Воспитание детей
Воспитание финансиста с пеленок – вклад в благополучное будущее
4.6

Воспитание финансиста с пеленок – вклад в благополучное будущее

Содержание

Известно, что люди, обладающие солидным капиталом, отлично умеют считать средства. А точнее, каждую копейку. Действительно, пока Скрудж Макдак жалел для родственников каждый фунт, героиня Керри Бредшоу из сериала «Секс в большом городе» с ужасом осознала, что суммы, которую она потратила на покупку туфель, вполне хватило бы на покупку дома в Америке. Как научиться тратить грамотно — эту «науку» иногда не могут постигнуть и взрослые.

Вопрос финансовой грамотности в современных условиях должен обсуждаться в семье с маленьким ребенком практически с пеленок. Сегодня на MedAboutMe практикующие психологи и финансисты поделятся с родителями актуальной информацией, как, когда и сколько денег нужно доверять тратить и зарабатывать.

Широкая родительская спина — прерогатива россиян

Широкая родительская спина — прерогатива россиян

Пока в Великобритании родители и дети выдают друг другу суммы под проценты, а в Америке после достижения совершеннолетия полностью обеспечивают себя сами, в условиях наших реалий подростки долго имеют лишь смутное подозрение, как оплачиваются многочисленные счета и что такое составление семейного бюджета. Наша культура подразумевает, что родители должны одевать, кормить и учить чадо до туманного «пока не встанет на ноги» - разумеется, если в семье отсутствуют реальные экономические трудности. А как обстоят дела за границей?

В 2015 году в Америке было проведено исследование «Родители, дети и деньги» под эгидой американской компании по управлению инвестиционными фондами T. Rowe Price. Было опрошено 1000 родителей детей 8-14 лет и 800 детей указанного возраста. Оказывается, 77% родителей в Америке активно обсуждают с детьми их будущую карьеру и соответствующие заработки (внимание, возраст второго класса и выше!), столько же привлекают детей в совместное обсуждение бюджета и просчитывают вместе финансовые операции и только 30% родителей не считают необходимым раскрывать детям денежные вопросы. Опрос же детей показал, что, естественно, превалирующее большинство знает, как осуществляются покупки и платежи, 20% маленьких американцев имеет представление, что такое кредит и как осуществляется кредитная политика. 28% детей заявило, что и вовсе понимают, как нужно управлять деньгами. Не удивительно, что к совершеннолетию сложно увидеть гражданина США, который не сможет заплатить по счетам.

Откуда берутся деньги?

Откуда берутся деньги?

В экономические отношения взрослых дети включаются в самом нежном возрасте, утверждает специалист по психологии денег, бизнес-тренер Михаил Семенов — но что само интересное, родители это не осознают или не считают нужным озвучивать очевидные факты. В голодные 90-е некоторые дети вынуждены были сдавать бутылки и макулатуру, чтобы на вырученные средства купить молоко и хлеб, которые тут же и съедались в семье — так ценность денег была наглядно видна. После финансовая сторона несколько выправилась и родители в России снова стали утверждаться в мысли, что главное для ребенка — это учеба, а вот зарабатывать деньги — это удел взрослых. В результате ребенок порой и бумажных денег-то не видит, ведь в больших городах многие операции совершаются путем безналичного расчета.

Оптимальный возраст для понимания денежного вопроса

Оптимальный возраст для понимания денежного вопроса

Многие двух-трехлетние дети кричат «Мое!», когда кто-то тянется к любимому мишке. Собственность — это понятие экономическое, но полное осознание, что такое денежные средства, приходит к 6-7 годам. Именно этот возраст психологами признан «золотым», чтобы активно объяснять малышу, как деньги меняют на товары и удовольствия, как их тратить, чтобы они не заканчивались быстро.

Детский психолог Мария Койсина советует перед первым классом рассказывать в магазине, сколько стоит буханка хлеба и сколько — килограмм любимых яблок. Уже можно давать мелкие деньги на карманные расходы — в первое время ребенок будет тащить в дом шоколадные яйца и мелкие игрушки, в которые потом не будет играть. Здесь важно осторожно поговорить с ребенком: «Да, ты купил на эту денежку шоколадку, а мог бы — целый набор твоей любимой гуаши. Давай в следующий раз будем совершать покупки на кассе более обдуманно, задержись на секундочку перед тем, как встать в очередь и спроси себя, действительно ли это то, чего тебе хочется». Если произносить подобные речи без осуждения, ребенок постепенно будет относиться к расходам все более взвешенно.

У финансового консультанта компании «Личный капитал» Дмитрия Герасименко более жесткий подход к денежному вопросу — к слову, у самого Дмитрия трое детей. «В возрасте 8-10 лет нужно ограничивать детей и ставить перед выбором — или шоколадка, или машинка, я не смогу купить тебе и то, и другое. Если я выдаю деньги раз в 10 дней, а ребенок потратил их раньше, следующую порцию он получит исключительно в оговоренный срок — последствия неправильных действий должны быть прочувствованы».

Дайте ребенку определенную долю свободы и риска

Дайте ребенку определенную долю свободы и риска

Несмотря на то, что откровенно транжирить денежные средства ребенку разрешать не стоит, жестко критиковать каждую потраченную копейку также не следует.

«Риск — дело благородное», таким девизом руководствовалась владелица «Конфаэль» Ирина Эльдарханова и выдавала своим сыновьям на неделю чуть больше, чем нужно. Проверка характеров показала, что один имел склонность тратить все и сразу, несмотря на увещевания. Но когда дети учились в Великобритании и подобным образом «спустили» в первое время родительские средства, им пришлось подрабатывать на улицах Лондона мойкой автомашин — так, побоявшись признаться, на собственных ошибках они получили драгоценный опыт. Другой сын, напротив, имел предпринимательские замашки и в 10 лет затеял «бизнес», спекулируя жевательными резинками. В 14, войдя в разумный возраст, сынок открыл ни много, ни мало, звукозаписывающую студию. Таким образом, тактика предоставления относительной свободы сработала на все 100%: «мне хотелось, чтобы сыновья использовали средства, как подсказывает им натура, это привело к тому, что они научились тратить и сберегать практически самостоятельно».