Чуть больше года назад в Китае началась история, которая за год изменила мир, людей, наши понятия о науке, врачах, одиночестве, «удаленке» во всех ее форматах, а также о нас самих. Фильмы и фантастические книги, прогнозы ученых не подготовили нас к реальности. Вирус оказался неожиданностью и для медицины с наукой. Но первый шок прошел, перспективы прояснились, и мы вступаем в новый год уже не с паникой в душе, а с уверенностью, что и эту пандемию человечество переживет, с каждым днем сокращая масштабы потерь. MedAboutMe выяснял, что нас ждет в следующем, пока еще пандемическом году.
Вакцины: первые достижения
В начале весны стало окончательно ясно, что эпидемия в Китае переросла в пандемию, которая так или иначе затронет весь мир. Единственной возможностью остановить новую инфекцию было создание прививки от нее. С этого момента началась всемирная гонка за вакциной.
В ход пошли все самые современные разработки, даже если они еще не были апробированы на практике. Правительства стран спешили сообщить, что их национальная вакцина вот-вот будет готова – к маю, к лету, еще через месяц-два... Но даже не создавая вакцину с нуля, а используя уже существующие разработки почти готовых вакцин, ученые стран-лидеров начали подходить к финишной прямой только осенью. В III фазу клинических исследований вакцины-лидеры вступили практически одновременно.
На сегодняшний день ни одна из вакцин против коронавируса не может похвастаться тем, что прошла до конца все положенные КИ, научные обсуждения и полноценную регистрацию в соответствующих органах. Массовая вакцинация идет параллельно с КИ — беспрецедентный случай, если, конечно, не считать события начала эпохи вакцинации, когда о КИ и регистрации еще даже не задумывались.
Вакцина "Спутник V" на сегодняшний день производится уже не только в России. На днях прибыла первая партия нашей вакцины из Южной Кореи. Обсуждается возможность производства российской вакцины в Турции. А 17 декабря президент России В.Путин пообещал, что уже в начале 2021 года объёмы выпуска российских вакцин от коронавируса достигнут миллионов доз.
И даже начало массовой вакцинации еще не означает конец пандемии. Этому есть чисто физические ограничения. Невозможно по щелчку пальцев произвести 5,5 млрд доз вакцины — именно такого количества по мнению ученых будет достаточно для формирования коллективного иммунитета на всей планете. Напомним, что часть вакцины — двухдозные, то есть, фраза «произведено 100 тысяч доз вакцины» означает, что ими можно привить в 2 раза меньше людей.
Также не везде население стоит в очередях на вакцинацию. Особенности национальной стратегии по мотивированию населения иногда дают обратный результат — люди не спешат на прививочные пункты.
Таким образом, даже если все пойдет по плану и вакцинация будет идти полным ходом, в странах-лидерах в этой области пандемия пойдет на спад только весной. По разным оценкам, миру потребуется 2-3 года, чтобы низвести коронавирус до категории мало опасных сезонных вирусов, контролируемых ежегодными вакцинами.
Диагностика: на пути к совершенству
Не менее важным остается вопрос быстрого и точного определения коронавируса. За этот год было разработано множество тестов. С каждым месяцем точность их росла, а сложность сбора материала и проведения анализа — падала. Но до совершенства еще очень далеко. Можно говорить о следующих проблемах:
- Тесты не унифицированы. Разные тесты разных производителей измеряют разные показатели с разными единицами измерения. Эксперты настойчиво просят население не сравнивать результаты тестов от разных компаний.
- Население проходит тестирование наугад, не вникая, что именно оно сейчас измерило и не умея интерпретировать результат. Проблема также и в том, что даже среди врачей не так уж много специалистов по коронавирусным тестам.
- Процент ложных результатов колеблется в широких пределах и зависит от массы нюансов, вплоть до того, какие именно палочки-зонды использовались для забора мазки и кто именно этот забор производил — сам пациент, курьер от лаборатории или лаборант, единственный, кого учили это делать (в большинстве случаев).
Но в будущем году тестирование на коронавирус должно перейти на новую качественную ступень. Сегодня разрабатываются принципиально новые тесты, которые, если верить обещаниям ученых, позволят получить достаточно точный результат за 10-15 минут с минимальными усилиями для забора образца и проведения анализа. В 2021 году такие тесты наверняка появятся и для массовой диагностики.
А основными потребителями скоростных тестов станут путешественники. Уже сегодня целый ряд стран пускает к себе людей из других государств только после предъявления отрицательного результата теста. И даже внутри страны карманный тест на ресепшене — дело ближайшего будущего, так как уже сейчас многие дома отдыха и санатории требуют предъявить доказательства безопасности от своих гостей.
Иммунная паспортизация
И тут мы плавно переходим к проблеме информационного обмена между организациями и службами разных государств. Даже сегодня, когда сообщения между странами и внутренние поездки сведены к минимуму, ситуации коллапса в аэропортах, на границах и в других транспортных узлах возникают постоянно. И связаны они с проверками на коронавирус. Страшно представить, как могут выглядеть «проверки на дорогах» при обычной загруженности аэропортов и др.
Вопрос о вакцинных (иммунных, иммунизационных, ковидных) паспортах обсуждается сейчас во всему миру. IT-компании уже разрабатывают приложения, которые позволят сохранять и предоставлять по требованию данные о вакцинации против COVID-19 или о результатах тестов на антитела к коронавирусу. А, например, в России уже с января 2021 года паспорт вакцинированного можно будет получить на портале Госуслуги.
Правда, пока нет никакой информации, что делать людям с уже приобретенными антителами к коронавирусу. Прививать их пока не имеют права, а скорость с которой исчезают антитела – довольно индивидуальный показатель и зависит от множества факторов.
Кроме того, введение любого документа, который даст дополнительные права одним гражданам и введет запреты для других, является дискриминацией, о чем сегодня заявляют и некоторые чиновники, и немалая часть населения.
И тем не менее, похоже, что введения системы пропусков в мир безопасных по коронавирусу людей нам не избежать.
Что станет с коронавирусом?
Значит ли что начало производства такого количества новых разнообразных вакцин станет концом пандемии? И коронавирус SARS-CoV-2 исчезнет, словно его и не бывало в человеческой истории, а люди на всей планете сбросят маски, соберутся большими толпами и будут обниматься и жать друг другу руки?
К сожалению, нет.
Ученые еще весной осторожно сообщали, что пандемический коронавирус останется с нами надолго, а точнее – навсегда. Чем больше человек он успеет заразить, тем быстрее он будет слабеть и мутировать в сторону «шустрого, но не опасного». Наглядное подтверждение тому – «британский» коронавирус, появившийся в декабре в Великобритании. Он заразнее предыдущего распространенного штамма в 2-2,3 раза, но сам по себе он менее опасен для человека. В результате кривая заболеваемости растет, а кривая смертности медленно, но верно снижается.
Так что, если верить трендам, к концу следующего года пандемический коронавирус станет еще слабее, чем сейчас.
А там и тесты станут точнее, вакцины — эффективнее, большинство населения обзаведется антителами — и пандемия начнет постепенно затухать. И может быть, на следующий Новый год тема коронавируса и COVID-19 перестанет быть главной.