Дети
Школы Шри-Ланки: Монтессори и буддизм как основы эффективности
4.3
05.01.2018
1906

Школы Шри-Ланки: Монтессори и буддизм как основы эффективности


Автор
Екатерина Собжак


Содержание

Шри-Ланка — страна на острове Цейлон, о которой мы знаем в основном по «чаю со слоном» и туристическим вояжам на побережье океана и в храмы Будды. Между тем сотни храмов, также привлекающие туристов, — залог одной из самых старых систем образования в мире. Более двух тысяч лет, с 543 года до н. э. на Шри-Ланке существуют школы, образованные при монастырях монахами. Сегодня в них по-прежнему учат тех, кто выбирает своим призванием духовенство, а также самых маленьких граждан, посещающих детские сады при храмовых центрах. Для всех остальных государство разработало и внедрило программу образования, благодаря которой уровень грамотности на Шри-Ланке — самый высокий среди стран Южной Азии, 98,1%, что невероятно много для страны третьего мира. Как этого удается достичь?

Буддизм и Мария Монтессори

Буддизм и Мария Монтессори

Переход от обучения только духовенства и аристократии ко всеобщей системе образования начался в 19 веке после интеграции Цейлона в Британскую Империю. В 1836 году были созданы первые общественные школы, свободные для посещения всех желающих, и началась история государственной системы образования с создания достаточно известного сегодня Университета Коломбо. Финансирование школ обеспечивалось государственными грантами и пожертвованиями от местных филантропов, в основном — британских подданных и англиканской церкви.

Образовательное право закреплено в Конституции страны для всех детей от 4 до 14 лет, и до сих пор базируется на принципах, принятых в 1942 году, после освобождения системы обучения от влияния Великобритании. Принципы обеспечения обучения отражают внутренние противоречия Шри-Ланки и выявляют проблемы, с которыми сталкивались первые преподаватели и ученики:

  • бесплатное образование, доступное для всех детей, а не только для городских, имеющих возможность вкладывать деньги в учебу;
  • обучение должно вестись не на английском, а на национальных языках;
  • гарантия приема в школу для каждого ребенка вне зависимости от касты и положения родителей;
  • защита учителей от эксплуатации администрацией школ;
  • рационализация системы обучения в сторону эффективности и экономичности.

В период реформ образования на территории ближайшего территориально и наиболее близкого в религиозном отношении соседа Цейлона — Индии — жила и преподавала Мария Монтессори. «Мать Монтессори», как ее почтительно называют до сих пор, оказала значительное влияние на систему образования, в первую очередь потому, что ее ценности в работе с детьми оказались очень близки философским основам восточных религий. До сих пор даже в частных школах Шри-Ланки организуют отдельные классы по системе Монтессори. Поскольку эта система преподавания позволяет развивать те качества, которые необходимы для начала обучения, развития внимания, сосредоточенности, умения анализировать, то в среднем в «обычных», национального уровня частных школах организуют два-три класса «монтессори», один классический, и один — для продвинутых учеников.

Система Монтессори используется на первых трех ступенях обучения, с 4-5 до 7-8 лет. Раннее поступление в школу обусловлено национальными особенностями: семьи на острове многодетные, причем настолько, что государственная политика направлена на снижение рождаемости: поощряются родители, останавливающиеся на 2-х детях. При большом количестве детей в семьях и развитой клановости вполне понятен тот факт, что большинство матерей в стране не работают, и в домах организуются стихийные семейные детские сады. А существующая система платных детских садиков основана на все тех же прихрамовых центрах, где в течение полудня малыши поют и играют под присмотром взрослых. При такой схеме вполне понятна мотивация государства начинать бесплатное обучение детей в раннем возрасте.

Бесплатное образование для граждан страны обеспечивается на всех уровнях — от начальной школы до окончания Университета. К обучению прилагают также обязательную и бесплатную школьную форму (абсолютно белую, с галстуками для мальчиков и девочек) и обувь. Все остальное — учебники, канцелярию, еду для обедов — покупают сами родители. Самым малоимущим покупать учебники может помогать школьная администрация, если в фондах появляется небольшой запас. Однако в провинции распространены школы, в которых нет не только компьютеров, но и новых парт и стульев, да и помощь государства в покупке обуви для школьников — достаточно яркий пример среднего уровня дохода населения. Тем не менее читать и писать учатся все, хотя это и достаточно дорого обходится государству: предложения совершить благотворительный взнос в госфонд образования нередко можно встретить даже в популярных отелях страны.

Школьный день у океана

Школьный день у океана

Уроки в школах начинаются в 8 утра и заканчиваются в 14-15.00 в зависимости от дополнительных занятий в старших классах. До начала занятий у городских школ на дорогах можно видеть дежурных учеников, помогающих регулировать транспортные потоки для детей, переходящих дорогу. Около 11 у учеников есть перерыв в 20 минут, чтобы съесть принесенный с собой ланч в классе или, что чаще всего, в теньке на улице. При этом, учитывая экваториальный климат, часть занятий, и не только физкультура, тоже может проводиться на улице.

Каникулярные периоды также зависят от климата и, конечно, праздников: начинается учебный год в октябре и заканчивается в конце июля, а на Новый год, в апреле, у учеников есть дополнительные длинные каникулы — около 20 дней.

В каникулы и выходные часто организуется внешкольные мероприятия, однако, из-за недостатка финансирования, это редко выглядит, как экскурсия в музей. Чаще можно встретить группы детей с учительницей в сари (аналог делового костюма на Шри-Ланке), убирающих мусор с пляжа, чем посещающих зоопарки или храмы. В целом кружки и послешкольная активность не развиты, дети возвращаются после уроков домой, где находятся с членами семьи — домашних заданий в начальной школе нет совсем,

Уроки в зависимости от школы могут длиться от 30 минут до 45 (чаще всего). При этом в редкой школе для разных классов выделяются отдельные помещения, часто несколько классов сидят или в одной комнате, или разделены условной ширмой, а в провинциальных школах не редкость, когда один учитель ведет урок одновременно у нескольких классов. При такой системе достаточно сложно обеспечивать дисциплину даже несмотря на монтессори-тренинги, и труд учителя считается почетным, весьма нелегким и довольно хорошо, по сравнению с общей экономической ситуацией, оплачиваемым: от 180 долларов до 500 в месяц. Многие учителя подрабатывают частными уроками: 2-2,5 доллара за час занятия не смущают тех родителей, которые хотят видеть ребенка студентом ВУЗа.

Отметки и экзамены

Отметки и экзамены

Система оценивания знаний школьников Шри-Ланки — наследие Британской Империи. Шкала отметок 100-бальная, от 75 баллов и выше — «отлично», а от 35 до 49 баллов надо набрать, чтобы получить «зачет» за контрольную или экзамен.

Экзаменационные отметки важны не только для оценки знаний: по их итогам дети переводятся из начальной школы после первых пяти классов в среднюю, а позже могут продолжить обучение в 10-11 классе для полного среднего образования и получить предуниверситетскую подготовку по выбранным профильным предметам в 12-13 классе. Чтобы поступить на эту ступень, надо из 8 экзаменов (обязательные только государственный язык и математика, остальные на выбор) 6 сдать хотя бы на «тройку». А по итогам последних экзаменов принимают в университеты: специальных тестов для студентов нет, надо только хорошо закончить школу, получить «зачет» по 3-м из 4-х выпускных экзаменов. В среднем это удается 16% учеников.

Экзамены в конце начальной школы носят название «экспертизы стипендиата»: особенно успешно сдавшие тесты одаренные ученики получают возможность поступить в специальные школы-пансионаты для талантливых детей и получать стипендию от государства. Среди таких школ (чаще называемых колледжами) есть, к примеру, Королевский колледж для мальчиков и девочек, Королевский колледж только для мальчиков, смешанные престижные школы и даже Колледж Полного блаженства.

Колледж полного блаженства (College Ananda) в Коломбо начал историю обучения мальчиков в 1886 году. Основанный буддистским теософическим обществом и полковником британской армии Г. С. Олкоттом, он считается одной из самых престижных государственных школ, чьи выпускники продолжают образование не только в ВУЗах Шри-Ланки, но и успешно поступают в Кембридж и Оксфорд.

Обучение доступно только для мальчиков, зато постоянное количество школьников — более 8 000 человек.

Чтобы улучшить обучение тех детей, которые не проходят отборочные туры в престижные школы, на государственном уровне создана программа учителей-волонтеров. Как правило, волонтерами приглашаются иностранцы, знающие английский язык и/или основы IT-технологий. Бесплатно можно работать от 0,5 до 4 часов в день, помогая детям из обычных и провинциальных школ осваивать английский или программирование. Несмотря на то, что Цейлон — бывшая британская колония, английский язык распространен только в туристически привлекательных местах и крупных городах, в целом в стране знание иностранных языков достаточно низкое.

Для тех детей, которые не могут или не хотят получать образование сверх обязательных 9 классов, после 14 лет действует система профессиональной подготовки, курсы, которые могут посещать как вчерашние школьники, так и взрослые люди. Большинство курсов проводится в общественных центрах, самые популярные направления: кройка и шитье, ремонт и строительство, парикмахерские услуги.

Что нужно знать школьнику про чай, слонов и каучук?

Что нужно знать школьнику про чай, слонов и каучук?

Школьное обучение в среднем продолжает проводиться по принципу «эффективности и экономичности». В начальной школе первые годы учат, конечно, читать, писать на одном из государственных языков на выбор и считать, три раза в неделю — обязательные уроки физкультуры (спортивные игры, часто — крикет), а также основы географии, истории и «наук»: биологии и физики. Английский язык начинают учить также в начальной школе.

В средней школе добавляется химия, входящая во все тот же «научный» блок, и ботаника. Так как промышленность страны в достаточной мере зависит от импорта каучука, чая и специй, то базовые знания пригодятся каждому.

И, конечно, блок «эстетика»: рисование, музыка, танцы, один из любимейших предметов у школьников, позволяющий не только развиваться, но и ненавязчиво знакомиться с культурой страны.

Для тех, кто хочет получить более высокий уровень образования, существует достаточно большое количество частных международных школ. В них много детей от смешанных браков, иностранцев, но много и коренных шри-ланкийцев, желающих получать образование, к примеру, по программам Оксфорда или, к примеру, по японской системе. Обучение сравнительно недорогое: от 70 до 200 долларов в месяц, плюс доплаты за школьный автобус (30-50 долларов), форму, учебники и т. д. Предметы изучаются более углубленно, и требований к ученикам больше. А вот аккредитованных частных школ немного: по итогам школьных лет ученикам придется сдавать еще несколько экзаменов, так как государственная политика поддерживает общественные учебные заведения, как общеобразовательные, так и высшие.

Упорным студентам Шри-Ланки удается получать награды на международных конкурсах и занимать призовые места в соревнованиях. Для остальных государство обеспечивает как минимум знаний, так и возможность учиться дальше, хотя все чаще в последнее время систему образования на острове Цейлон критикуют за чрезмерную доступность для студентов и недостаточное количество рабочих мест и перспектив для юных магистров и бакалавров: в стране начался хорошо знакомый нам процесс «утечки мозгов». Однако возможность развивать такие ценные кадры — уже огромное достижение для страны третьего мира.

Пройдите тестГотов ли ваш ребенок к школе?Готов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.