Песочница — одно из первых мест, где ребёнок встречает множество незнакомых детей и обучается правилам поведения, самозащиты и переговоров. Недооценивать такой опыт малышей не стоит, а вот научить, как правильно надо вести себя, чтобы не пострадать и не прослыть агрессором, очень важно. Это — база для дальнейшего умения дружить и адаптироваться в различных коллективах, причем не только детских! MedAboutMe рассказывает, когда пора начинать «песочное» образование, как, с каким инвентарем и какими правилами выходить на первые уроки социальных игр.
Когда малышу пора в песочницу?
Все дети разные. Кто-то с девяти месяцев с упоением начинает копаться в песке, кому-то и в полтора года скопление чужих детей в одной «коробочке» кажется малопривлекательным. Среднестатистический малыш готов к первым коллективным играм в возрасте от года до полутора. Хотя коллективными их назвать пока сложно: в лучшем случае дети в этом возрасте мирно играют бок о бок под присмотром взрослых. Однако и этот опыт очень важен.
Что взять с собой?
В этом пункте неопытный родитель может совершить первую ошибку. Если брать в песочницу необычные, привлекающие внимание игрушки, то это прямой путь к конфликтам. Дети раннего возраста не умеют и не должны делиться любимыми вещами, и их право собственности придется защищать. Другие малыши тоже будут считать интересный предмет своим: маленький ребёнок «владеет» всем, что видит. Относитесь с пониманием к этим возрастным особенностям и берите любимые и/или нестандартные игрушки на прогулку в парк. Если любимого мишку или машинку все же не получается оставить дома, упакуйте их в непрозрачный пакет или сумку, и играйте, когда рядом не окажется маленьких детей. Это поможет избежать ненужных конфликтов и расстройств.
В песочницу лучше приходить с самым простым набором игрушек, желательно с похожим на те, которыми играют другие дети того же возраста. Понадобятся ведерко, формочки, совочек. Наблюдайте или уточните у присутствующих родителей, какие в вашем дворе правила. В некоторых песочницах все игрушки, высыпанные в песок, — общие, и ими может играть каждый. Кое-где родители, уходя, оставляют ведерки и формочки, чтобы все дети могли ими пользоваться. Если такой подход вам не импонирует, промаркируйте свой набор несмываемым фломастером или стикерами, чтобы найти и забрать по окончании прогулки.
Безопасность: правила о самом важном
Детям все надо попробовать: какой на вкус песок из этой кучи? А из ведерочка? А если накормить соседку? Что будет, если подбрасывать песочек вверх или махать полным совочком?
Родители точно знают: ничего хорошего не будет. В лучшем случае все закончится расстройством кишечника и небольшим зудом в глазах. Поэтому первые пару лет в песочнице в самом начале игр надо громко напоминать два базовых правила.
- Песок не едим!
- Песком не кидаемся!
В такой формулировке дети воспринимают правила, как обязательные для всех. Бонус — после нескольких месяцев повторений ваш малыш будет сообщать о правилах другим детям: и новичкам в песочнице, и нарушителям, за которыми не усмотрели взрослые.
Что делать, если малыш отнимает чужие игрушки?
Дети до двух лет не понимают, что есть какая-то чужая собственность. Все, что ребёнок видит, принадлежит (должно принадлежать!) ему. Ругать малышей за такое поведение смысла нет, ни когда ребёнок пытается что-то забрать, ни когда он не желает делиться. И это не агрессия или жадность, дети так ведут себя в соответствии с этапом развития психики. Они постепенно усвоят правила и начнут делиться, но не сразу. А вот если годовалый малыш часто и охотно отдает даже самые любимые игрушки чужим детям, стоит призадуматься.
Что делать, если ребёнок пытается что-то отнять или не хочет отдавать? Проговаривайте за него все. «Тебе нравится эта машинка? Это машинка Миши. Давай попросим Мишу поменяться на время, поиграем и отдадим». «Маша хочет поиграть твоим самосвалом. Она перевезет на нем песок и отдаст, да, Маша? Можно Маше поиграть?» И если ребёнок отказывается делиться, ни настаивать, ни тем более называть жадиной нельзя. Его самосвал — его собственность, взрослые же не отдают свои ценности кому-то «поиграть».
Как учить детей просить другие игрушки?
Это правило придется объяснять не раз и не два. Но делать это надо терпеливо, доброжелательно и столько раз, сколько потребуется ребёнку. Бонус: если объяснять весело, понятно и с примерами, заодно можно научить и окружающих детей.
Итак, если чья-то игрушка кажется интереснее, чем собственная, надо подойти к владельцу и попросить разрешения поиграть. При этом может быть, что поиграть не дадут, и это надо уважать.
Лайфхак для малышей, которому надо учить обязательно: игрушку можно поменять на свою. Временно, конечно. Если ребёнок еще не разговаривает, взрослый включается в переговоры и рассказывает, как хотелось бы поменяться и что дети могут делать с конкретными игрушками.
Бывает, что не только ребёнок не готов меняться, но и его родители не практикуют обмен. Не стоит конфликтовать, лучше рассказать своему ребёнку, что вот именно эта игрушка не хочет пока играть, она устала/не хочет уходить от хозяйки и т. д.
Когда малыш наигрался чужой собственностью, возвращать ее надо самому ребёнку или вместе со взрослым и громко благодарить. Если же игрушку возвращать вовремя не хочется, придется ее спокойно забрать у своего ребёнка и вернуть владельцу. Не ругать и не укорять кроху, а переключить его внимание на постройку песочного замка, новый камушек, веточку, собачку, качели и т. п.
Конфликты детей: что делать, если игрушку отнимают или не возвращают?
Пора домой, а самосвал все еще у Маши, и расставаться она с ним не очень хочет? Не надо оставлять игрушку, если в планах такого изначально не было. Но и действовать сразу через Машиных родителей не стоит: цель — показать своему ребёнку, как надо решать такие ситуации. А значит, подойти к Маше, объяснить, что и вам, и самосвалу пора домой. В обмен можно предложить необычный листик, цветочки, общую игрушку из песочницы. Если же и это не помогает, тогда придется позвать взрослых и попросить объяснить, что самосвал должен уехать к хозяину.
Если у малыша кто-то пытается отобрать игрушку, сразу лететь на помощь не надо. Оцените, как ребёнок ведет себя и как справляется. Если он расстраивается и готов заплакать, тогда пора помогать, но только словами. Надо попросить захватчика вернуть игрушку хозяину, если он отказывается — попробовать предложить что-то другое. Но ни в коем случае не ругать, не угрожать и не отбирать предмет. Если ничего не помогает, пора обращаться к родителям и вежливо, без упреков объяснить ситуацию.
Когда ребёнок готов сам решать конфликты?
«Сами разберутся»? Такой подход вырабатывает у детей неверные навыки взаимодействия. Поэтому разбираться самим можно разрешать детям не ранее 3 лет, если они усвоили правила (спрашивать разрешения, предлагать обмен, вовремя возвращать) и общаются без явных конфликтов. Тогда мелкие споры могут стать хорошими ситуациями для наработки коммуникативных навыков, ну а в случае назревающей драки, конечно, надо вмешиваться.