Режим дня для детей vs отсутствие режима
Автор -
Алина ИлизароваЭксперт
Голубев Михаил АркадьевичФормирование здорового образа жизни начинается с правильного режима дня. Именно благодаря правильной организации распорядка дня детей, закладываются основы здорового образа жизни взрослых. В мировой практике значение одного из тех «китов», на которых держится и физическое и психологическое здоровье ребенка признается и врачами, и психологами. Что значит правильный режим дня, насколько важно его соблюдать и существует ли разумная альтернатива строгому распорядку, разбираемся на MedAboutMe.
Я это знаю!
Когда речь заходит о соблюдении режима дня, многие люди уверенно говорят: «Я все об этом знаю! Рано ложиться, рано вставать, вовремя есть». А что значит «вовремя и правильно»? Человек не приходит в эту жизнь с сознанием того, что жить нужно по режиму. Режим люди вырабатывают сами. Жизнь в социуме обязывает нас соблюдать определенные правила, поэтому режим помогает выполнять социальные функции. Например, ходить в школу и на работу в определенное время, и поэтому режим питания, отдыха и сна обязательно будет связан с этим.
Задача врачей состоит в том, чтобы научить родителей понимать, когда отклонения от режима не опасны, а когда его соблюдения необходимо строго придерживаться. Родители должны выработать такой режим дня для ребенка, чтобы вся жизнь семьи не превратилась во вращение вокруг маленького чуда, а уцелела. Организация ухода за ребенком и приучение его к определенному распорядку предполагает сохранение здоровья и хорошего самочувствия папы и мамы.

Всем известно о пользе режима дня, и без его правильной организации не получится ни хорошей успеваемости школьников, ни работоспособность взрослых, ни рационального распределения времени у детей и взрослых. Режим дня особенно нужен растущему организму.
Как будет вести себя ребенок, который ложится спать и встает когда ему заблагорассудится, выходить на прогулку то вечером, то утром? И что произойдет, если родителям нужно будет разбудить свое чадо пораньше? Ответ очевиден: ребенок начнет капризничать и у него появится повод поспорить со взрослыми. У меня, как у психолога, есть веские аргументы в пользу режима дня:
- формирование чувства безопасности, т. е. когда ребенок знает, что и как следует по порядку в течение дня, он чувствует себя спокойнее;
- помощь в учебе, т. к. времени на обучение остается больше при правильной организации распорядка дня;
- переключение с одного дела на другое легче психологически, когда организован режим дня;
- развитие самоконтроля, чтобы родителям не пришлось постоянно проговаривать предстоящие действия.
Как ужиться с биоритмами
Правильная организация распорядка дня подчиняется определенному ритму, предполагающему смену периодов режима. Ритмичная смена элементов распорядка дня облегчает переход от одного вида деятельности к другому, а на их выполнение затрачивается меньше энергии.
Учеными доказано, что строить режим стоит на основе биоритмов организма, которые связаны с естественными ритмами природы. Именно поэтому правила распорядка дня желательно соблюдать неукоснительно, придерживаясь определенного времени для сна, подъема, отдыха, выполнения домашнего задания.

Общеизвестно о биологических ритмах организма, т. е. о зависимости деятельности организма человека от времени суток. У ребенка-дошкольника и подростков биоритмы еще не устоялись. Для того, чтобы детям было легче адаптироваться в социуме, биоритмы нужно тренировать. Режим дня как раз и помогает это сделать. Чем раньше ребенка начинают приучать к выполнению требований режима дня, тем легче сохранить здоровье ребенка. Правильно выполненный режим дня, т.е все вовремя, и тогда практически 90% успеха во всех делах и в учебе обеспечены. Как конкретно это помогает? Существуют определенные часы для сна, приема пищи, отдыха, учебы. Их нужно соблюдать.
Во-первых, ребенок обязательно должен «выспать» определенное количество часов. Для взрослого, например, достаточно 7-8 часов для восстановления, а ребенку обязательно спать не менее 9 часов. Для младших школьников желательно сохранить дневной сон.
Во-вторых, схема «раньше лечь и раньше встать» хорошо влияет на организм маленького человека. Школьнику необходимо полностью проснуться к началу школьных занятий. Организм можно «взбодрить» легкой зарядкой, чтобы он успел подготовиться к наступающему дню.
Зачем еще может понадобиться запас времени утром? На «раскачку». Ребенок должен полежать спокойно несколько минут после пробуждения, чтобы настроиться на подъем и ни в коем случае не вскакивать резко с кровати, а затем уже переходить к утренним водным процедурам.
Школьный день подчинен расписанию уроков и мероприятий в образовательном заведении, а вот организации времени школьника после занятий стоит уделить внимание.
Прежде всего, ребенку обязательно нужен отдых. Это не продолжительный период времени (минут 30-40), но он должен быть.
Выполнение заданий следует начинать с умеренно легких, постепенно переходить к сложным предметам и заканчивать выполнением легких заданий. Родителям стоит потратить время на обучение такому распорядку, чтобы дети привыкли к нему и легко входили в рабочий ритм, но уже дома.
Уроки закончены и наступает время прогулки на свежем воздухе. Если же погода не позволяет выйти на улицу, то родителям нужно организовать активный отдых ребенка (игры, занятие творчеством), но исключить или свести к минимуму «бдение» у компьютера.