По данным исследования, проведенного американским центром RAND, плакаты с изображением негативных последствий курения (рак, кариес, смерть курильщика) вызывают особый интерес у подростков и подталкивают их к покупке табачных изделий.
Ученые использовали серию из 9 изображений, разработанную экспертами Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA), для создания плакатов, изображающих во всей красе ужасы курения. Плакаты были размещены в одном из магазинов рядом с точкой продаж табачных изделий. В экспериментальную группу вошел 441 молодой человек в возрасте от 11 до 17 лет. Из них 5% уже курили, а 20% относились к группе риска.
В ходе эксперимента выяснилось, что плакаты никак не влияли на пристрастия курильщиков, равно как и на людей, которые никогда не курили и не планировали. А вот подростки из группы риска, посмотрев на изображения, оказались значительно более склонны к курению, чем до посещения магазина с выразительными плакатами.
Ученые считают, что подростки остро отреагировали на плакаты-«страшилки» в свойственной их возрасту защитной манере. Давление со стороны общества в виде подобных плакатов, скорее, наоборот, подтолкнет их к курению, чем отвратит от него, указывают исследователи. Эксперты рекомендуют разработчикам антитабачных изображений быть осторожнее при создании очередных предупреждающих плакатов против курения и учитывать психологию тех, кто эти плакаты видит.