Ребенок в песочнице: как правильно играть и защищаться

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Песочница — одно из первых мест, где ребёнок встречает множество незнакомых детей и обучается правилам поведения, самозащиты и переговоров. Недооценивать такой опыт малышей не стоит, а вот научить, как правильно надо вести себя, чтобы не пострадать и не прослыть агрессором, очень важно. Это — база для дальнейшего умения дружить и адаптироваться в различных коллективах, причем не только детских! MedAboutMe рассказывает, когда пора начинать «песочное» образование, как, с каким инвентарем и какими правилами выходить на первые уроки социальных игр.

Как делать упражнения Кегеля, чтобы улучшить здоровье и интимную жизнь

Оказывается, свои упражнения Кегеля есть для женщин и мужчин. Кому они нужны и зачем их делать?

Когда малышу пора в песочницу?

Когда малышу пора в песочницу?

Все дети разные. Кто-то с девяти месяцев с упоением начинает копаться в песке, кому-то и в полтора года скопление чужих детей в одной «коробочке» кажется малопривлекательным. Среднестатистический малыш готов к первым коллективным играм в возрасте от года до полутора. Хотя коллективными их назвать пока сложно: в лучшем случае дети в этом возрасте мирно играют бок о бок под присмотром взрослых. Однако и этот опыт очень важен.

Что взять с собой?

В этом пункте неопытный родитель может совершить первую ошибку. Если брать в песочницу необычные, привлекающие внимание игрушки, то это прямой путь к конфликтам. Дети раннего возраста не умеют и не должны делиться любимыми вещами, и их право собственности придется защищать. Другие малыши тоже будут считать интересный предмет своим: маленький ребёнок «владеет» всем, что видит. Относитесь с пониманием к этим возрастным особенностям и берите любимые и/или нестандартные игрушки на прогулку в парк. Если любимого мишку или машинку все же не получается оставить дома, упакуйте их в непрозрачный пакет или сумку, и играйте, когда рядом не окажется маленьких детей. Это поможет избежать ненужных конфликтов и расстройств.

В песочницу лучше приходить с самым простым набором игрушек, желательно с похожим на те, которыми играют другие дети того же возраста. Понадобятся ведерко, формочки, совочек. Наблюдайте или уточните у присутствующих родителей, какие в вашем дворе правила. В некоторых песочницах все игрушки, высыпанные в песок, — общие, и ими может играть каждый. Кое-где родители, уходя, оставляют ведерки и формочки, чтобы все дети могли ими пользоваться. Если такой подход вам не импонирует, промаркируйте свой набор несмываемым фломастером или стикерами, чтобы найти и забрать по окончании прогулки.

Безопасность: правила о самом важном

Безопасность: правила о самом важном

Детям все надо попробовать: какой на вкус песок из этой кучи? А из ведерочка? А если накормить соседку? Что будет, если подбрасывать песочек вверх или махать полным совочком?

Родители точно знают: ничего хорошего не будет. В лучшем случае все закончится расстройством кишечника и небольшим зудом в глазах. Поэтому первые пару лет в песочнице в самом начале игр надо громко напоминать два базовых правила.

  • Песок не едим!
  • Песком не кидаемся!

В такой формулировке дети воспринимают правила, как обязательные для всех. Бонус — после нескольких месяцев повторений ваш малыш будет сообщать о правилах другим детям: и новичкам в песочнице, и нарушителям, за которыми не усмотрели взрослые.

Что делать, если малыш отнимает чужие игрушки?

Дети до двух лет не понимают, что есть какая-то чужая собственность. Все, что ребёнок видит, принадлежит (должно принадлежать!) ему. Ругать малышей за такое поведение смысла нет, ни когда ребёнок пытается что-то забрать, ни когда он не желает делиться. И это не агрессия или жадность, дети так ведут себя в соответствии с этапом развития психики. Они постепенно усвоят правила и начнут делиться, но не сразу. А вот если годовалый малыш часто и охотно отдает даже самые любимые игрушки чужим детям, стоит призадуматься.

Что делать, если ребёнок пытается что-то отнять или не хочет отдавать? Проговаривайте за него все. «Тебе нравится эта машинка? Это машинка Миши. Давай попросим Мишу поменяться на время, поиграем и отдадим». «Маша хочет поиграть твоим самосвалом. Она перевезет на нем песок и отдаст, да, Маша? Можно Маше поиграть?» И если ребёнок отказывается делиться, ни настаивать, ни тем более называть жадиной нельзя. Его самосвал — его собственность, взрослые же не отдают свои ценности кому-то «поиграть».

Как учить детей просить другие игрушки?

Это правило придется объяснять не раз и не два. Но делать это надо терпеливо, доброжелательно и столько раз, сколько потребуется ребёнку. Бонус: если объяснять весело, понятно и с примерами, заодно можно научить и окружающих детей.

Итак, если чья-то игрушка кажется интереснее, чем собственная, надо подойти к владельцу и попросить разрешения поиграть. При этом может быть, что поиграть не дадут, и это надо уважать.

Лайфхак для малышей, которому надо учить обязательно: игрушку можно поменять на свою. Временно, конечно. Если ребёнок еще не разговаривает, взрослый включается в переговоры и рассказывает, как хотелось бы поменяться и что дети могут делать с конкретными игрушками.

Бывает, что не только ребёнок не готов меняться, но и его родители не практикуют обмен. Не стоит конфликтовать, лучше рассказать своему ребёнку, что вот именно эта игрушка не хочет пока играть, она устала/не хочет уходить от хозяйки и т. д.

Когда малыш наигрался чужой собственностью, возвращать ее надо самому ребёнку или вместе со взрослым и громко благодарить. Если же игрушку возвращать вовремя не хочется, придется ее спокойно забрать у своего ребёнка и вернуть владельцу. Не ругать и не укорять кроху, а переключить его внимание на постройку песочного замка, новый камушек, веточку, собачку, качели и т. п.

Конфликты детей: что делать, если игрушку отнимают или не возвращают?

Конфликты детей: что делать, если игрушку отнимают или не возвращают?

Пора домой, а самосвал все еще у Маши, и расставаться она с ним не очень хочет? Не надо оставлять игрушку, если в планах такого изначально не было. Но и действовать сразу через Машиных родителей не стоит: цель — показать своему ребёнку, как надо решать такие ситуации. А значит, подойти к Маше, объяснить, что и вам, и самосвалу пора домой. В обмен можно предложить необычный листик, цветочки, общую игрушку из песочницы. Если же и это не помогает, тогда придется позвать взрослых и попросить объяснить, что самосвал должен уехать к хозяину.

Если у малыша кто-то пытается отобрать игрушку, сразу лететь на помощь не надо. Оцените, как ребёнок ведет себя и как справляется. Если он расстраивается и готов заплакать, тогда пора помогать, но только словами. Надо попросить захватчика вернуть игрушку хозяину, если он отказывается — попробовать предложить что-то другое. Но ни в коем случае не ругать, не угрожать и не отбирать предмет. Если ничего не помогает, пора обращаться к родителям и вежливо, без упреков объяснить ситуацию.

Когда ребёнок готов сам решать конфликты?

«Сами разберутся»? Такой подход вырабатывает у детей неверные навыки взаимодействия. Поэтому разбираться самим можно разрешать детям не ранее 3 лет, если они усвоили правила (спрашивать разрешения, предлагать обмен, вовремя возвращать) и общаются без явных конфликтов. Тогда мелкие споры могут стать хорошими ситуациями для наработки коммуникативных навыков, ну а в случае назревающей драки, конечно, надо вмешиваться.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Уменьшение заложенности носа и отека при синусите

При синусите одними из эффективных мероприятий становятся промывания полости носа: они снимают отек и заложенность.

Как делать упражнения Кегеля, чтобы улучшить здоровье и интимную жизнь

Оказывается, свои упражнения Кегеля есть для женщин и мужчин. Кому они нужны и зачем их делать?

Красота и молодость: пептиды в косметике

Действительно ли косметика, содержащая пептиды, продлевает молодость? В этом разбирался MedAboutMe.

Что подарить для красоты и здоровья: обзор подарков для любого повода

Хотите, чтобы подарок был и красивым, и полезным? Наш обзор подарков для красоты и здоровья для любого повода.

СОЭ повышенный: что это значит?

Стоит ли переживать, если в анализах крови повышенный показатель СОЭ? О чём это может говорить? И что такое СОЭ?

Методы терапии в онкологии: как лечат рак?

Методы лечения рака: химиотерапия, лучевое облучение, хирургическая операция. Как лечат в онкологии: сравниваем методы и результаты.

Новое в лечении анемии, рака и генетических болезней

Технологии, исправляющие гены, постепенно пробиваются в клинику, но до масштабного применения их еще далеко.

О чем расскажет СОЭ у детей?

Определение СОЭ является одним из основных методов лабораторной диагностики при многих заболеваниях у детей. Что такое СОЭ и для чего измеряют этот показатель?

Признаки и методы диагностики рака крови у женщин

Какие симптомы позволяют заподозрить лейкоз?

Полезно ли донорство крови?

Быть донором: полезно или опасно? Чем рискуют люди, согласившиеся поделиться кровью с обществом?

Рак крови у детей: факторы риска

Можно ли предотвратить рак крови у ребенка, какие существуют факторы риска для развития лейкозов — читайте в статье MedAboutMe

Иммунотерапия рака: новые лекарства при лейкозе

Исследователи разрабатывают новые лекарства, которые формируют агрессию иммунных клеток против раковых опухолей.

Ранние признаки тромбоза: как успеть себя спасти?

Как вовремя распознать тромбоз и надо ли бояться вакцинации аденовирусными вакцинами от COVID-19?

Лейкопения: чем опасен низкий уровень лейкоцитов

Лейкопения, уменьшение количества лейкоцитов в крови, может говорить о развитии тяжелой болезни. Чем опасно состояние и как восстановить здоровье?

Кровь натощак: как еда влияет на биохимию тела

Многие анализы крови сдаются натощак. Что это значит, а главное, на какие показатели может повлиять пища?

Гемоглобин. Его значение и роль в организме человека

Каждый из нас хоть раз в жизни встречался с «клиническим анализом крови» или так называемым «общим анализом крови». Если вы обратили внимание, на первом месте в выданном бланке, как правило, будет находиться цифра, указывающая содержание гемоглобина в крови.

Хронический лейкоз: возможно ли излечение?

Хронический лейкоз – это грозное заболевание, которое уносит миллионы жизней. Есть ли шансы на излечение?

Хронический миелолейкоз: 200 лет борьбы со случайной мутацией

Хронический миелоидный лейкоз — случайность, которую не дано предугадать. Но медицина уже нашла способ продлить жизнь пациентам с полугода до десятков лет.

Редкие заболевания: полицитемия

Полицитемия: редкое заболевание, о котором мало кто знает. В статье MedАboutMe — интересные факты об этом заболевании.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.
Опубликовано 22.09.2018 19:10, обновлено 17.04.2020 18:26
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Чума XXI века: функциональная неграмотность
Функционально неграмотный: скрытая угроза всей цивилизации. Причины, симптомы, методы исправления.
6 полезных гаджетов для мотивации школьников
6 полезных устройств для школьников и их родителей, чтобы учиться и учить было легче.
7 вещей, которые мешают малышу развиваться
Соски, подгузники, интерактивные игрушки и другие вещи, которые мешают малышам развиваться.
Как развить воображение ребенка
Развить воображение ребенка родители могут с помощью игр и совместного творчества.
Занятия для детей: играем вместе
Рисование, аппликации и спортивные игры – это занятия для детей, интересные и мальчикам, и девочкам.
Социализация у детей: ролевые игры и правила успеха
Ваш ребенок не находит общего языка со сверстниками? Ролевые игры прекрасно помогают в социализации.