Влияние сказок на развитие ребенка

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Сказки — это поставщики большой части детских впечатлений, стимул для развития фантазии, способ знакомства с окружающим миром. Чтение сказок влияет на интеллектуальное развитие ребёнка, обогащение его словарного запаса. В русских народных сказках есть уникальные речевые обороты, которые передают народную мудрость и составляют часть речевой культуры.

Как влияют сказки на развитие ребёнка

Как влияют сказки на развитие ребёнка

Во всех сказках есть положительные и отрицательные персонажи, но добро всегда побеждает зло. Сильные, отважные богатыри защищают слабых и беззащитных принцесс. На примере этих героев дети знакомятся с понятиями добро и зло, любовь и коварство, смелость, отзывчивость, дружба.

Русские народные сказки, такие как «Три богатыря», «Финист ясный сокол», «Василиса прекрасная» рассказывают, как жили люди в древние времена, какие могучие, легендарные герои были на Руси, какие совершали подвиги. Для детей сказки — это реальный мир вместе со всеми персонажами. А так как детям свойственно подражать, то они стремятся быть похожими на знаменитых героев. Поэтому мальчики любят сражаться на мечах, а девочки, даже вырастая, не перестают мечтать о прекрасных принцах.

В сказках ребёнку показывается, что такое хорошо, и что такое плохо. Например, в сказке «Морозко» есть две героини, противоположные по характеру. Наглядно показывается, как хорошо быть доброй, трудолюбивой, отзывчивой, скромной. Как плохо быть ленивой, наглой, злой.

Авторские сказки известных писателей и поэтов имеют множество ярких образов и неповторимый сюжет. Сказка А. С. Пушкина «О царе Салтане…» рассказывает о коварстве, любви и смирении, о том, что нельзя плохими поступками добиться счастья, о том, что нужно уметь прощать.

Волшебные и бытовые сказки не только влияют на развитие ребёнка, но и имеют воспитательное значение. После прочтения каждой сказки можно поговорить с ребёнком, спросить, кто из героев больше понравился и почему, как можно поступать, что делать нельзя.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Развиваем речь ребёнка

В сказке передаются из поколения в поколение не только мудрость народная, но и неповторимые речевые обороты, например: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «жили-были», «подобру-поздорову». Эти слова создают сказочную атмосферу, переносят ребёнка в другую волшебную страну, в Тридевятое Царство. Наряду с общеупотребительными словами эти речевые обороты обогащают речь ребёнка.

В дошкольном возрасте развитие речи идет через игру, общение со взрослыми. Сказки дают детям большое количество новых слов, красивых литературных словосочетаний, которые можно потом использовать.

У родителей дома часто принят один постоянный стиль речи, ежедневное общение идет, в основном, на бытовые темы. Сказка открывает перед ребёнком волшебный многогранный мир с приключениями, путешествиями. Ребёнок узнает о разных странах, о злых колдунах, прекрасных феях. Пополнение словарного запаса идет незаметно и увлекательно. Главное читать ребёнку регулярно и с интонацией. Тогда он сам быстрее научится не только сопереживать героям сказки, но и выражать свои эмоции, желания, мечты. А ведь это тоже имеет большое значения для полноценного развития ребёнка.

Развитию речи способствуют инсценировки сказок. Дети на утренниках показывают по ролям отрывки из сказок или сказку целиком. Заучивая роли героев, они тренируются в произношении новых слов, обогащают свой словарный запас, что положительно сказывается на развитии ребёнка.

Разыгрывать сценки из сказок можно и дома всей семьей, на праздниках перед гостями или родственниками. Сказки при этом выбирают соответственно возрасту детей, чтобы им было не слишком трудно играть своих персонажей.

Как благодаря сказкам развивается воображение у детей

Как благодаря сказкам развивается воображение у детей

Волшебные сказки наполнены чудесными персонажами: Баба Яга, Леший, Водяной, Кощей Бессмертный. Они часто страшные, но не всегда злые. После прочтения сказки можно предложить ребёнку нарисовать главных героев — Иванушку и Аленушку, изобразить тех, кто им помогал, тех, кто заколдовывал.

Колдунью, фею, Золушку или кота в сапогах можно лепить из пластилина, делать аппликации. Это развивает воображение ребёнка, способствует развитию памяти. Если малышам рисовать героев еще сложно, можно просто разукрашивать.

Изображение полюбившихся героев приковывает внимание детей к мелочам, они задумываются, как выглядит тот или иной персонаж, какого он цвета, во что одет, какое у него выражение лица. Ребёнок воображает все это, у него развивается фантазия и творческое мышление.

Фантазируем вместе с родителями

Сказки можно не только читать, но и придумывать самим. Если сказка закончилась, а малыш требует еще, можно предложить ему самостоятельно придумать приключения для полюбившихся героев. О том, как они путешествуют, сражаются с ведьмами и колдунами, встречаются с гномами или попадают на другую планету.

А можно придумать и совсем новых персонажей, сочинить свою собственную сказку. И каждый вечер перед сном рассказывать о его новых похождениях.

Когда ребёнок не хочет идти в детский садик, родители могут предложить каждый день по дороге в сад придумывать новые сказки с любимыми персонажами. Или вместе с ребёнком придумать героя, назвать его, придумать, как он выглядит, где живет, и каждый день придумывать разные истории о нем. Это очень хорошо развивает фантазию, активирует словарный запас, закрепляет знания об окружающем мире, стимулирует развитие ребёнка.

Чтение сказок может быть не только ежедневным ритуалом перед сном. В течение дня тоже интересно почитать любимые сказки. Некоторые из них ребёнок будет просить перечитывать по много раз. Это тоже полезно, повторение развивает память. Потом можно предложить ребёнку пересказать сказку своими словами. Или вместе с родителями взять куклы и мягкие игрушки, распределить между ними роли сказки и инсценировать ее.

Любимые сказочные персонажи остаются в памяти детей на долгие годы. Некоторые из них влияют на формирование черт характера. Сказки о животных, например, прививают любовь ко всему живому, учат состраданию, предотвращают проявление жестокости.

Дети, которым часто читают сказки, раньше учатся говорить, умеют в раннем возрасте выражать эмоции словами, их речь выразительна и разнообразна. А родители вместе со своим ребёнком могут снова окунуться в эту волшебную страну детства и вспомнить любимых сказочных героев.

Читайте также

Дети и «сказочная помощь» в их воспитании
Сказки необходимы детям для того, чтобы они приобрели рассудительность и смогли понять разницу между добром и злом.
Речевое развитие детей 3-4 лет
В чем проявляется особенность речевого развития детей 3-4 лет? Как должен говорить малыш в этом возрасте? Читайте о нормах речевого развития детей.
Роль народных сказок в развитии ребенка
Народные сказки и их влияние на развитие логики и математических способностей у ребенка: как правильно читать?
Зачем читать детям вслух: 6 причин для семейного чтения
MedAboutMe о пользе чтения вслух детям: родителям на заметку.
Умники и умницы: подготовка детей к школе с раннего возраста
Какими основным навыкам должны обучиться дети в процессе подготовки к учебному процессу в школе. Психологическая подготовка.
Мультфильмы Диснея: доброе наследие неунывающего сказочника
Мультипликация прочно заняла свою нишу в кинематографе, привлекая не только детскую, но и взрослую аудиторию. Какую роль играют мульт истории в развитии детей?
Опубликовано 26.02.2018 12:52, обновлено 17.04.2020 18:36
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.