Ученые из Singapore University of Technology and Design утверждают, что малыши 3-5 лет уже умеют использовать информацию в зависимости от контекста и оценивать, заслуживают ли взрослые люди доверия как источники информации.
В исследовании участвовали более 170 детей в возрасте 3-5 лет, которые играли с экспериментатором в игру «Найди наклейку». На первом этапе экспериментатор помещал красивую наклейку в одну из двух прозрачных коробок, после чего просил ребёнка указать, где лежит наклейка, невербально подсказывая ему при этом. На следующем этапе использовались непрозрачные коробки, но экспериментатор подавал невербальные подсказки.
Оказывается, дети формируют свое отношение к взрослому как к источнику информации еще на начальных этапах знакомства. Из тех, кому экспериментатор правильно подавал сигналы на 1-м этапе, 83% верили его подсказкам и на 2-м этапе. А из детей, кого экспериментатор обманывал на 1-м этапе, невербальным подсказкам на 2-м доверяли только 41% детей.
Интересно, что когда игру модифицировали так, чтобы экспериментатор не мог знать, ошибся он или нет, дети с большей вероятностью извиняли его промахи, и на 2-м этапе уже в 60% случаев доверяли его невербальным подсказкам, даже если перед этим взрослый ошибался.
Ученые приходят к выводу, что уже в дошкольном возрасте дети используют адаптивные, контекстно-зависимые стратегии при формировании выборочного доверия к информации, полученной от взрослых.
Исследователи также указывают, что если взрослый не уверен в информации, которую он дает ребёнку, то ему лучше не притворяться всезнайкой, а честно продемонстрировать выражение неуверенности в собственных знаниях. В этом случае ребёнок извинит его ошибку и сохранит доверие к его словам.