Новый учебный год означает конец каникул и начало новых видов активности. После летних прогулок и заплывов пора подумать о выборе подходящего вида спорта для детей и подростков на весь учебный год (или на всю будущую жизнь). Что подобрать и как не ошибиться с решением? Сегодня на MedAboutMe Марсель Собжак, мировой чемпион по race walking, спортивной ходьбе на длительные дистанции, рассказывает о своем опыте и специфике работы тренером детских и подростковых групп в данной дисциплине, о том, почему настоящему тренеру положено ходить пешком до работы 40 км, заниматься ремонтом игровых площадок и знать сердечные тайны подростков.
— Как начинался Ваш спорт?
— Если говорить о том, как я пришел в спорт — в мои 8 лет я прошел свои первые 40 километров вместе с родителями в соревновании по ходьбе на длительную дистанцию. Это было самое известное в Европе мероприятие, Nijmegen, проводимое в Нидерландах. В нем принимает участие ежегодно около 50 тысяч человек (в этом году отмечали юбилейный, 100 марш). 4 дня ходьбы (с перерывами, конечно).
Впоследствии детям, с которыми я работал, естественно, было любопытно, как я готовился, что я ел, во что был одет на соревнованиях, это помогало как устанавливать контакт, так и поддерживать мотивацию для занятий.
— Что необходимо, чтобы тренировать детей в США?
— Для начала необходимо иметь общее педагогическое образование, в зависимости от штата может быть разный уровень. Для тех штатов, где я преподавал, обязателен был диплом по педагогике, допуск от штата к работе с детьми (отсутствие криминального прошлого, подозрений в преступлении на половой почве) и, конечно, подтверждение спортивного образования.
Чтобы иметь доступ к официальной тренерской карьере, необходимо подготовить в течение 2 лет 5 спортсменов национального уровня. При этом надо разделять коучинг и тренировки: коучинг — это про психологическую подготовку и правильную организацию процесса, тренинг — про физические тренировки. Мое спортивное высшее образование — это курс по атлетике, физиологии и специализации: race walking (спортивная ходьба) и прыжки в высоту.
В целом можно сказать, что нет запретов на проведение тренировок для любого человека, можно создавать дворовые команды, но для профессионального уровня или для работы в спортивных организациях, школах необходимо образование и документы. Естественно, чем выше уровень команды, тем больше требований к тренеру.
— Что такое спортивная ходьба, что она дает телу?
— Это специальная техника движения, один из старейших видов олимпийского спорта. Следовать надо двум правилам: в начале движения нога должна быть прямой до пересечения вертикали тела второй ногой (это самое сложное в процессе освоения техники и самое болезненное в начале тренировок, так как требует постоянного растяжения), и второе правило: в любой момент одна нога должна быть в контакте с землей.
Спортивная ходьба — это спорт, который с годами приобретает множество вариаций: фитнес-ходьба, скандинавская ходьба, быстрая ходьба. Обычно подобные вариации появляются из желания похудеть или приобрести физическую форму без бега, который дает негативное влияние на колени. С ходьбой все проще: я видел и спортсменов в возрасте 92 лет (все еще на соревнованиях для своей возрастной группы) и совсем малышей. То есть нет лимитов по возрасту, так как нет негативного влияния на тело. Множество людей, которые остановились в своей спортивной карьере из-за травм или возраста, начинают использовать спортивную ходьбу.
В мире всего два спорта, которые имеют подтвержденную физическую эффективность: плавание, в котором задействованы 99,2% всех мышц в теле, и спортивная ходьба, вовлекающая 98,6%.
В самом начале практически все спортсмены начинают заниматься чем-то как хобби, постепенно втягиваясь в спорт. Количество вложений в саморазвитие, в тело, физических, моральных, финансовых, требуемых для достижения определенной планки, огромны.
— Каково быть тренером в дисциплине race walking для детей и подростков?
— Основное — это психологическая составляющая спортивной ходьбы для подростков, которые только начинают занятия спортом. Большинству детей порой непросто следовать и подчиняться определенным правилам, так во всех видах спорта. 80-90% упражнений в начале курса любых занятий не связаны напрямую с спортивной ходьбой, это физическая активность, которая в итоге поможет двигаться в сторону конкретного спорта. Это больше игра, которая развивает тело и готовит ребёнка к тренировкам.
Самая сложная часть — поддерживать в детях мотивацию. Нужно постоянно разнообразить занятия, игры, избегать повторений, чтобы исподволь готовить детей как физически, так и психологически к принятию правил.
В целом спортивная ходьба большинством людей воспринимается как «скучный» вид спорта. Он требует больших усилий, чтобы достигнуть определенной планки. Взрослым он дается сложнее, чем детям, так как есть уже давно установившийся паттерн, привычная модель движений при ходьбе, и снижается эластичность связок (по сравнению с детьми).
Есть несколько групп детей, с которыми я работал:
- совсем маленькие дети, только начинающие включаться в спорт, с 4-6 лет (для меня это минимальный возраст для начала тренировок, так как до достижения этого возраста можно только прививать интерес к спорту, но не тренировать всерьез);
- оптимальный возраст для начала — в районе 12 лет, причем он зависит от умственного и психического развития ребёнка и влияния его ближайшего окружения. У девочек важно также учитывать, пришел ли уже менструальный период или нет, насколько тело подвержено гормональным бурям. Теперь можно начать развивать тело в определенном направлении, давать базовые установки;
- самая важная фаза — 16-18 лет, когда можно развивать моторную память. До этого возраста тело еще развивается и не имеет той стабильности, которая необходима для занятия большим спортом. Моторная память исключительна важна, чтобы не перестраивать движения, не думать в процессе, как и куда надо ставить ногу. Тогда ментальная, психическая составляющая расходуется больше на мотивацию, нежели на процесс движения.
Структура и рутинная часть — основа спортивных тренировок. А внимание детей можно фокусировать только на короткое время на конкретных вещах (при этом можно видеть зависимость от того, в какую школу они ходят, что видят дома и у друзей).
— С чего начались Ваши занятия с детьми?
— Достаточно долгое время моей жизни, еще до спортивной карьеры, я был вовлечен во внешкольную активность детей. В мои 18-19 лет, в Нидерландах, я занимался ремонтом детских площадок, начал с площадки рядом с бабушкиным домом, на которой сам играл в детстве. Пару раз я присутствовал на собраниях жильцов, где обсуждалась необходимость ремонта, инвестиций от муниципалитета, поиска волонтеров, и ничего не происходило: качели по-прежнему были сломаны, отсутствовала загородка, бассейн был разрушен. Все говорили, что нужны перемены, и никто ничего не делал. В итоге я взял инструменты и пошел ремонтировать сам. Через некоторое время на мне было практически все, от починки и организации процесса до бухгалтерии. Тогда посещение правильно организованного места, со специальным домом для мастер-классов и игр в плохую погоду стоило 0,5 гульден, стандартная такса по стране. Эти деньги шли на закупку материалов, все остальное делалось волонтерами.
Организация процесса втянула меня во все возможные мероприятия, мастер-классы, которые поначалу никто не проводил. Мы создавали поделки из папье-маше, варили горячий шоколад, учились плавать, строили домик на дереве и даже ремонтировали мотоцикл. Дети называли меня Ора (Опа, «дедушка»), совмещая шутки по поводу юного возраста и уважение к тому, кто хранит и развивает их любимое место.
Потом были другие площадки, как в Нидерландах, так и в Штатах. Вот так, видимо, я и начал.
— Что важно во взаимодействии тренера с детьми и подростками?
— Первое: необходимо слушать детей. Знать, как они учатся, какие у них взаимоотношения с родителями, сердечные переживания, есть ли недруги и травля в школе. Особенно при пиковых состояниях, на подъеме эмоций. Если, например, дети приезжают с праздника или им предстоят экзамены, это в буквальном смысле оккупирует их внимание и мозг. Поэтому первым делом необходимо дать возможность что-то рассказать (а для этого надо знать подоплеку событий), и потом избавить их мышление от навязчивых мыслей.
— Как это сделать?
— Игрой. Это оптимальная тактика. Дети в наше время не так часто имеют возможность активно играть, а особенно редко — выигрывать.
Приведу пример. Множество детей сегодня в США имеют лишний вес. И если давать им с самого начала задания, которые они не смогут выполнить, все, это конец тренировки. То же относится к детям в возрасте стабилизации, развития тела. Одно и то же упражнение может не работать на этой неделе и «выстрелить» на следующей, и наоборот. Это означает, что нужно находить игры, в которых у каждого будет свой момент победы. Каждому в процессе тренировки необходим позитив. Это самый важный момент: без позитива, без улыбки тренер теряет детей.
Третий важный момент: дети должны доверять. Тренеру, коучу приходится быть воспитателем, священником, врачом. Нужно буквально завоевывать их сердца. Потому что без этого они не смогут довериться спорту: ощущая неизбежный дискомфорт, порой боль, дети должны быть уверены, что тренер не допустит ничего плохого, с их телом все будет отлично. Даже если будут небольшие травмы, это норма. Все заживет, это не сломает ни тело, ни дух.
Личный пример, важное четвертое правило. Нельзя требовать от тинейджеров того, что тренер не способен или не хочет делать сам. Дети вдохновляются чужими возможностями, воспринимая их, как собственные перспективы. Мой дом находился в 40 км от спортивного клуба, и вначале я ездил на велосипеде. Потом начал оставлять велосипед в 10 км от клуба, потом в 20, порой проходил всю дорогу ногами (туда и обратно), в зависимости от количества свободного времени. При средней скорости спортивной ходьбы 11 км/ч. дорога занимала около 7 часов, что с успехом заменяло собственные тренировки в дни занятий с детьми. Для развития формы в течение недели необходимо было проходить 340-360 км (плюс соревнования), за месяц снашивались минимум две пары спортивной обуви. Кстати о мотивации: в моем доме есть специальная комната с «выставкой» нескольких тысяч пар изношенной на тренировках и соревнованиях обуви, и посещение этого «легендарного» места было наградой для моих лучших спортсменов сезона.
И да, предваряя вопрос, я спал по 2-3 часа, этого было вполне достаточно.
— Как изменяются дети в процессе тренировок?
— Во-первых, спорт хорошо влияет на физическое состояние: приходя домой после тренировки даже уставший ребёнок, садясь за учебники, получает больше знаний, так как наступает момент физической релаксации.
Во-вторых, физическая активность снимает стрессовые зажимы, помогая ребёнку расслабиться и лучше концентрироваться в целом.
В-третьих, сердечно-сосудистая система «открывается», тело, получившее заряд активности, насыщается кислородом. Современная система заставляет всех, особенно детей, сидеть. Надо сидеть в школе, надо сидеть дома, а мозг должен работать. Спорт дает возможность телу «дышать», усваивать необходимые питательные вещества, улучшая активность мозга.
А комбинируя это с адреналином и эндорфинами, полученными в результате тренировки, мы получаем ученика, который в расслабленном, счастливом состоянии, с готовым к восприятию мозгом получает больше знаний, совершая это намного легче, чем до тренировок. Поэтому чаще всего родители (и дети) первыми замечали, что школьные оценки становятся лучше.
Очевидное изменение, конечно, это улучшение физической формы. Дети, изменяющиеся физически в процессе занятий без давления по поводу еды, ограничений, обзывательств жиртрестом или cookie monster (Коржик, синяя кукла-монстр из сериала Улица Сезам, все время поедающий печенье), получают позитивное подкрепление не только для тренировок. Они становятся счастливее в обычной жизни.
— Что еще приходится делать тренеру подростков, помимо самой тренировки
— Изменять пищевые привычки в домах детей. Часто дети привыкли к определенным продуктам, влияющим на их вес или поведение, и отказываются менять свои привычки. Обычно подобное пищевое предпочтение идет из семьи. Поэтому приходится отмечать такие моменты и предлагать им, например, шоколадные батончики другой фирмы, с низким содержанием быстрых углеводов, или фрукты. Раз за разом дети, особенно в подростковом периоде, отказываются. Но доверие к коучу (опять доверие!) помогает пробовать и вводить в свой рацион более здоровые продукты. И при следующем походе в магазин они уже говорят мамам (или выбирают сами) то, что больше подходит здоровому образу жизни.
Плюс к опосредованному влиянию на семьи в нашей программе мы всегда вовлекали родителей, школы, организаторов спортивных мероприятий в совместную активность. Это не только помогает в проведении соревнований, походов, но и увеличивает энтузиазм, вовлеченность всей семьи, друзей в спорт, помогает детям не чувствовать этот спорт чем-то чужим, оторванным от остальной жизни.
Например, каждые два месяца в клубе проводились «упрощенные родительские дни», на которые приглашали всю семью юных спортсменов. Они проводились в одни и те же даты, что делало подобные ситуации регулярными и привычными.
По моему мнению, это было одно из самых важных событий, которые мы ввели в практику. В начале это было, как детские лагеря или походы на пикники за десятки километров, ситуативными встречами. Однако со временем такие дни вошли в расписание клуба.
Мы преследовали несколько целей: вовлечь людей, дать новый опыт или изменить имеющийся негативный, улучшить коммуникацию между детьми и родителями, школой, окружением. Например, в районах, где не было мест для занятий спортом или игр для детей, благодаря таким встречам можно было выступать посредником между несколькими заинтересованными сторонами, помогая им объединяться и добиваться желаемого результата.
Особенно приятно видеть родителей, дедушек и бабушек, приходящих на тренировки с детьми в «неродительские» дни. В итоге спортивный клуб, помимо работы с подростками, набрал группы для маленьких детей, приходящих с мамами, для людей старше 65, для беременных женщин. Мы не только улучшали здоровье детей и готовили будущих олимпийцев, но и укрепляли социальные связи. Узнавание соседей, других горожан влекло за собой изменение устоявшихся моделей поведения, снижение количества криминальных происшествий, улучшение психологического статуса всего сообщества. Это такие простые, эффективные и долгосрочные инвестиции в свое окружение.
— Что самое важное в работе с детьми и подростками?
— Обычно тренеры с наименьшим опытом тренируют детей. Должно быть с точностью наоборот.
Необходимо смотреть на все глазами детей, понимать, что они хотят делать все правильно, получать одобрение, быть принятыми своей группой, обществом. Что означает, если ребёнок раз за разом делает упражнение неверно, отказывается от занятия, это не он делает что-то не так, это тренер поступает неправильно. При этом подростковая психология настолько сложна и не прямолинейна, что тренеру приходится думать на несколько шагов вперед. У 30 детей в группе будут свои проблемы, индивидуальные нужды, к которым надо адаптироваться в процесс тренировок. Тренировать взрослых намного проще. Тренировать подростков развивает тренера как личность.
Это, пожалуй, самая благодарная работа — видеть развитие детей. Понимать, какое позитивное влияние ты привнес в жизнь ребёнка за годы работы, насколько здоровее, счастливее они стали.