Врачи Государственной больницы Эрменек (Турция) выяснили, что у 9 из 10 школьников на удаленке болела голова – и эта боль не уменьшалась.
Длительное время нахождения перед экранами компьютеров, отсутствие подходящих условий для онлайн-обучения дома, школьные экзамены и беспокойство по поводу COVID-19 являются факторами риска ухудшения симптомов головной боли или провоцирования новых приступов.
В многоцентровом исследовании был проанализирован 851 подросток в возрасте от 10 до 18 лет, при этом 756 (89%) детей сообщили о головных болях за период исследования. Среди этих детей 10% сообщили о новых приступах головной боли в период домашнего обучения во время пандемии. Более четверти (27%) детей заявили, что их головные боли усилились, 61% заявили, что их головные боли остались стабильными, а 3% сообщили, что их головные боли уменьшились.
Важно, что, в отличие от предыдущих отчетов, анализ группы не подтверждает тенденции к снижению головной боли и ее тяжести во время пандемии. Хотя более ранние исследования сообщали, что у молодых людей реже болела голова после закрытия школ в первые недели и месяцы COVID-19, это более долгосрочное исследование показало, что стрессы и давление пандемии в конечном итоге взяли свое.
Головные боли оказывают большое влияние на психическое здоровье и успеваемость в школе. Показатели депрессии и тревоги, в том числе тревога по поводу заражения COVID-19, были значительно выше в группах с усилением приступов и впервые возникшей головной болью. Эти респонденты также признали, что они прилагали меньше усилий в учебе, и их академические успехи упали.
Экзамены, проживание в городе, увеличение веса и депрессия также были связаны с более частыми приступами головной боли у детей и подростков в ходе исследования.