Подростковый период часто ассоциируется с рискованным, опасным поведением, непослушанием и бунтарством. Именно на этот возраст приходится формирование самоидентичности и собственной системы ценностей. Подросткам свойственен поисковой характер деятельности, желание попробовать новое и стать похожими на взрослых. Поэтому для родителей в этот период важно поддержать ребёнка, защитить его и не потерять с ним контакт.
Что такое «рискованное поведение» подростков?
Рискованное поведение подростков определяют как непрогнозируемую или малопрогнозируемую деятельность подростков, направленную на достижение определенных целей, но не учитывающую всех возможных рисков. Рискованное поведение проходит под девизом «эксперимент» и может проявляться в курении, употреблении алкоголя и наркотиков, незащищенных половых контактах, мелком хулиганстве, побегах из дома. Цели у подобных действий и поступков могут быть самые разные. Это может быть желание выделиться, самоутвердиться в компании, получить удовольствие, снять стресс.
Рискованное поведение подростков становится предметом множества исследований мозговых процессов. Исследователи приходят к выводу, что большую роль в стремлении совершать опасные поступки играет неравномерность созревания мозговых структур в подростковом возрасте. К схожим выводам пришли в своих работах исследователи Steinberg L., Casey B.J., Galvan A. Они отмечали, что мозг подростка обладает еще недостаточно развитой системой контроля и регуляции по сравнению с социо-эмоциональной системой. Таким образом, подростки стремятся к получению острых ощущений, быстрого вознаграждения, но имеют недостаточно контроля, чтобы предугадать все риски и опасности и вовремя остановиться.
Риск — это всегда большая вероятность серьезных потерь и нежелательных, непредсказуемых последствий. Поэтому рискованное поведение часто связывают с опасностью и большим вредом для подростка. Хотя его глобальный смысл заключается в познании себя и мира. Это средство адаптации подростка к окружающей среде, один из компонентов подготовки к взрослой жизни. Поэтому ученые и специалисты разделяют конструктивный и деструктивный риск.
Конструктивный риск:
- Подростки пробуют новую деятельность, вступают в клубы, организации, объединения. У них появляются хобби и увлечения.
- Знакомятся с новыми людьми разных возрастов, объединяются в компании.
- Подростки влюбляются, признаются в любви, делятся чувствами с друзьями.
- Занимаются спортом и его экстремальными видами с учетом безопасности.
- Начинают подрабатывать и самостоятельно распоряжаться собственными деньгами.
- В школе подростки начинают отстаивать свою позицию, высказывать собственное мнение, но в рамках приличия.
Деструктивный риск:
- Эксперименты с алкоголем, курением, наркотиками.
- Побеги из дома
- Пропуски уроков, открытые конфликты с учителями, систематическое невыполнение домашних заданий
- Нарушение закона
- Незащищенные контакты, беспорядочные половые связи
- Постоянные конфликты с родственниками, повышение голоса, рукоприкладство, угрозы
- Поиск ситуаций, угрожающих жизни: езда на высокой скорости, нахождения в местах повышенной опасности (крыша электропоезда, тоннели метро) и т. д.
Факторы риска деструктивного поведения
Семья играет огромную роль в формировании подростка, его поведения и системы ценностей. Конечно, рискованное поведение — это многофакторный процесс. Большой вклад вносят биологические и психологические особенности подростка, особенности тех людей, которые его окружают, условия проживания, культура, достаток семьи и многие другие. И родители, их образ жизни и поведение также играют не менее важную роль в процессе становления подростка.
Подростки хотят самоутвердиться, полностью ощутить свободу, но при этом не достаточно могут себя контролировать. Мозг подростка уже достаточно сформирован, чтобы обрабатывать большой объём информации, что дает огромные возможности для познания себя, других людей и окружающей реальности. Однако, с другой стороны, это еще не мозг взрослого. Поэтому продумывать свои поступки, принимать взвешенные обдуманные решения, зачастую, подросток не в состоянии. Особенно, если он попадает в сильно-эмоциональные ситуации и находятся в компании сверстников.
Факторы неконструктивного рискованного поведения:
- Заниженная самооценка
- Низкая успеваемость, конфликты с учителями, низкое ожидание успеха
- «Плохая компания»
- Непринятие родителями подростка, постоянные завышенные требования
- Вредные привычки у родителей или асоциальный образ жизни родителей
- Психотравма, переживание сильного стресса
Что делать родителям подростка?
Подростковый возраст — время экспериментов и самоутверждения. Юноши и девушки познают себя, пытаются найти свое место в мире, свой путь, перейти во взрослую жизнь. Однако родители зачастую воспринимают их как детей, маленьких и несамостоятельных. Совсем нередкая реакция родителей на проявление самостоятельности и непослушание подростков — запрет, наказание, подавление. В ответ подросток только упрямее бунтует, а пропасть между младшим и старшим поколениями семьи увеличивается.
Однако опустить руки и игнорировать ребёнка тоже нельзя. Ведь ему в этом возрасте крайне важна помощь и поддержка родителей. Поэтому существуют некоторые рекомендации, которые можно использовать в общении с ребёнком.
Самое главное, что необходимо сделать родителям — построить стабильные и доверительные отношения с подростком. Важно потихоньку начинать воспринимать его, как взрослого человека, и вести себя с ним не как с малышом, который полностью от вас зависит.
Рекомендации родителям:
- Ориентируйте ребёнка на обучение и получение знаний.
Поощряйте его интересы, покупайте книги, водите в научные музеи и на выставки. Сами узнавайте новое и обсуждайте это с ребёнком. Не ставьте во главу угла хорошую оценку, делайте акцент именно на развитии и получении знаний и опыта.
- Поощряйте занятия спортом.
Покупайте ребёнку абонемент в спортивный зал или записывайте в секции. Во время активных занятий подросток сможет выплескивать энергию, получать адреналин и развиваться физически.
- Поощряйте самостоятельность ребёнка.
Пусть у подростка будет возможность выбора, принятия решения. Если он хочет пойти в театральный кружок или подрабатывать, не ворчите, что это будет отнимать слишком много времени и сил, а поддержите вашего ребёнка.
- Советуйтесь в важных вопросах.
Например, при покупке машины или при планировании ремонта, учитывайте мнение подростка. Для него очень важно иметь право голоса в семье.
- Разговаривайте по душам.
Обсуждайте с подростком свои чувства и интересуйтесь его переживаниями.
Aufseeser D., Jekielek S., and Brown B. из Калифорнийского университета изучали семьи из различных социальных групп, чтобы определить, как зависят особенности формирования подростков от их взаимодействия с родителями. Оказалось, что подростки, имеющие более близкие и доверительные отношения с родителями, реже подвергают жизнь опасности. Более того, совместная деятельность и общесемейное поддержание здорового образа жизни значительно снижают риск подобного поведения.