02.04.2021 12:54 334

Похудевшие люди не подвластны магии рекламы еды

Автор — врач кардиолог
Аршинова Ирина Александровна

Ученые из University of British Columbia утверждают, что люди с ожирением очень восприимчивы к рекламе продуктов питания. Но стоит им сбросить солидную часть лишних килограммов, как их интерес к рекламируемой еде падает.

В исследовании участвовали три группы людей: пациенты с тяжелым ожирением, которым была сделана операция по уменьшению веса (бариатрическая хирургия); люди с ожирением, которые не подвергались процедурам бариатрической хирургии; люди, не страдающие от ожирения. Состояние пациентов из первой группы учитывалось до операции, после, а также через 3 и 12 месяцев после нее.

Все участники проекта проходили тесты, в ходе которых измерялась их реакция на рекламу пищевых продуктов. Например, эффект кадрирования: испытуемых просили оценить калорийность «полезных» и «вредных» продуктов питания. Оказалось, что участники проекта из всех групп недооценивали калорийность продуктов под грифом «полезные», но особенно этот эффект был выражен у людей с ожирением.

На следующем этапе участникам предложили выбрать порцию картофеля фри из трех вариантов: 71 г, 117 г и 154 г. Но в одном случае порции были помечены как «маленькая», «средняя» и «большая», а в другом – как «мини», «маленькая» и «средняя». В результате люди с ожирением чаще, чем испытуемые из других групп, выбирали по маркировке, а не по реальному объему порции, предпочитая «среднюю».

В целом, расчеты показали, что люди с ожирением намного более чувствительны к рекламе еды. Однако те из них, кто перенес хирургическую операцию по уменьшению веса, изменили свой взгляд на рекламу. По мере выздоровления они становились все менее и менее восприимчивыми к рекламе. Через 12 месяцев их реакция на рекламу сравнялась с реакцией людей с нормальным индексом массы тела.

Это, кстати, означает, подчеркивают исследователи, что речь идет не о врожденных, а о приобретенных психологических характеристиках касательно отношения к еде.

А еще это опровергает распространенный миф о том, что маркетологи и реклама виноваты в эпидемии ожирения. Просто кто-то на них «ведется», а кто-то – нет. И нормальный вес – хорошая защита от маркетинговых уловок.