В журнале «Личность и социальная психология» (Journal of Personality and Social Psychology) опубликованы результаты исследований группы ученых из японского технологического Университета Рединга и Кочи. В ходе научной работы были сделаны выводы о том, что в интересах ребёнка, требования родителей к ним должны быть справедливыми и не слишком высокими.
Ученые о родительских требованиях
Слишком многие родители предъявляют к своим детям непропорционально высокие требования и ставят перед ними недостижимые цели. В результате они добиваются противоположного эффекта. Самый яркий пример – успеваемость. Поэтому психология отношений между взрослыми и их детьми требует реализма, как бы нелегко это было для родителей.
В родительских амбициях есть рациональное зерно, но они могут привести к необратимым негативным последствиям для ребёнка, причем даже если изначально родительские требования «шагают в ногу» с психологией ребёнка, его стремлениями, навыками и чертами личности.
Ход исследования
Профессор Коу Murayama из Университет Рединга, ведущий автор исследования, и его коллеги проанализировали данные 3530 учащихся средних школ и их родителей, участвующих в масштабном исследовании PALMA (Проект для анализа и обучения «Достижения в математике»), которое проводилось в течение пяти лет, с 2002 по 2007 год. Исследователи приняли во внимание уровень ожиданий родителей по 6-балльной шкале.
Анализ показал:
- высокий уровень ожиданий родителей в целом способствует успеваемости, но только тогда, когда не превышает реалистичные ожидания;
- когда ожидание родителей непропорционально высоки, образовательные результаты детей уменьшаются обратно пропорционально.
Для уточнения этих результатов, ученые проверили основные выводы исследования, проведя новый анализ данных опроса среди 12000 американских студентов и их родителей. Результаты оказались аналогичными.
Выводы ученых
Стремление родителей ставить высокие цели для своих детей остается оправданным. Однако, родительские ожидания должны оставаться реалистичными. «Нереальные ожидания будут влиять на успеваемость ребёнка и успех в дальнейшей жизни» – к такому выводу пришли авторы.
Следует также помнить, что самостоятельность способствует развитию детей любого возраста.