Отношения с окружающими человек выстраивает сам. И если кто-то хамит, ругается, льстит, пытаясь любыми путями добиться желаемого, его сразу же ставят на место. Но что делать, если этот кто-то — ваш шеф?
Отношения в рабочем коллективе: как распознать манипулятора в процессе общения?
Основа отношений человека-манипулятора — это использование окружающих людей в качестве средства для достижения собственных целей. В обычной жизни такой персонаж распознать очень легко — он бесцеремонно нарушает личные границы собеседника. После общения с манипулятором остается неприятное ощущение уязвленности, подавленности, обиды. Но если такой человек становится начальником, вычислить его гораздо сложнее. Ведь руководитель по определению обязан управлять подчиненными. Тем не менее, не каждый босс объясняет, почему сотрудники должны работать сверхурочно и выполнять дополнительные поручения.
Отличить адекватного руководителя от манипулятора можно по признакам, присущим последнему:
- отдавая приказы и совершая некоторые поступки, начальник превышает свои полномочия, нарушает правила морали и этики;
- в отношениях с манипулятором постоянно чувствуется давление с его стороны, появляется ощущение, что вас используют в личных целях;
- в процессе общения босс сравнивает подчиненного с другими сотрудниками;
- регулярно изображает слишком загруженного, чтобы снять с себя ответственность и переложить львиную долю работы на подчиненных;
- в конце рабочего дня подчиненные чувствует себя истощенным и не испытывают удовлетворения от выполненной работы;
- от босса-манипулятора практически каждый день приходится выслушивать критику в свой адрес;
- характер отношений шефа с подчиненными лишен правил субординации — смешивая рабочее с личным, босс обращается на «ты», часто говорит о том, что коллектив — это семья.
Основа отношений с боссом: принцип выбора жертвы
Отношения с боссом-манипулятором в большинстве случаев складываются по типу хозяин-жертва. Причем для каждого вида манипуляций он подбирает отдельную кандидатуру, обладающую необходимыми качествами, установками или страхами, которые позволяют успешно ею управлять. Манипулятор выжимает из жертвы всю силу и энергию, а она в некоторых случаях неосознанно, а в некоторых и по собственному желанию позволяет ему это делать, испытывая чувство вины, страха либо собственной исключительности.
Как правило, манипулятор выбирает в качестве своей мишени человека, который:
- зависит от работы в материальном плане (мать-одиночка, сотрудник, выплачивающий кредит или опасающийся попасть под сокращение и т д);
- имеет явные «слабые места» — слишком добрый, ответственный, импульсивный, страдающий синдромом отличника;
- не слишком уверенный в себе, потому как не обладает достаточным опытом — выпускник ВУЗа, вернувшаяся из декрета сотрудница, новый работник;
- не имеет четких жизненных ориентиров и принципов, не понимает собственных целей, потребностей и желаний, поэтому легко путает их с чужими;
- пытается на работе спрятаться от проблем в семейных отношениях — такого рода трудоголиками можно с легкостью управлять до тех пор, пока они не разберутся в личной жизни.
Полезные привычки, которые помогут изменить характер отношений с манипулятором
Как построить отношения с боссом-манипулятором, чтобы не стать его жертвой? Покажем это на примере разных типов руководителей:
- Добрый начальник
Его оружие — комплименты и обходительный характер отношений. В качестве мишени добряк выбирает людей с заниженной самооценкой, испытывающих острую потребность быть значимыми, нужными и хорошими. Как правило, такие люди не умеют отказывать.
Добрый начальник слова грубого не скажет, его основа отношений с подчиненными — дружелюбность и приветливость. А если предстоит работа в выходной день — он вызовет жертву в кабинет, наговорит комплиментов, побеседует «по душам», а потом доверительно сообщит: «Кроме тебя с этим никто не справится». Ну как здесь откажешь?
Что делать? Прежде всего, поблагодарить босса, что дает вам возможность развиваться и совершенствоваться. А потом культурно объяснить, что по причине увеличившегося объёма работы у вас может снизиться внимательность и работоспособность. Чтобы не ставить под сомнение свою компетентность, вы готовы работать сверхурочно, но только за отдельную плату. Скажите начальнику о своем уважении к нему, ведь именно поэтому вы решили поговорить об этом откровенно. Аргументируйте отказ, подчеркивая профессионализм шефа, но ни в коем случае не давите на жалость и не переходите на личности. Вежливо, но твердо повторяйте это всякий раз при попытке босса манипулировать вами. Включайте «заезженную пластинку», чтобы не наговорить лишнего.
- Командный игрок
Оружием в его манипуляциях служат восторженные и вдохновляющие речи, призывы к подвигам и «корпоративное мы».
В качестве мишени руководитель выбирает одиноких людей, как правило, имеющих мало друзей и родственников. Такие сотрудники стремятся отдать всего себя чему-то важному и общему.
Босс этого типа — прирожденный оратор: «Очень скоро мы подпишем многомиллионный контракт! Но для этого все должны работать еще лучше! Мы молодые, мы успешные, мы этого добьемся, я уверен!». Такие речи подкупают, и сотрудники в который раз работают на пределе своих возможностей.
Что делать? Спокойно объяснить шефу, что вы выполняете все свои должностные обязанности. Работать за других никто не обязан, а дополнительные нагрузки негативно сказываются на производительности. Можно защититься его же оружием — высказать восхищение профессиональными качествами босса и сказать, что никто лучше его не справится с выполнением этой задачи. А вы с удовольствием понаблюдаете за его работой, чтобы перенять ценный опыт и полезные привычки.
- Босс-друг
Такой начальник сам примеряет на себя роль жертвы, прикидываясь слабым и беспомощным.
В качестве мишени выбирает людей жалостливых, самолюбивых, желающих казаться значимыми и производить хорошее впечатление.
Основа отношений такого начальника с подчиненными в том, что он не приказывает, а просит — съездить вместо него на переговоры, сдать отчет. Как правило, «друг» ссылается на вечную занятость, проблемы в семье, здоровье. В качестве поощрения обещает золотые горы, однако потом благополучно об этом забывает. Получив отказ, упрекает в бездушии и клянется, что «это в последний раз». Называет подчиненного другом и уверяет, что в этой ситуации может обратиться только к нему.
Что делать? Спровоцировать начальника: «Боюсь, у меня нет достаточно опыта и полномочий, чтобы представлять вас на переговорах. А партнеры могут воспринять как неуважение тот факт, что с ними общается не руководитель». Не сработало? Тогда можно намекнуть на то, что вышестоящее начальство вряд ли будет в восторге, узнав, кто проводил столь важные переговоры.
- Тиран
В качестве оружия использует критику (в большинстве случаев неконструктивную), угрозы, наказания, выговоры, грубую лексику, в том числе и ненормативную.
В качестве жертвы выбирает сотрудников, испытывающих чувство вины и желающих ее искупить. Подойдут также мягкотелые, неуверенные в себе, неспособные «муху обидеть» кандидаты.
Такой начальник раздает указания направо и налево, держится высокомерно, придирается к каждой мелочи, наказывает за малейшую провинность. Если оказался неправ, никогда не извиняется.
Что делать? К сожалению, поведение такого начальника изменить вряд ли возможно, поэтому лучше игнорировать подобный характер отношений и не реагировать на грубые выходки. Совсем не обязательно что-то доказывать тирану и работать «до седьмого пота». Нет совершенных людей, каждый может ошибиться. Поэтому, в ответ на критику нужно спокойно соглашаться: «Да, я некомпетентна, да, я не справилась». Так у него быстро закончатся аргументы. А когда шеф кричит на других, можно поучиться абстрагироваться от шума. В этом помогут аутотренинг и техника медитации.
Мы рассказали в общих чертах о манипуляциях и о том, как от нее защититься. В завершение еще хочется дать несколько рекомендаций:
- ни при каких обстоятельствах не становитесь инициатором психологической атаки;
- дайте понять руководителю, что он разоблачен, поэтому не в его интересах продолжать манипуляции;
- не зачисляйте всех руководителей в манипуляторы — далеко не все начальники используют подчиненных для достижения своих целей.