Беременность — прекрасное состояние, таинство рождения всегда собирало вокруг себя множество мифов, поверий, суеверий. Даже сегодня, в век высоких технологий и массовых коммуникаций, можно встретить женщин, которые свято следуют всем приметам и суевериям, и готовы оградиться от всего мира, преследуя только одну цель — родить и вырастить здорового малыша.
Развитие речи у малышей — это не только отражение полноценного развития, но это еще и важная составляющая личностного роста. И ее задержкам, если таковые имеются, уделяется большое внимание. Еще наши предки делали на этом акцент, и нашли объяснения всем бедам и даже пути их решения. Стоит ли к ним прислушиваться?
Если есть задержка в развитии речи — ищи причину во время беременности
Если быть точнее, то полная формулировка говорит о том, что если женщина скрывает беременность до тех пор, пока это не станет очевидным, т. е. молчит, родившийся малыш также будет долго молчать. Вся опасность неразглашения тайны, согласно этому заблуждению, сводится не к замкнутому характеру малыша: ему есть, что сказать этому миру, но он не может в силу различных нарушений в развитии. Насколько бы связь с умалчиванием о беременности и развитием речи у малыша не была призрачной, найдутся женщины, свято верящие и рассказывающие о своей беременности каждому встречному, и впоследствии ожидая рождения лучших ораторов современности.
Но всегда найдутся и те, которые утверждают обратное — нужно скрывать беременность и не говорить о ней до тех пор, пока живот не станет заметным, иначе могут возникать различные проблемы. Обычно, в круг тех, кому нельзя говорить входят все, кроме отца. Объясняется это явление простой человеческой завистью, которая на кармическом уровне влияет на беременность, в разных источниках можно встретить разный итоговый результат. Так как быть? Верить или не верить в приметы — дело каждой женщины, но нет научного подтверждения, которое связывало бы рассказ о беременности и развитие речи у малыша.
Если малыш долго не говорит — нужно дать ему пососать хвост селедки
Для многих это не более чем шутка, но все же некоторых утверждение заставляет задуматься. И задержки в развитии речи порой вызывают панику у родителей. Осложняют ситуацию рассказы других мам о своих малышах, об их успехах. Нередко предметом гордости родителей становится четкая речь ребёнка в 1,5 — 2-летнем возрасте, причем, по словам мам, их детки разговаривают без запинок и сложными предложениями, как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой. Масла в огонь может подливать старшее поколение, рассказывающее о Митеньке из соседнего подъезда, который уже читает стихи Маяковского, а вот «наш Игоречек молчит, хотя и старше».
Запуганные и обеспокоенные родители спешат на прием к различным докторам искать причину задержки развития речи, где получают ответ — «все в норме». Родители должны понимать, что каждый малыш индивидуален, не существует стандартного графика развития речи. Тем более, что не всегда это зависит от ребёнка, состояния его здоровья, во многом развитие зависит и от самих родителей, создания ими благоприятной разговорной среды.
Важная памятка для родителей
Родители должны уяснить, что нет стандартных сроков, когда именно малыш должен начать говорить и развивать свою речь — все индивидуально. Конечно, существуют определенные сроки, но они являются усредненными. Вопреки распространенному мнению, первое слово малыша может быть не «мама», которого так ждут все мамочки без исключения.
Развитие речи во многом зависит от окружающей обстановки в доме, наличии живой речи, причем это должно быть общение именно с ребёнком, а не фоновый шум телевизора или обсуждения как прошел день за ужином. От такого «общения» пользы для развития речи малыша маловато.
Каковы нормы развития речи у малышей?
В норме годовалый малыш должен произносить 2 — 10 слов и это весь его словарный запас, но некоторые дети до 2 лет предпочитают ограничиваться лепетом, разговаривать на «таробарском» или же вовсе молчать. Такие особенности не должны стать поводом для паники и переживаний, если малыш полноценно развивается, и остальные показатели нервно-психического развития соответствуют норме. Однако, в таком случае нужно постараться больше с ребёнком разговаривать, читать стихи и потешки.
Родители должны знать, что развитие речи малыша формируется из 2 основных составляющих — активной и пассивной. Активная речь — это именно произношение слов, составление предложений. Пассивная — это понимание того, чего хотят окружающие, и именно эта составляющая развивается на порядок быстрее. Этим и можно объяснить то, что дети внимательно прислушиваются к окружающим, что именно им говорит мама, папа, и после услышанного спешат выполнить просьбу, но могут молчать или же ограничиться парой фраз. Если кроха выполняет родительские поручения — поводов для паники нет.
К 3 — 4 годам дети начинают овладевать основными навыками и законами языка, и их словарь включает порядка тысячи слова. И если до этого возраста малыши могут облегчать слова или просто использовать звуковое подражание, то с этого возраста речь детей должна быть чистой.
Каковы признаки благополучного развития речи?
Главным критерием благополучного развития речи будет отсутствие заболеваний нервной системы. Абсолютно нормальным считается, если малыш активно общается с родителями и хорошо знакомыми людьми, но стесняется и настороженно относится к незнакомым и малознакомым.
Активное повторение слов за родителями или использование звуков, слов при решении собственных проблем — также благоприятный признак. Например, дети своими собственными словами могут говорить о голоде, давать названия игрушкам, предметам вокруг.
А есть ли признаки неблагополучного развития речи?
Все же есть признаки, которые должны насторожить родителей, так называемые неблагополучные признаки развития речи. Обычно они связаны с общей задержкой развития малыша или если было перенесено тяжелое заболевание, в анамнезе есть проблемы с состоянием нервной системы. В таком случае дети нередко отказываются повторять слова и предложения за родителями, вплоть до категорического отказа. Страдает и пассивная речь, дети просто не реагируют на просьбы родителей, уходят, и такие отказы наблюдаются систематически.
В итоге, дети пытаются решить проблемы самостоятельно — придумывают свой язык, к 4 годам речь не становится чистой, и просьбы окружающих и родителей повторить, что сказал ребёнок, остаются без внимания и ответа. После, дети могут замыкаться в себе и отказываться общаться с окружающим миром. Чтобы не допустить такого сценария развития событий, необходимо вовремя заметить тревожные звоночки и обратиться за помощью к специалистам.