31.08.2017 3497

10 важных заповедей Марии Монтессори

31 августа родилась женщина, изменившая историю воспитания и развития детей, Мария Монтессори. Во многом ее поступки и достижения были новаторскими для своего времени. В Италии она стала первой женщиной доктором, для этого ей приходилось посещать университет со своим отцом. Позднее для достижения компромисса между научной деятельностью и общественной моралью ей пришлось вступить в отношения, которые сейчас бы назывались гостевым браком. После рождения малыша, какое-то время он воспитывался в «принимающей» семье, а по выходным дням много играл и общался с матерью.

Все это было настолько ново и непривычно, что созданная в итоге упорного труда уникальная педагогическая система в течение долгого времени не получала широкого распространения. С сыном, кстати, Мария сохранила прекрасные отношения, впоследствии он стал ее верным помощником и педагогом. Сейчас в России и в мире повсеместно открывают игровые Монтессори-клубы и детские сады. Какими главными принципами они руководствуются?

Философия родительства определяет цель педагогики

Философия родительства определяет цель педагогики

Любой родитель хотя бы раз слышал имя Монтессори. В чем «соль» ее педагогической программы? Система Монтессори помогает построить базу, на которую с успехом будет ложиться традиционное образование. Любые материалы, которые предлагают родители, должны быть использованы в соответствии с личными интересами малыша при условии его спонтанной активности — тогда он приобретет необходимые для взрослой жизни навыки и умения.

Педагоги лондонского филиала Центра Монтессори утверждают: «Дальнейшее обучение ребенка зависит от того, что он знал до этого и насколько хорошо он это понял». При этом родителю или воспитателю отводится роль не руководителя, а скорее, внимательного наблюдателя, который в нужный момент заметит пробуждающийся талант и поможет его развить.

С другой стороны, эта система не поможет тем родителям, кто непременно хочет добиться невероятных успехов своих детей в какой-то заданной области, поскольку она не является средством достижения непременных академических результатов. Философия педагогики Монтессори исключает соревновательный момент. Элизабет Хейнсток подчеркивает: «Вы учите ребенка отнюдь не для того, чтобы произвести впечатление на родственников или друзей».

10 заповедей родителям от Марии Монтессори

10 заповедей родителям от Марии Монтессори

Истинным «открытием» доктора стал тот факт, что с малышом нужно говорить как с разумным человеком и относиться к нему соответствующе. Ребенок вырастет более развитой и гармоничной личностью, если держать в голове простые, но такие важные педагогические ориентиры.

1. Будьте готовым оказать ребенку помощь, когда он в ней нуждается

Юлия Борисовна Гиппенрейтер, одна из главных психологов современности, дополняет и развивает эту мысль — будьте рядом с ребенком, но оставляйте ваше наблюдение незаметным для ребенка; когда же ребенок обратится к родителям в поиске — проделайте сложную для него работу вместе и уже завтра он справится с ней самостоятельно. Стоит отметить, что это «правило» работает не только для деток раннего возраста или школьников, но даже для подростков — но маме и папе нужно будет суметь «прочитать» эти призывы о помощи за возможной бравадой.

2. При­слу­ши­вай­тесь к лепету (и более осознанной речи) малыша

Вечный закон, призывающий никогда не отмахиваться от вопросов ребенка. При затруднении с ответом, не бойтесь сообщить об этом — так ребенок на практике увидит, как вы справляетесь со сложной задачей: обращаетесь за помощью к справочнику или за ответом к специалисту.

3. По­мо­гите ре­бен­ку осва­ивать еще не освоенное

3. По­мо­гите ре­бен­ку осва­ивать еще не освоенное

Для каждой ступени развития характерна определенная способность воспринимать информацию и усваивать навыки.

Так называемые «сенситивные» периоды по Марии Монтессори включают следующие:

  • С полутора до трех лет важно развивать язык малыша
  • С полутора до четырех поддерживайте интерес к манипуляциям с мелкими предметами, а также увлеките ребенка упражнениями на развитие мышц и координации. Современные ученые и нейропсихологи подчеркивают роль крупной моторики в стимуляции функционирования головного мозга.
  • В два — четыре года у ребенка просыпается интерес к понятиям «правды», реальности и активно развивается воображение. Приходит понимание течения времени и расположения в пространстве. Весьма повышается точность движений, которую надо тренировать.
  • С трех до шести у ребенка вырабатывается устойчивость к влиянию взрослых. Появляется знаменитое «я сам», отражающее психологический процесс отделения от мамы и окружающих родных.
  • С трех с половиной лет до четырех с половиной ребенок, по мнению Марии Монтессори, наиболее чувствителен к освоению начальных навыков письма. Японские и американские педагоги с ней солидарны и своим малышам предлагают красочные тетради с предложениями рисовать линии, круги, завитки и зигзаги.
  • В четыре — четыре с половиной особо развивается тактильная чувствительность. Для ребенка данного возраста крайне важно собирать пазлы, лепить и выполнять прочие рукодельные работы, требующие точности движений.
  • Четыре с половиной года — пять с половиной лет — отличный возраст для начального чтения. Ребенок уже способен научиться данной премудрости и ему как раз это интересно. А значит, не только мама будет читать ему перед сном, но и они будут осуществлять этот процесс вместе. Разумеется, показывать, как пишутся отдельные слова, можно и раньше. Но, как считают педагоги и неврологи — всему свое время.

Предлагайте ребенку новые для него действия, но при этом позаботьтесь, чтобы ребенка окружала забота, спокойствие, сдержан­ность взрослых и, конечно, их лю­бовь.

4. В об­ра­ще­нии при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер

4. В об­ра­ще­нии при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер

Разговаривайте четко, чистым литературным языком. Если разговариваете с ребенком — не скупитесь на выражение разнообразных эмоций и эмоциональный интеллект вашего ребенка возрастет. Предложите ему игру на угадывание разнообразных загаданных вами эмоций. Откажитесь от вредных привычек и не пренебрегайте основами этикета — являйте собой идеальный пример. Дети, как обезьянки, копируют в основном то, что видят — подарите возможность впитывать лучшее.

5. Детей учит все то, что их окружает

Социализация очень важна, и если по каким-то причинам ребенок обучается дома и не ходит в детский сад, важно, чтобы он как можно чаще участвовал в играх или ином роде группового общения. Дошкольник должен узнать, что в жизни приходится не только брать, но и давать. Берите ребенка в походы и гости, не отдавайте его на время бабушкам — пусть он видит, чем живут взрослые, познакомится с новыми людьми и получит ворох новых впечатлений, в которых так нуждается.

6. Ува­жай­те ре­бен­ка, даже если он ошибся

Старайтесь не ругать его самого, а осуждать именно его действия, если они требуют реакции. Так он непременно смо­жет ис­пра­вить ошибку, неверный поступок. Используйте «Я-посыл»: «Меня огорчило, как ты повел себя с другом...»

7. Подчеркивайте «зеленым маркером» хорошие поступки

7. Подчеркивайте «зеленым маркером» хорошие поступки

Оставьте «красную ручку», которая подчеркивает недостатки, школьной учительнице — сконцентрируйте внимание на позитивных качествах и умениях вашего ребенка. Вполне возможно, что для плохого просто не останется места. С помощью удовольствия от похвалы законченного действия вы будете закреплять успех и мотивировать на его повторение.

8. Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке: если его позорить, он научится быть вечно виноватым

Тем более, удержите себя от использования преувеличенно пренебрежительных выражений. Причем придерживаться этого правила стоит как при ребенке, так и без (казалось бы) него. Если ребенку в глаза «льется мед», а подруге или соседке мама излагает нелицеприятную правду, сгущая краски (даже если хочет посоветоваться), это может восприниматься маленьким человечком как предательство, и в дальнейшем ваши педагогические маневры могут потерпеть фиаско. Не стоит провоцировать недоверие к вашим словам — они много значат для малыша.

9. Чувство безопасности в семье порождает в сердце ребенка веру

Гармоничное развитие не в последнюю очередь зависит от окружающей обстановки. Одобрение родителей учит ребенка правильно к себе относиться — уважать и любить себя (скольким взрослым этого не хватает?). Подбадривая ребенка незамысловатыми фразами, родители насаждают ребенку уверенность в своих силах. Пожалуй, это даже важнее многих развивающих курсов — ведь обладая верой в себя, ребенок во взрослой жизни добьется всего, чего захочет.

10. Дайте ребенку необходимое — а он выберет из этого то, что ему пригодится

10. Дайте ребенку необходимое — а он выберет из этого то, что ему пригодится

Со стороны кажется, что в классах Монтессори ребенок делает что хочет. Действительно, детям предоставлена определенная свобода: они могут выбирать занятия из предложенного. Однако границы все же имеются — дети должны доделать свое действие, они должны убрать за собой игровой материал, чтобы следующий ребенок нашел их в положенном месте и т. п. Кроме того, ребенку предлагается именно то, что в соответствии с его возрастом, поможет в развитии, поэтому ему наверняка будет интересно.

История донесла любопытный эпизод, когда в класс к великому педагогу заглянули гости и посетительница в шутку спросила первого попавшегося ребенка

— И это комната, в которой делают, что хочется?

— Нет, мадам, мы здесь хотим того, что делаем, — последовал серьезный ответ.

Свобода стать собой не имеет ничего общего со вседозволенностью.