?
Как сформировать у детей правильное отношение к деньгам
У вас подрастает ребенок? Узнайте, как правильно и когда начинать заниматься его финансовым воспитанием.
Как научить малыша вести себя в обществе?
Научить малыша хорошо вести себя в общественных местах – крайне непростая задача. Как же справиться с ней?
Дети-манипуляторы: типичные ошибки взрослых в воспитании
Ребенок пытается манипулировать вами? Узнаем, как на это правильно реагировать и как решить эту проблему.