Коронавирус
ПОДТВЕРЖДЕНО
СЛУЧАЕВ:
случаев в РФ
0
Полная информация
Детские болезни
Очень чувствительный ребенок: нарушения сенсорной интеграции
4.7

Очень чувствительный ребенок: нарушения сенсорной интеграции

Ребенок терпеть не может шерстяную одежду или громкие звуки? Замирает и долго наблюдает за лучами света сквозь заборчик? Не хочет, чтобы к нему прикасались, или наоборот, очень нуждается в постоянных объятиях без видимых причин? Это – особенности обработки информации от органов чувств, из-за которых обычные, скажем, касания могут ощущаться слишком ярко или недостаточно. Что это – симптом нарушений, новое расстройство или норма? Рассказываем, что известно на сегодняшний день и как проводят терапию НОСИ.

Сенсорная обработка: что это?

У нас есть рецепторы – клетки, которые получают информацию. Слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные, осязательные, вестибулярные, моторные и интероцептивные, отвечающие за внутреннее восприятие процессов в собственном организме. Для этих восьми видов чувств (а у нас всех восемь) клетки собирают информацию. Именно благодаря им мы понимаем, что вокруг – звук, свет, объекты, во рту – кислая или сладкая еда, на теле – одежда, а само тело сидит и дышит.

Чтобы все это определить, от рецепторов информация поступает в головной мозг и там анализируется. И на всех этапах – от сбора до передачи и анализа – процесс может нарушаться. Так, например, развиваются нарушения зрения, слуха или агевзия, при которой отсутствует вкус пищи.

Если в проблеме «виноваты» не рецепторы и нервы, по которым информация доходит до мозга, а процесс ее анализа, говорят о НОСИ.

Нарушения обработки сенсорной информации (НОСИ) или сенсорная дезинтеграция считаются частым состоянием при аутизме и синдроме дефицита внимания, неважно, с гиперактивностью или без нее.

При этом НОСИ – не официальный диагноз. Хотя нарушения зрения, слуха и т. д. – официальные. Разница в реакции мозга и в том, что он заставляет нас делать в ответ – избегать раздражителей или стремиться получить их побольше.

При этом многие дети (да и взрослые) без синдромов и расстройств развития тоже могут слишком ярко реагировать на звуки, ярлычки одежды, свет и прочие раздражители. Или отличаться пониженной чувствительностью – что замечают реже.

Трудности с мелкой и крупной моторикой тоже могут указывать на наличие сенсорной дезинтеграции – информация от рецепторов в мышцах анализируется неправильно, и в ответ поступают неверные сигналы.

Как могут проявляться нарушения сенсорной обработки?

Как могут проявляться нарушения сенсорной обработки?

НОСИ может вызывать симптомы, сходные с СДВГ. Эти нарушения характеризуются недостаточной или чрезмерной чувствительностью к:

  • прикосновениям – людей, объектов, одежды и т. д.;
  • движениям, так могут появляться стереотипии у детей;
  • положению тела;
  • звукам;
  • вкусам;
  • свету и теням;
  • запахам и т. д.

Есть два способа, которыми дети с проблемами сенсорной обработки реагируют на сенсорный ввод.

Когда мозг недостаточно реагирует на сенсорную информацию, ребенок стремится получать больше соответствующих раздражителей.

Если реакция слишком острая, мозг «перегружается» и заставляет избегать ввода новой информации. Например, закрывать руками уши или что-то бормотать, чтобы сгладить шумовой фон.

Хотя никто не спорит, что проблемы сенсорной обработки могут существовать наряду с рядом других состояний – например, СДВГ и РАС, расстройством аутического спектра, основной вопрос на сегодня – может ли НОСИ быть отдельным диагнозом и когда это нарушение, а когда вариант нормы.

Кто-то может считать, что ребенок просто капризничает, избалован или боится – как с громкими звуками. Это может быть правдой, но далеко не всегда.

Исследования показывают, что НОСИ встречается у 5-16% детей школьного возраста без диагностированных расстройств. И это только те дети, чьи родители обращались с проблемой к специалистам.

Проблема с диагностикой и определением заключается в отсутствии доказательств. Но это не значит, что никаких доказательств не существует.

Недавно исследователи заявили, что обнаружили различия в белом веществе головного мозга у детей с НОСИ. Это выявление качественных отличий в структурах мозга – действительно революционное открытие. Теперь появляется метод диагностики НОСИ не по рассказам родителей и реакции ребенка, а такой, который позволяет все измерить инструментально.

Несмотря на то, что выборка была небольшой, удалось обнаружить различия в головном мозге у мальчиков от 8 до 12 лет без РАС и недоношенности в анамнезе, у которых предполагалось наличие НОСИ, в сравнении с контрольной группой.

Так что стойкая гипер- или гипореакция ребенка на различные раздражители – не признак капризов, а физиологически обоснованный процесс.

А в чем различия с нормой: что говорят эксперты о НОСИ

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

А в чем различия с нормой: что говорят эксперты о НОСИ

Пока методы диагностики есть только в лаборатории Калифорнийского университета США. И, несмотря на выявление биологической основы НОСИ, у экспертов все еще есть различные мнения о нарушениях, их степени влияния на детей и распространенности.

Комментарий эксперта
Кристен Бирма, врач-невролог, Аляска
Кристен Бирма, врач-невролог, Аляска

В течение двух лет я и мой муж были приемными родителями ребенка, у которого был диагноз НОСИ.

Основываясь на личном и профессиональном опыте, я считаю, что НОСИ – это существующее нарушение, которому нужен официальный диагноз и лечение (в первую очередь трудотерапия).

Однако диагностика может быть затруднена, поскольку, возможно, порой сенсорная дезинтеграция определяется слишком часто или неправильно. Проблемам диагностики способствуют и другие факторы, в том числе травмы, навыки саморегуляции, обучение, проблемы с поведением и вниманием, а также задержки в развитии.

Комментарий эксперта
Эммари Альберт, психотерапевт прикладного анализа поведения (АВА)
Эммари Альберт, психотерапевт прикладного анализа поведения (АВА)

Расстройство сенсорной обработки – сложная штука. Вам было бы трудно найти на этой планете человека, у кого не было бы чего-то, что вызывает сенсорную перегрузку. Подумайте о вилке, скрежещущей по тарелке, или о шве вашего носка на нижней части пальца ноги. Это реально может быть что угодно, что вас раздражает.

Хотя я действительно считаю, что расстройство сенсорной обработки реально, и я действительно думаю, что оно может быть весьма изнурительным, я не думаю, что необходимость отрезать бирки от рубашки вашего ребенка требует срочного приема у ближайшего врача.

В мире Google мы все являемся медицинскими экспертами, и я думаю, что многие родители ищут диагноз, потому что им нужна причина для объяснения небольших неприятностей в поведении ребенка. Правда заключается в том, что большинство симптомов НОСИ в какой-то момент являются обычной частью развития большинства детей.

Что делать с такой проблемой?

Есть два основных мифа о НОСИ: ребенку просто нужна «закалка», чтобы перестать так реагировать, или самоконтроль, чтобы не проявлять яркие реакции.   

На самом деле оба эти способа не работают. Многие дети перерастают период чувствительности – это факт, но нарочно заставлять привыкнуть к раздражителям – бессмысленный вариант, который ухудшит состояние ребенка. Его мозг работает иначе.

Основное правило – создавать условия, которые соответствуют уровню восприятия ребенка. При гиперреакции на звуки уменьшать громкость всего, при гипореакции – заниматься развитием сенсорной чувствительности. Сегодня в России есть центры для детей с сенсорной дезинтеграцией, специалисты и ряд доступных программ, которые можно после консультации выполнять дома.

Для работы с выраженными нарушениями специалисты рекомендуют трудотерапию и методики, которые используют в нейропсихологии – для «обучения» мозга адекватным реакциям на раздражители, и в психотерапии – неплохие результаты у старших детей показывают когнитивно-поведенческие методики. При серьезных нарушениях может потребоваться медикаментозная поддержка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Loading...

Using a Multifaceted Approach to Working With Children Who Have Differences in Sensory Processing and Integration. / Reynolds S, Glennon TJ, Ausderau K, et al. // Am J Occup Ther. - 2017. - 71(2)

Abnormal white matter microstructure in children with sensory processing disorders. / Owen JP, Marco EJ, Desai S, et al. // Neuroimage Clin. - 2013. - 2

White Matter Microstructure is Associated with Auditory and Tactile Processing in Children with and without Sensory Processing Disorder. // . // 2016; 9:169. / Chang YS, Gratiot M, Owen JP, et al. // Front Neuroanat. - 2016. - 9. - 169