Какие они — хорошие родители? Задаваясь этим вопросом, взрослые опираются на потребности ребёнка — хватает ли ему любви, внимания, тепла и заботы, — ведь дети очень нуждаются в эмоциональной близости в семье. Что она дает? Ощущение безопасности и чувство, что «со мной все в порядке», развивает здоровую любознательность и хорошую самооценку, уверенность в себе и своих силах.
Кроме того, ребёнок нуждается в достойных материальных условиях — это пространство для обучения и игр, здоровая пища, возможность заниматься хобби и общаться с друзьями.
Понять, являются ли мать и отец хорошими родителями, можно, если увидеть, как удовлетворяются базовые потребности детей и может ли ребёнок в семье не только называться, но и чувствовать себя счастливым?
Существует ли образец хороших родителей?
От чего следует отталкиваться, описывая возможные типы поведения матери и отца? Существует ли образец, пример, с которым родители могут сравнить себя и сказать, в чем они хороши, а над чем им еще нужно поработать?
Если бы такой образец существовал, то строить отношения в семье и друг с другом было намного легче — «подтянул» свое поведение до нужного уровня и готово, ты — хороший родитель. Однако, как показывает практика, такого примера не существует. Есть общие законы детской психологии, мира отношений, потребности детей в разном возрасте, которые, если они удовлетворяются, делают их счастливыми, а родителей — спокойными и довольными собой.
Если рассматривать каждую семью отдельно, то станет понятно, что отношения в ней индивидуальны — там есть свои законы, порядки и сложности. И то, чему рады в одной семье и что принимают родители и дети, может не подходить другой, поэтому говорить об «идеальных» взрослых сложно — их просто не существует.
Говоря о хороших родителях в этой статье, мы будем отталкиваться от гармоничного, удовлетворенного и счастливого состояния всех ее членов.
Итак, что должны делать, уметь и развивать в себе взрослые люди, которые воспитывают детей, чтобы понимать и чувствовать, что они по всем признакам — хорошие родители?
Способность принимать чувства ребёнка
Это качество характера относится к принятию того, что испытывает ребёнок, что происходит с ним в настоящий момент. Сильные чувства детей могут пугать взрослых. Это бурная радость и восторг, если они пришлись не к месту, гнев, раздражение, жадность, злость.
Чаще всего мать и отец пугаются, потому что не знают, что с этими проявлениями делать или испытывают чувство вины и стыда за несоответствующее поведение ребёнка. Тогда они заставляют его «немедленно прекратить плакать», «вести себя воспитанно и спокойно», замереть, не двигаться, не шуметь, не злиться. При этом взрослые часто сами в ответ проявляют гнев и раздражительность.
Почему ребёнок нуждается в том, чтобы его чувства принимались?
Потому что это приучает его к тому, чтобы «не гасить» и не давить внутри себя сильные негативные эмоции. Подавленная агрессия, злость, гнев, боль все равно найдут выход, не дома, так в школе, и тогда у ребёнка начнутся проблемы с поведением там.
Это позволяет ему принимать свою личность со всеми ее чертами — положительными и отрицательными. Благодаря такому принятию, ребёнок растет уверенным в себе и с хорошей самооценкой.
Принимать это не значит позволять ребёнку делать все, что он хочет. Это значит давать ему понять, что родители понимают, что с ним происходит. После принятия можно учить, воспитывать, запрещать.
Когда дети нуждаются в защите
Быть защищенным — одна из главных потребностей детей. Она имеет важность с момента рождения и даже во внутриутробном развитии. Если ребёнок растет и знает, что рядом с ним всегда есть люди, способные защитить его, ему спокойно и комфортно, в нем раскрываются ресурсы для познания мира, радости и реализации своих способностей.
Когда взрослые не дают детям ощущение безопасности? В случаях, если во время конфликта ребёнка с соседями, они принимают сторону чужих людей, а не сына или дочери. Когда обсуждают при ребёнке его плохое поведение в школе и «нападают» на него вместе с учителем — стыдят и ругают.
Дети чувствуют себя незащищенными также, если во время ссор с друзьями, они идут с жалобами к родителям и в ответ слышат «сам виноват» или «это твои проблемы — ты и разбирайся».
Ребёнок действительно может быть виноват и важно воспитывать его так, чтобы он умел некоторые проблемы решать самостоятельно, однако это не отменяет необходимости взрослых защищать его и делать это тогда, когда он просит.
Дети понимают, что они под защитой, когда:
- мать или отец сначала разбираются в ситуации, и лишь потом могут поругать;
- когда родители не позволяют себе отчитывать и воспитывать их в присутствии других детей, родственников, соседей;
- если взрослые всегда на стороне ребёнка и поддерживают его сильные качества;
- если родители говорят детям о том, что те всегда могут на них рассчитывать;
- когда мать и отец наглядным примером показывают, как могут защитить своих детей.
В это время важно не делать из ребёнка «жертву» обстоятельств, а защищать его только тогда, когда он не в состоянии справиться самостоятельно, нуждается в защите или просит о ней сам.
Общение с детьми
Когда дети и родители мало общаются друг с другом, они могут утратить близость в отношениях.
О чем говорить с ребёнком? О том, что важно для него: хобби и интересы, друзья и домашние животные, проблемы в классе, первая любовь, книжные предпочтения и музыкальные новинки, стиль, одежда, страхи, сомнения. Вопросы «как прошел день?» и «как твое настроение, дела?» дадут возможность установить контакт, вместе посмеяться или погрустить, обменяться опытом, может быть, дать совет.
Положительный пример для ребёнка
Родители, которые стремятся воспитать в детях хороших людей, сами подают им пример того, какими надо быть. Словесное воспитание не приносит плодов, если взрослые поступают наперекор всему, что говорят сами.
Полезные привычки и приятные манеры, умение контролировать себя, быть способными, находчивыми, вежливыми свидетельствуют о том, что родители стремятся к развитию лучшего образа себя, работают над собой, а это значит, что их отношение к детям не является равнодушным или критикующим. Тогда они в силах воспитать в детях не только самые лучшие качества характера, но и сохранить с ними близкие и доверительные отношения.