Войти
Через социальные сети:
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Дети
  6. Домашнее задание школьника: выполняем всей семьей?

Домашнее задание школьника: выполняем всей семьей?

Поделиться в WhatsApp Домашнее задание школьника: выполняем всей семьей?

Для родителей первоклассников скоро наступит ответственный период. Если в течение первого полугодия в рабочих тетрадях учитель рисовал радостные и грустные рожицы или использовал наклейки, то с наступления нового года на страницах появятся отметки. Школьников постарше оценивают с самого начала, и во многих семьях уже растет напряженность по поводу успеваемости ребенка. Часто родители недоумевают, как так: домашние задания выполняются на «отлично», а в школе опять двойка? Как привить ребенку навыки самостоятельной работы, надо ли делать заданные на дом уроки вместе и как правильно это делать, рассказывает MedAboutMe.

Домашние задания для первоклассников

Домашние задания для первоклассников

В программе первого класса домашние задания сначала выполняются на добровольной основе. Учитель не вправе требовать их выполнения, однако проверяет тетради и обычно весьма рекомендует заниматься с детьми дома. Почему?

Первый класс — это не только обучение чтению, письму, основам арифметики, как было раньше. Во-первых, программа сейчас достаточно сложная, и, хотя формально учитель еще не «задает с иксами задачи», но фактически поиск неизвестного числа в примере — это подготовка к пониманию иксов, игреков и всех остальных базовых условий для уравнения. Хорошо, если малыш способен «схватывать на лету», да еще и пишет красиво и чисто, и может сам выполнять все проекты и творческие задания, которыми насыщена сегодня школьная программа. Но это крайне редкий случай.

Во-вторых, первоклашкам приходится адаптироваться к новому статусу, новому ритму жизни, требованиям и ответственности. В детском саду иной подход к образовательному процессу, детей не приучают полностью самостоятельно что-либо делать, задания выполняются группой, есть помощь воспитателей и нет системы отметок. В начале школьного обучения ребенок еще не знает, чего ожидать, как работать дома одному. Так что общее мнение психологов — в начальной школе детям надо помогать с уроками.

Однако здесь присутствует и психологическая ловушка. Поколение гиперопекающих родителей, в терминологии западных специалистов, «родителей-вертолетов», кружащих над ребенком и сопровождающих каждый шаг, пытается не просто помогать с выполнением уроков, но и создавать себе и ребенку образ благополучной семьи отличника. Попытки самоутвердиться за счет или вместе со школьником в глазах учителя, окружающих приводят к тому, что домашние задания выполняются «на пятерку» за счет времени и сил всей семьи.

Часто работа над домашними заданиями начинается у ребенка только вместе с родителями, а значит — по вечерам. При этом наиболее продуктивное время для таких занятий — с 9 до 13 и с 15 до 18 часов, но никак не с 19 до 23.

Второй отрицательный момент: если взрослые находятся рядом и отслеживают каждую ошибку ребенка дома в процессе работы, то в школе от педагога такого ожидать не стоит. Ученик не получает навык самоконтроля, выявления ошибок, и школьные отметки входят в значительный диссонанс с оценкой заданного на дом.

Стресс родителей, пытающихся все успеть, приводит к выполнению уроков за ребенка, что «сводит на нет» сам смысл домашней работы: о самостоятельном ее выполнении речь уже не идет.

Средняя и старшая школа: продолжаем учиться вместе?

Средняя и старшая школа: продолжаем учиться вместе?

Некоторые родители могут позволить себе интересоваться только отметками в дневниках. Дети, привыкшие самостоятельно выполнять «домашку», получившие навыки планирования, распределения нагрузки и проверки, успешно справляются с уроками и в школе, и дома.

В других случаях взрослым приходится сопровождать выполнение домашних заданий, проходить заново школьную программу, потому что ребенок очевидно не справляется в одиночку. Наступает момент, когда все устают от такой ситуации, «кандидат наук, и тот над задачей плачет», и становится понятно, что среднегодовой результат выравнивается за счет отметок за домашние задания, а в школе ученик по-прежнему далеко не отличник.

Почему?

Причина все в том же: неумение и/или нежелание — а это два взаимосвязанных процесса, как хотеть все сделать самому, если не умеешь? — работать без контроля и давления со стороны.

Да, порой бывает так, что школьник не заинтересован в хороших отметках, знаниях по одному или нескольким предметам. Если это узкая специализация интереса, и человек растет явным физиком-математиком, знающий русский язык весьма средне, то такая позиция вполне понятна. А вот если нет учебной мотивации совсем, то корни все равно лежат в неумении организовывать процесс учебы. Ведь если есть навык, благодаря которому можно усваивать знания легко, то и прилагать усилия к мотивации не нужно.

Как правильно помочь учиться?

Как правильно помочь учиться?

Есть несколько правил, которые желательно вводить в процесс выполнения домашнего задания с первого дня.

  • Правило первое. Домашнее задание — для ученика

Это значит, что школьник выполняет задание сам, без мамы, папы, бабушки, сидящих рядом. Для первоклашек можно ограничивать временные рамки: за 10 минут не разобрался — идешь к взрослому с четким вопросом, что не понятно. Четким вопросом, это важно! Иначе постоянная беготня к маме на кухню будет сопровождаться возмущениями «я ничего тут не понял».

  • Правило второе. Время для учебы

Оптимально стремиться к ситуации, когда ребенок выполняет домашние задания в течение дня, а не ночи. К приходу с работы родителям остается только проверить все письменное, выслушать устное и помочь с так и не понятым. Если, конечно, школьник об этом просит.

  • Правило третье. Помоги мне это сделать самому

Подробно распишем план выполнения домашних заданий. Для первоклассника этот план важен в каждом пункте, для учеников постарше он скорректируется в процессе самим ребенком.

  1. Список домашних заданий. Не надо полагаться на дневник, что нужно сделать сегодня — выписывается на отдельный листочек и лежит перед глазами у ребенка. Если школьник вынужден держать в уме, проверять, что еще надо сделать, а в силу возраста или особенностей концентрации это пока не самое простое занятие, такое напряжение вызывает тревогу и снижение внимания.
  2. Выбор задания. Это может быть первое задание в списке, третье, пятое, самое легкое или самое трудное — процесс выбора остается за школьником.
  3. Прочитать задание. В первом классе можно помогать читать, потом уже совсем не стоит вмешиваться в этот процесс. После прочтения ребенок должен понимать, что надо сделать. Не как надо выполнять задание, а какие знания от него требуются. То есть если надо подобрать однокоренные слова, то школьник помнит, что такое корень и не путает его с суффиксами.
  4. Собственно выполнение задания. На этом этапе можно (и нужно) не сидеть рядом с учеником. Пусть сделает все сам, при необходимости обратившись с вопросом. А если взрослый тревожится за тетрадку при самостоятельном выполнении — всегда можно воспользоваться черновиком.
  5. Задание выполнено? Ребенок должен проверить его на наличие ошибок и исправить найденные.
  6. После исправления проверяет взрослый. Если ошибки есть — ребенок опять исправляет их сам, можно только указать на их наличие. Переписать готовое задание в тетрадь, если работа выполнялась на черновике.
  7. Задание номер 1 готово. Берем лист из первого пункта и ставим галочку, вычеркиваем, обводим, рисуем плюсик — все, что захочет школьник. Он выполнил этот пункт, и теперь это наглядно видно в плане.
  8. Если есть необходимость, то можно сделать маленький перерыв, и приступать к следующему предмету.

Это подробный, но несложный план, понятный ребенку. Постепенно в каждом пункте надо предоставлять все больше свободы и самостоятельности, помогая школьнику справляться с выполнением и планированием самому.

Навык планирования, проверки и исправления ошибок формируется в школьном возрасте, это тот самый сенситивный период, когда все дается легко. А вот использоваться он будет всю последующую жизнь, и в обыденных занятиях, и в профессиональной деятельности.

Не стоит надеяться, что такие навыки сформируются сами или возникнут под влиянием работы педагога в школе, взрослым в абсолютном большинстве случаев приходится включаться в процесс и помогать детям учиться овладевать знаниями. Но это значительно более эффективный путь, чем попытки все сделать за ребенка и совместное «высиживание» домашних заданий. Помогите ребенку научиться делать все самостоятельно.

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4277 человек!