Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Подростки
  6. Берем эмоции под контроль для успешной учебы!

Берем эмоции под контроль для успешной учебы!

Берем эмоции под контроль для успешной учебы!

Как утверждает специалист Дэниэл Гоулман, эмоциональный интеллект может значить больше чем IQ: так же как и рациональный, он в значительной степени определяет наше поведение. Эмоциональные навыки самоконтроля необходимы для развития правильного рабочего настроения, уверенности в себе, трудоспособности и, что немаловажно, возможности максимальной концентрации внимания. В эпоху клипового (отрывочного) мышления эти навыки можно отнести к базовым.

Жизнь вашего взрослого «малыша» расписана по часам (школа-секция-выполнение доклада-тренировка), а ребенок смотрит пустыми глазами в ежедневник, который нисколько не помогает ему следовать плану, потому что «перевешивает» желание погрузиться в социальные сети и сериалы (да и накапливается усталость от еженедельной нагрузки) — значит, подросток не организован. Или стал раздражительным из-за свалившихся обязанностей и наличия большого количества отвлекающих факторов. Некоторые психологические приемы позволят ребенку сконцентрировать внимание на важном деле и отвести разумное количество времени на развлечения. Рассмотрим необходимые упражнения и психологические практики, которые должен знать каждый ребенок (да и взрослый!) — для достижения своих больших и маленьких целей.

Что такое эмоциональный интеллект?

Это немаловажная способность не только осознавать и принимать свои чувства, но и возможность управлять ими для своего блага. Да, это возможно.

Контроль над собственными эмоциями — важная составляющая концентрации внимания. И если эмоции мы не можем изменить, то изменить мышление и отношение к этим эмоциям мы вполне способны.

Развить эмоциональный интеллект можно с помощью двух путей — осознать свои эмоции и уровень напряжения и, если это необходимо, подкорректировать их. Самосознание и управление эмоциями — то, что крайне необходимо для любого молодого человека, вступающего во взрослую жизнь. Тем более, для тех, кто обладает явными талантами. Остановимся подробнее на каждой стратегии.

Высокая отвлекаемость — расплата за высокие технологии?

Высокая отвлекаемость — расплата за высокие технологии?

Фоновый шум, состоящий из чувства вины за недоделанного, тревоги из-за ощущения нависших дедлайнов (например, скоро зачет) и острого нежелания делать задуманное прямо сейчас («реакция избегания») — очень мешает следовать задуманному плану, да и попросту сосредоточиться.

На самом деле, вполне реально приучить себя не обращать внимание на эту «реакцию избегания» и побороть волнение и ощущение вины и не откладывать на «потом».

Слишком много отвлекающих факторов в виде всплывающих окон, спама, навязчивых рекламных сообщений в Интернете. Чтобы правильно воспользоваться возможностями высоких технологий, смартфонов и планшетов, и следует развивать эмоциональный интеллект. Иначе техника останется мертвым грузом, если подросток будет слишком раздражительным, унылым или его деятельность будет беспорядочна.

Анатомические предпосылки для создания необходимых навыков

Как известно, повторение — мать учения.

Этому есть научное объяснение: при каждом практическом действии в головном мозге формируются особые связи между участками коры, синапсы. Случай с эмоциями — не исключение.

Каждый раз, когда подросток задумывается о своих заданиях на сегодняшний день, ему следует думать в позитивном ключе: «я выполнил», «я это сделал!», «важен шаг вперед, а не совершенство» (вообще очень полезная мантра!), «глубоко вдохнул и выдохнул…» По-научному это называется когнитивной стратегией — когда вы сознательно заменяете бесполезные и деструктивные мысли нужными.

В результате такой словесной тренировки в определенных зонах коры головного мозга автоматически будут формироваться правильные посылы: при очередном обдумывании своих обязанностей будет возникать не паника, а ощущение спокойной уверенности (даже если есть над чем поработать и необработанных вопросов к контрольной работе осталось еще выше крыши). Психологами доказано, что такое состояние является самым продуктивным для успешного запоминания фактов и обучения вообще. А вот состояние тревожности значительно снижает возможности долгосрочного запоминания, из-за чего подросток на контрольной понимает, что «вроде бы учил» тему, но толком вспомнить ничего не может.

Ищем в себе внутреннего наблюдателя

Ищем в себе внутреннего наблюдателя

Итак, самонаблюдение. Термин, использующийся в древних буддийских трактатах, учении Фрейда и его последователей. Что нужно знать подростку? Самонаблюдение — это осознание своих действий, взгляд на себя «со стороны». И этот взгляд отнюдь лишен критики и оценочного осуждения. Трезвый, холодный, отражающий реальность. Беспристрастный внутренний наблюдатель как мудрый товарищ вроде Дейта или Спока из «Звездных воинов».

Наблюдатель скрыт в каждом. Даже в любом самом неуверенном в себе подростке есть внутренний голос, который следит за душевным состоянием и поможет в любой ситуации абстрагироваться и посмотреть на себя глазами другого человека. Люси Джо Палладино, большой специалист по проблемам с нарушением концентрации внимания, предлагает «сделать шаг назад», для того, чтобы обнаружить в себе стороннего наблюдателя. Она рассказывает, как ее дочери смотрели мультик и при одном очень страшном эпизоде старшая дочь посоветовала напуганной младшей: «Посмотри туда», указав на угол телевизора. Когда девочка видит коробку, обрамляющую голубой экран, она тут же осознает, что это «всего лишь мультик». Иногда достаточно лишь сделать шаг назад, и неприятность уже не покажется такой значительной.

Эта техника выглядит трудной, однако за счет постоянной практики и образования особых синапсов наблюдатель будет «выходить на связь» на счет раз-два-три.

Разберем пример из жизни. Допустим, девушка встретила давнюю хорошую знакомую, с которой не прочь поболтать и посидеть в кафе. Но завтра у нее важный годовой зачет.

Если они пошли в кафе и наша героиня полностью поглощена разговором, а обсуждение продолжается, пока знакомая не уточнит, что ей уже пора — тот самый случай, когда необходимо срочно подружиться со своим внутренним наблюдателем, ибо в данном случае и самонаблюдение, и навыки самоконтроля полностью отсутствуют.

Если девушка принимает приглашение посидеть в кафе, но ее несколько тревожит мысль о важной подготовке, наблюдатель присутствует (как олицетворение самосознания), но над самоконтролем нужно поработать.

А вот если девушка в кафе решает, что вполне может выделить на разговор с дорогой подругой часик (о чем четко сообщает) и по прошествии времени встает, давая понять, что пора уходить — такие действия заслуживают похвалы: налицо и самонаблюдение, и контроль ситуации.

Когда захлестывают эмоции…

Да, подросткам свойственен максимализм и накал эмоций. Однако нужно давать им выход. Хорошо, если есть возможность пойти в спортзал и выплеснуть всю чрезмерную энергию, как положительную, так и отрицательную — а если такой возможности нет?

Люси Джо Палладино утверждает, что и для таких случаев внутренний наблюдатель может стать хорошим помощником. Достаточно оценить ощущения и снизить градус на шкале — ощущения изменятся, а с ними вернется возможность здраво мыслить. Что для этого требуется?

Когда ребенок (или взрослый) взвинчен и эмоции зашкаливают, помогают мысленные образы. В некоторых школах учителя кладут красную карточку на парту расшалившемуся ученику. Кто-то представляет себе извергающийся вулкан, кто-то — крутящийся барабан стиральной машинки, подходит также визуализация кастрюля с кипящей жидкостью и клубами пара. Картинки помогают переключиться и осознать, что нужно успокоиться.

Лекарство от уклонения

Лекарство от уклонения

Развлечения в Интернете, которые манят нас как магнит — железную стружку, многочисленны. От них никуда не деться. Однако есть способ для контроля ситуации.

Каждый раз, когда мы уклоняемся от обязанностей и занимаемся чем-то посторонним, спросим себя «чего я сейчас не делаю?»

Развлечение, которое помогает нам скоротать время, — отличный способ сбросить напряжение. Но если ребенку нужно вовремя выполнить «домашку» перед любимой тренировкой по карате, тетрис будет неуместным. Когда же на вопрос «чего я сейчас не делаю?» ребенок с ощутимым беспокойством вспомнит про домашнюю работу, стоит применить одну из практик по «изменению сознания».

Быстрый способ изменения настроения

У многих талантливых ребят существует проблема: они могут собрать компьютер или мотоцикл без использования схем, а вот на уроках «засыпаются» на вопросах о происхождении электрического тока и скучают на лекциях.

Упражнения для смены состояния практикуются во многих элитных зарубежных школах и помогают ученикам оставаться сосредоточенными. На практике это выглядит следующим образом: в одном учебном заведении каждый день назначается ответственный ученик, который придумывает способ за три минуты улучшить настроение всему классу. Такая минутка проводится в то время, когда учитель видит, что класс заскучал или заметно напряжен. Ответственный может включить зажигательную музыку и спеть, рассказывает анекдот или сыграть на гитаре. После такого переключения внимания все возвращаются к работе.

Этот прием можно и нужно использовать во время внеклассной работы. Однако, стоит подчеркнуть, что такая восстановительная передышка отличается от того же избегания тем, что ребенок имеет силы начать и закончить задуманный перерыв. Чтобы работа была результативной, для каждого будет свой собственный способ отвлечься.

Передышка для восстановления — чем займемся?

Передышка для восстановления — чем займемся?

Способ проведения восстановительной передышки будет зависеть от вида основной деятельности: если работа связана с тяжелым физическим трудом, интенсивной тренировкой, для передышки подойдет спокойная деятельность — откинувшись в кресле, почитать книжку. Если работа монотонная и сидячая, стоит встать, взбодриться, потанцевать.

Кстати, именно для перерывов подойдут разнообразные музыкальные направления и песни. А вот для того, чтобы сделать продуктивно домашнюю работу, необходимо включать только инструментальные композиции — песни не способствуют результативности, утверждают психологи.

Пусть выполнение работы сопровождают классические, джазовые композиции, сольные партии скрипача Ицхака Перлмана или флейтиста Джеймса Голуэя или … тишина. Иногда отсутствие звуков — гораздо лучше, чем отвлекающие звуки.

Что делать, чтобы вернуться к работе с удовольствием?

Трудно, очень трудно бывает вернуться после перерыва к необходимой деятельности. Но есть хитрости, помогающие сделать этот процесс более приятным:

  • Запланируйте следующую передышку, чтобы был приятный стимул закончить работу. Можно запланировать перерыв после каждой прочитанной главы, после каждой третьей задачи и т. д.
  • Прихватите за парту что-нибудь вкусное (соблюдайте чистоту!) Возможно, это будут фрукты, сок, орешки, мюсли или просто чашка чая.
  • Выберите то задание, которое вам приятнее и понятнее всего. Однако, следующим пунктом придется выполнить самую сложную задачу.

Правила серфинга в Интернете

Правила серфинга в Интернете

Итак, эмоциональный интеллект помогает ребенку быть более собранным, ответственным за свои решения и поступки и более уверенным в себе.

Однако, и самому успешному ученику хочется иногда посидеть в интернете «для себя». О чем стоит помнить?

  • Боритесь за качество.

Смотрите действительно интересные видеоролики и читайте действительно интересные посты. Время, когда вы «не знаете, зачем залезли в сеть» можно потратить более весело.

  • Следите за временем.

Ставьте будильник (чур, реагируйте на его звонок!) Делайте заметку на полях о времени захода в Сеть и времени предполагаемого времени выхода (придерживайтесь его!) Развивайте чувство времени.

  • Не позволяйте Сети брать над вами верх.
Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3747 человек!