Войти
Через социальные сети:
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Развитие ребенка
  6. Как и когда начинать учить детей писать буквы

Как и когда начинать учить детей писать буквы

Поделиться в WhatsApp Как и когда начинать учить детей писать буквы

Знакомы ли вам закорючки и каракули трех-четырехлетних детей? Те из малышей, кто уже хотя бы чуть-чуть узнал о значении символов, цифр и алфавита, могут пытаться «писать» записки для родителей. В этих иероглифах кривые линии и подобия букв наползают друг на друга, составляя нечитаемое послание, но малыш так горд своими достижениями и стремится идти дальше! О том, как помочь детям, желающим что-то сообщить письменно, о методиках раннего и позднего обучения, а также о правильных способах подготовки ребенка к освоению письменности в преддверии первого учебного года рассказывает MedAboutMe.

Что это значит: учить писать?

Что это значит: учить писать?

Обучение письму даже сложнее процесса обучения чтению. И, к сожалению, подготовка к этому процессу в наше время практически целиком ложится на плечи родителей. В прошлом веке, до изобретения «самопишущих» ручек дети использовали перьевые, заправляемые чернилами приспособления для письма. И первые три года, все три года начальной школы основной упор на занятиях письмом делался на отработке правописания и правильного захвата, потому что при неверном наклоне ручка не писала или оставляла кляксы на листке. Только после освоения письма, после заполнения множества прописей и тетрадок в косую линейку процесс дополнялся изучением правил орфографии. К этому времени значительная часть детей уже усваивала написание слов через моторную память.

В современных школах с письменными принадлежностями все обстоит намного лучше. Да и учебники теперь дополнены «рабочими тетрадями», в которых дети пишут буквально по три строчки каждой буквы и переходят к освоению новых навыков. А сами навыки остаются не закреплены. Вот и появляются двойки во втором классе и грустные рожицы в тетрадках первоклашек «за плохой почерк», «за грязь», неправильные слияния и перечеркивания — ускорение обучения не идет детям на пользу.

Что же делать?

У родителей есть «богатый» выбор: обучать детей письму до школы, следуя методикам раннего развития, развивать и подготавливать малыша исподволь или же надеяться на лучшее и пытаться не обращать внимания на плохие отметки и недовольство педагогов.

Разберем подробно методики подготовки к письму до школы: что предлагают современные курсы раннего развития и особые школьные программы.

Выбираем методику обучения письму

Выбираем методику обучения письму

Большинство пособий по обучению дошколят письменности базируется на том же школьном курсе, только значительно «растянутом» во времени. Начиная со штриховки, обведения крупных контуров рисунков, прописи для детей детсадовского возраста плавно перетекают в настоящие школьные пособия. Только на отработку одной буквы предоставляется значительно больше времени и бумажного пространства.

Это совершенно адекватный метод научения, подходящий детям как по возрастным особенностям, так и по интенсивности. Однако не стоит забывать, что ребенок, обучаясь таким образом, например, на курсах раннего развития, получает подобные навыки один-два раза в неделю, и направлены они именно на письмо. А сам процесс письма, даже на стадии простого обведения букв размером в половину странички уже требует наличия некоторых моторных навыков, и в дальнейшем должен подкрепляться и сопровождаться и другими умениями. Таким образом, стоит воспринимать занятия только как подготовку, не ожидая действительных письменных навыков и хорошего почерка. Более того, обещание научить дошколенка хорошо писать должно насторожить родителей.

Этот негативный фактор, сопровождающий раннее обучение письменности без должной подготовки, к счастью, встречается не так часто. Попытки учить детей-дошкольников писать красиво, хорошим, четким, слитным почерком популяризируются на занятиях для амбициозных родителей, желающих видеть ребенка отличником с первых школьных дней. Однако учителя начальных классов не зря выступают категорически против освоения полноценных письменных навыков до школы: ни мозг, ни моторика, ни психика ребенка к такому не готовы, как бы красиво не выглядели прописи в 4-5 лет, это исключительно вредно для детей.

Цитата
Лена Данилова, педагог, эксперт по раннему развитию детей
Лена Данилова, педагог, эксперт по раннему развитию детей

Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не «устоялась». Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом.

…Научить писать можно и в три, и в четыре, и в пять. Но заставлять трех-четырехлетнюю кроху писать по часу в день, внимательно следя за правильным изображением каждого элемента букв, не только бессмысленно, но и жестоко. А по-другому добиться установки хорошего почерка невозможно.

В противовес раннему обучению письменности методика вальдорфских педагогов предполагает максимальное развитие моторики, причем как мелкой, так и крупной, а также тщательное закрепление визуального образа букв, освоение правильного захвата, и только потом — переход к письму. В среднем школьники вальдорфских школ получают ручки и тетрадки в 3-м классе, пройдя через периоды рисования мелками на доске, палками на земле и «выписывания» букв руками и ногами в воздухе. Это отличная вводная программа, исподволь позволяющая ребенку освоить все элементы букв, закрепить их правила написания, развить мелкую моторику и координацию в цепочке «глаз-рука». Вот только где взять столько времени на подготовку вне обучения по вальдорфской программе?

Мария Монтессори, известный педагог, разработавший собственную систему раннего развития, подошла к процессу обучения письму с совершенно неожиданной стороны. Ребенок «по Монтессори» учится чтению через письмо. Обводя пальчиком письменные буквы (сейчас это доступно на планшетах и сенсорных мониторах, а раньше — на кубиках и специальных пособиях), дети запоминают букву через движение руки. Это и чтение, и навык письма сразу.

В целом весь процесс логичен и довольно прост. Вот только не стоит ожидать от малыша, обучившегося распознавать буквы по данному методу, заполненной открытки для бабушки на 8 Марта. Между освоением чтения, письменности и моторной памятью при обведении пальцем графического изображения находятся еще множество необходимых знаний и умений. И вне зависимости от выбранной программы научения их придется вводить в ежедневный обиход и использовать дома при играх с ребенком.

Нужны ли дошколенку прописи? Подходим к процессу обучения детей системно

Нужны ли дошколенку прописи? Подходим к процессу обучения детей системно

Как мы уже сообщали, освоение навыка письменности даже сложнее, чем чтение. Это длительный процесс, требующий трех-четырех лет тренировки. Конечно, большая часть этого времени уходит на подготовку к освоению письма. И именно здесь кроется основное количество ошибок родителей, старательно пытающихся помочь ребенку научиться писать. Заменив подготовку к письму обучению письменности, можно не только отбить у детей все желание писать — ведь получаться будет криво, некрасиво и «грязно» — но и неправильно поставить захват, закрепить неверные навыки. И все это — из-за попыток ускорить процесс научения.

С чего же начать, чтобы навык письма формировался правильно, без затруднений и негативизма у ребенка?

  • Прячем все прописи, ручки и тетрадки

Первое правило: обучение письму в возрасте 4, 5, даже 6 лет начинается не с обучения письму! Школьные прописи, шариковые, гелевые, любые ручки не должны быть первыми принадлежностями, с которыми сталкивается ребенок при освоении письменных навыков.

  • Курсивное письмо — не наш выбор

Несмотря на эмпирические данные и исследования Марии Монтессори о лучшем моторном закреплении округлых форм письменных букв, специалисты настойчиво рекомендуют о курсивном письме до школы не вспоминать. Печатные буквы — вот на чем надо сосредоточиться, конечно, после этапа подготовки.

  • Развиваем мелкую моторику

Это прекрасный способ подготовки к освоению навыков письма. И заниматься развитием мелкой моторики рекомендуют уже с младенческого возраста. К счастью, учить хватать в руки абсолютно все, тыкать пальчиком в нос мишке или надевать на пальцы сушки не сложно, равно, как и играть в «сороку-ворону», «ладушки» и прочие пальчиковые игры.

В 3-4 года основными занятиями для развития мелкой моторики становятся мозаики, паззлы, детские конструкторы из крупных и мелких блоков, игры в машинки, кормление и одевание кукол, игры с пластилином. Родителям стоит добавить в детскую комнату мелки, толстые карандаши, бумагу и мольберт, а также поощрять попытки рисовать палкой на снегу или мелом на асфальте, и начинать учить ребенка пользоваться безопасными детскими ножницами.

  • Осваиваем правильный захват

Правильное положение карандаша, а потом и ручки, — значительная составляющая хорошего почерка. И сами элементы букв разработаны под специфический наклон руки и пальцев, и мышечная усталость при правильном положении пишущего приспособления ниже.

В самом начале, естественно, дети будут держать карандаши, мелки и фломастеры в кулаке. Это нормальное и логичное для раннего возраста положение можно корректировать, как только пальчики приобретут достаточно силы и ловкости. Чтобы ненавязчиво помочь ребенку в освоении правильного положения карандаша, замените его привычные мелки и фломастеры на короткие (можно отломанные, но без острых краев) карандашики. Ребенок инстинктивно постарается взять его кончиками пальцев, что позволит разнообразить нажим на бумагу и легче рисовать. Треугольные карандаши для таких целей наиболее эффективны, с ними же и закреплять правильно положение пальцев намного легче.

Эксперты советуют удерживать карандаш большим и указательным пальцем, при этом «укладывая» его на средний. Но это совершенно нормально, если ребенок начнет держать карандашик тремя пальцами. Для детей-левшей правильный захват немного отличается: письменные принадлежности им приходится держать выше, примерно в 2-3 см от кончика, иначе ведущая рука размазывает строчку. И располагать бумагу левее, под углом к телу.

  • Правильная осанка

Как бы странно это ни звучало, при неверном положении тела научить письму становится значительно сложнее не только для взрослого, но и для ребенка. Неверная осанка приводит к мышечным зажимам, неправильной работе мускулов, снижению концентрации и усталости малыша. Поэтому оптимально для дошколят начинать учиться писать (а также рисовать, раскрашивать, штриховать) на… стенах. Вернее, на вертикальных поверхностях — это наиболее физиологичное положение руки и кисти с карандашом по отношению к телу.

Лучшим заменителем стен в квартире и на улице является мольберт, небольшая доска, расположенная почти вертикально, с незначительным уклоном. Именно на таких мольбертах легче всего отрабатывать правильное положение кисти, осваивать чувство нажима на бумагу.

Альтернатива мольберту — столы и парты, у которых можно регулировать наклон столешниц. Хотя бы при помощи дополнительной доски, закрепленной с одной стороны на подставках.

  • Начинаем учиться писать буквы: в поисках вдохновения

Как только интерес к алфавиту проявлен, и есть желание осваивать написание символов на бумаге, это желание стоит начать стимулировать. Но не надо предлагать четырехлетке «написать свою букву» каждый раз. Лучше запастись магнитами с алфавитом, пластилином, кремом для бритья — ведь так весело писать и смывать буквы со стены в ванной.

В процессе таких игр надо помнить, что ребенок воспринимает форму целиком, и совершенно нормально, если у буквы Ш вдруг окажется шесть ножек. Осваивая вместе рисование кремом или специальными красками в ванне, надписи на каше и на снегу, показывайте малышу элементы букв, различия между Р и В, М и И и т. п. Предлагайте игры в угадайку «Я задумал букву и напишу ее для тебя, но только одну часть.»

  • Играем без насилия

Предложить освоить, как пишется имя ребенка, и подписать открытку бабушке или воспитателю, повесить записку на холодильник с просьбой отметить, чего не хватает в меню или вписать время просмотра мультфильма или поездки в зоопарк — на этих маленьких стимуляциях строится отношение к навыку письма. Игра в почтальона или свое имя на наклейках для книжек, все, что похоже на веселое времяпрепровождение и не заставляет дошколенка напрягаться, поспособствует активной подготовке к освоению настоящей письменности.

Задача дошкольного развития — подготовка к усвоению школьных навыков. Не надо пытаться опередить темпы физиологического развития, но помочь на уже существующем уровне подготовиться к следующему этапу лучше — в условиях современного образования действительно необходимо.

Пройдите тест
Готов ли ваш ребенок к школе?
Готов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.
Гость

Заполняя настоящую форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия "Пользовательского соглашения", размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных и сведениями о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3349 человек!