Некоторые люди сами ставят себе рамки и создают ограничения. Считая, что только детский возраст создан для учебы, они упускают возможности саморазвития, познания и роста. В современном мире существует много возможностей для человека независимо от того, сколько ему лет, какой он национальности, вероисповедания и пола. Желание учиться, открывать для себя что-то новое отличает человеческий род от животных. Загруженные однотипными повседневными делами мужчины и женщины нередко страдают от депрессий и усталости. Стоит им освоить новое мастерство, вид спорта или профессию, обзавестись хобби, жизнь наполняется смыслом.
Почему детям легче дается обучение?
Детский возраст — это тот период, в который информация усваивается в разы быстрее, чем в последующие годы. Ребёнок активно развивается, он восприимчив и впитывает знания благодаря хорошей работе мозга. Гибкость детского мышления связана так же с отсутствием укоренившихся стереотипов и шаблонов.
Эта особенность помогает изучать иностранный язык: дети дошкольного возраста, попав заграницу, могут начать общаться на местном диалекте уже через месяц. Взрослым из-за сформировавшихся нейронных ассоциативных связей труднее воспринимать и усваивать незнакомую речь.
Некоторые ученые утверждают, что процесс обучения начинается в животе у матери. Еще не рожденный малыш слышит знакомый голос и реагирует не только на него, но и на знакомые стихотворения и песни: его пульс учащается, он начинает активнее двигаться.
Память подразделяется на механическую (человек целенаправленно что-то заучивает) и непроизвольную — запоминание происходит само по себе, путем ассоциаций и благодаря работе органов чувств. Дети часто замечают детали, хорошо помнят картинки из книг и услышанные сказки, вкус еды и текстуру материалов. Запахи нередко навеивают воспоминания, что тоже происходит без особых усилий. У взрослого же человека, как правило, преобладает какой-то один способ фиксации информации.
Игровая форма подачи знаний, которую используют при работе с дошкольниками, также способствует легкому обучению. Дети проявляют любознательность, не расстраиваются, когда их исправляют. Главная их задача — учиться, а взрослые часто загружены и не находят для занятий время.
Помимо умственной деятельности, у детей лучше обстоят дела и с физической активностью. Они постоянно находятся в движении, очень пластичны и быстро осваивают плавание, гимнастику, борьбу и т.д. Отсутствие вредных привычек непременно играет свою роль: меньше отвлекающих факторов и проблем со здоровьем.
Мотивация для учебы во взрослом возрасте
Мотивация для обучения взрослых людей зачастую связана с работой. Чтобы добиться карьерного роста или сдать ежегодные экзамены на профессиональную пригодность, приходится учиться. Некоторые сотрудники делают это с удовольствием, другие — без особого восторга, но и без напряжения.
Есть и те, кто со школьной скамьи не любит тесты и проверки, с трудом запоминает новую информацию. В их случае хорошо помогают мнемонические правила и приемы, основанные на подборе ассоциаций.
Желая сменить сферу деятельности, освоить более престижную и высокооплачиваемую профессию или ту, к которой лежит душа, люди тоже проходят обучение и переквалификацию.
Заботящийся о своем духовном развитии человек учится ради расширения кругозора. Для этой привычки найдется время, если воспринимать обучение как приятный досуг, а не тяжелую повинность. Чтение или прослушивание книг, просмотр видеороликов может занимать по полчаса в день.
Толчком для развития бывает появление детей. Родители стремятся стать более образованными, авторитетными людьми, интересными собеседниками для своего ребёнка. Читая с ним книги, уделяя время развивающим занятиям и познанию мира, можно сделать много открытий для себя. Когда дети идут в школу, мамы и папы заново осваивают учебную программу.
Обучение движениям во время танца или упражнениям на фитнесе, работе со спортивным инвентарем, прокачке мышц — этот процесс тоже требует хорошей мотивации и последовательности действий. Взрослые люди иногда смущаются своего тела или неловкости, из-за этого лишают себя интересных занятий. Стимул освоить что-то новое — знакомства и общение, улучшение физической формы и здоровья, повышение самооценки.
Примеры самых пожилых учеников школ и вузов
Есть люди, которые доказали, что возраст — не преграда для тех, кто хочет учиться.
Ма Ксиуксиан из Китая в 102 года поступила в школу для получения начального образования. В ее детстве этой возможности не оказалось, поскольку она пошла работать на фабрику в 13 лет. К 18 годам она вышла замуж и родила 9 детей, с тех пор времени на себя у нее не было. На склоне лет пожилая женщина решила осуществить собственную мечту и стать грамотным человеком.
Герман Петерс поступил в Боливийский университет и освоил профессию политолога. В дипломной работе он описывал Боливийскую революцию 1952 года, участником которой он являлся. Японец Сигэми Хирата получил диплом института дизайна и искусства в 96 лет. Алан Стюарт из Австралии стал магистром медицины в 97 лет.
Кирилл Патрахин, житель Перми, поступил в университет в 90 лет в 2016 году. В детстве во время войны он потерял обоих родителей и рано начал работать на заводе. Аттестат о среднем образовании появился у него только в возрасте 31 года. По первой специальности он инженер-строитель, но решил поступить на педагогический факультет, чтобы улучшить знания по географии и путешествовать.
Габдулла Галеев из Татарстана поступил на филологический факультет в 80 лет. А 86-летняя Галина Чернова из Крыма — в институт экономики и хозяйственного права.
Привычка учиться и возможности удаленного образования
Пользу от привычки учиться трудно переоценить. Человек, который постоянно узнает для себя что-то новое, становится интересным собеседником. Широкий кругозор помогает лучше понимать поступки людей, а умственные нагрузки являются хорошей профилактикой расстройств и заболеваний памяти.
Посещая занятия можно расширить круг знакомств. Люди объединяются по интересам, начинают путешествовать вместе и дружить.
Доступное для большинства пользователей компьютерами дистанционное образование предлагает самые разные направления. Люди учатся бухгалтерскому, сметному и таможенному делу, макияжу и парикмахерскому искусству, кулинарии. Осваивают техники массажа и получают аттестаты, сертификаты и даже дипломы о высшем образовании, практически не выходя из дома.
Семинары и тренинги открыты для просмотра и участия на платной и бесплатной основе во многих социальных сетях. Известные блогеры ведут прямые эфиры, на которых передают свой опыт и знания тысячам подписчиков из разных уголков мира.
Все более популярным становится метод изучения иностранного языка, когда носители общаются друг с другом в режиме реального времени и делятся знаниями. Такой неформальный метод обучения не сопряжен со стрессами и экзаменами.
Заниматься спортом, обучаться технике выполнения упражнений также можно удаленно, просматривая ролики в интернете или связываясь с тренером по видеосвязи.
Жизнь человека слишком коротка для того чтобы проживать ее, заботясь только о пропитании и отдыхе. Стремление прикоснуться к разным сферам деятельности: искусству, культуре, науке, спорту — охватывает все больше людей сегодня.