Коронавирус
ПОДТВЕРЖДЕНО
СЛУЧАЕВ:
случаев в РФ
0
Полная информация
Развитие ребенка
Мнемотехника для развития памяти ребенка
5

Мнемотехника для развития памяти ребенка

Когда ребенок адаптируется к школьной среде, многих родителей волнует вопрос — как сделать уровень его интеллектуального развития высоким? За его сформированность отвечает формирование познавательных процессов: мышления, воображения, восприятия, памяти.

Новый статус и новая социальная роль приносят ребенку множество неведомых ему обязанностей. Став школьником, он ощущает тяжесть не только учебных требований, но и информации организационного порядка. Для того, чтобы ребенок был успешным в школе, смог справляться с новыми обязанностями и оправдывал ожидания родителей и учителей, ему необходимо запоминать много новых и часто непонятных вещей.

Как справиться школьнику с такой нагрузкой? Как запомнить нужное, ничего не перепутать, и при этом, радоваться новому статусу ученика, увлекаться обучением и с удовольствием посещать школу?

Мнемотехника — один из инновационных подходов к развитию памяти обучающихся. Как она работает? Эффективно ли применять игры и упражнения мнемоники дома с ребенком? Ответы в данной статье.

Развитие ребенка младшего школьного возраста

Развитие ребенка младшего школьного возраста

Нагрузка первоклассника велика. Поэтому ребенок, поступивший в школу, нуждается в помощи взрослых и, в первую очередь, в поддержке близких. Иногда взрослые удивляются, а, зачастую, и раздражаются из-за того, что ученик забыл информацию или не смог рассказать стих из восьми строф, хотя дома, казалось бы, хорошо подготовился.

Могут ли родители оказать помощь ребенку в запоминании информации? Да, если будут не просто заставлять и поучать его, но станут использовать специальные техники для развития памяти. Помочь в этом могут специальные игры для запоминания новой информации, сложных слов, предложений, трудного для усвоения материала.

Как работает мнемотехника?

Мнемотехника — это специальные способы запоминания информации с опорой на образы. Образное мышление является главным в дошкольном и младшем школьном возрасте, поэтому дети легче запоминают слова или предложения, представляя их образы. Мнемоника предлагает связывать слова или необходимые для запоминания числа в образные картинки, используя, для этого, самостоятельно придуманные, иногда, даже нелепые связи.

Например, учитель говорит, что завтра урок математики перенесут, и он будет последним в расписании. Первоклассник, слушая это сообщение, может представить картинку, как человечки с названиями предметов выстроились в ряд, а одного, с табличкой «математика», торжественно несут и ставят в конце этой шеренги. Подобная незамысловатая картинка «зацепится» в памяти, и появится гораздо больше шансов, что ребенок вспомнит эту картинку, а, следовательно — и сказанную учителем информацию.

Мнемотехника отлично помогает в запоминании стихотворений. Отдельной маленькой историей можно связать четверостишие, или же словосочетания, запоминание которых вызывает трудности. Родители могут, вместе со школьником, сочинить историю, которая ассоциируется с содержанием произведения. Но, главным сочинителем, при этом, должен быть сам ребенок.

Но это не значит, что родитель не должен принимать участие в процессе запоминания материала. Наоборот, пусть ребенок расскажет маме или папе, как он видит картинку, иллюстрирующую стихотворение. Если он затрудняется и в запоминании, и в создании иллюстрации, следует помочь ему. Иногда помогает рисование сюжета на листе бумаги, сопровождающее строчку за строчкой.

Навыки создания картинок и ассоциативных связей на базе информации необходимо тренировать. Подобные тренировки напоминают игру и, уместны, как во время прогулок, так и во время выполнения поручений ребенком.

Ошибки родителей

Когда вчерашний дошкольник «превращается» в ученика, почти все родители имеют в отношении него ряд ожиданий. Некоторые из них являются необъективными, портят общение в семье, не позволяют детям испытывать естественное любопытство во время усвоения нового материала. Так бывает, когда родители выставляют свои требования к детям, не учитывая их потребности, интерес, желания и характер. Какие ошибки совершают мать и отец, желая видеть «отличника»?

  • Требования делать все уроки сразу после школы. У всех детей разный уровень восприятия информации, разная эмоциональная готовность к обучению и запас сил. Поэтому, прежде чем выставлять требования, нужно понять, что подходит ребенку. Некоторые дети действительно хорошо занимаются сразу после школы и, если дать им передохнуть, они расслабляются и потом не могут заставить себя сесть за уроки. В этом случае родители должны тренировать в ученике ответственность и четкое следование правилам. Другим ученикам хорошо делать уроки дома помогает «перезагрузка». Они полны сил и лучше запоминают информацию, когда отдохнут после школы — займутся хобби или погуляют.
  • Учить и знать, во что бы то ни стало. Иногда, мать и отец ставят выполнение домашнего задания на первое место так, что, за желанием видеть «отличника» перестают замечать личность ребенка и его возраст. Школьнику трудно запомнить информацию, и сосредоточится на уроках, если он плохо себя чувствует — у него болит голова, он расстроился в школе или дома, его обидели, произошел конфликт с учителем, он голоден или хочет спать. Самого лучшего результата ребенок может достичь тогда, когда садится за уроки с ясной головой, желанием и интересом.
  • Ошибки недопустимы. Нужно все уметь и со всем справляться. У каждого взрослого бывают в жизни ситуации, когда «работа не клеится» или не поддается пониманию. В школьной жизни детей такие случаи тоже не редкость — стихотворение, которое «не ложится», учебный материал, который написан, словно, на непонятном языке — все это рядовые трудности школьной жизни, а не показатель низкого уровня развития ребенка.

Упражнения для детей дома
Игра «Кинотеатр»

Данный метод запоминания позволяет детям быстро и с интересом запомнить стихотворение или рассказ. Читать произведение следует по одной строчке. После этого нужно попросить ребенка закрыть глаза и «нарисовать у себя в голове» картинку того, что он прочитал. Не стоит торопить его — картинка должна возникнуть «в красках», четкая, с деталями. На следующем этапе ребенок описывает словами то, что «нарисовал».

Дальнейшее действие взрослых — связать строчку из стихотворения с тем, что «увидел» ученик, обсудить это с ним, закрепить связь.

Игра «Слова в картинках»

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Ребенку, которому нужно запомнить текст, предлагается подобрать картинки на каждую строчку или предложение. Для этого дети могут использовать вырезки из старых журналов, фотографии, материалы из интернета. Их нужно разложить в соответствующей последовательности и, опираясь, на наглядный материал, запоминать текст.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Loading...

Общая психология / Маклаков А.Г.. - 2008

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И.. - 2007