Сегодня в условиях быстрого ритма жизни и высокой занятости родителям трудно уделять ребёнку много времени. Приходя домой, они чувствуют себя уставшими, но снова начинают заниматься делами — приготовлением еды или выполнением домашнего задания, полученного ребёнком в школе. Во многих случаях родители присутствуют физически, но отсутствуют духовно в жизни ребёнка. Вместо совместного времяпрепровождения они предпочитают смотреть телевизор или просматривать информацию в социальных сетях.
Проблема общения современных родителей с детьми
Многие дети сегодня растут в неполных семьях. Но бывает и так, что семья полная, то есть мать и отец живут вместе и не разводятся. При этом душевный контакт в такой семье давно утрачен. Как правило, отец считает нужным зарабатывать деньги, но не интересуется делами детей, и даже не помнит их возраста. Реже «отсутствующим» родителем бывает мать.
Родители могут духовно отсутствовать в жизни ребёнка по разным причинам. Это может произойти из-за сильной занятости, изначального отстранения родителя от ребёнка или переживаемых ими душевных травм. Дети всегда хотят получить от семьи любовь и заботу. Но вместо них видят лишь погруженность в работу или просмотр телевизора.
Дети эмоционально изолированных матерей или отцов часто ощущают свою заброшенность и одиночество. Разумеется, в жизни каждого человека случаются моменты сильной занятости или желание посмотреть телевизор. Но в ситуации, когда такие отношения приобретают систематический характер, ребёнок чувствует себя очень несчастным. Во взрослом возрасте у него может возникнуть желание искать чьей-то любви или манипулировать окружающими.
Что чувствуют дети «отсутствующих» родителей?
Тесный контакт маленького ребёнка с родителями помогает сформировать базовое доверие к миру. Поэтому малышам важно, чтобы их брали на руки, обнимали и целовали. Если ребёнок старше, он хочет, чтобы мама и папа проводили с ним больше времени — играли, рассказывали интересные истории, водили в театр или цирк. При отстраненности родителей этого не происходит — ребёнок не слышит слов любви и видит только их постоянную занятость и недоступность.
Ребёнок, не получивший любви душевно отсутствующего родителя, стремится брать ее у других людей. Часто ими оказываются бабушки, дедушки или няни. В некоторых случаях одинокий ребёнок начинает слишком рано искать любви у взрослых противоположного пола. В подростковом возрасте они могут легко стать жертвами криминальных элементов или тоталитарных сект. У них низкая самооценка, поэтому им важно почувствовать себя нужными и «заслужить» чью-то любовь. Одинокого подростка с острым желанием чувствовать себя нужным другие люди часто используют в своих целях, оставляя ему больше психических травм.
Со временем использование недолюбленного подростка или молодого человека друзьями или партнерами приведет к еще большему снижению самооценки. Повзрослев, такой человек будет либо считать себя недостойным любви и продолжать тянуться к токсичным друзьям или партнерам, либо сам превратится в агрессора и манипулятора. Не находя любви и гармоничных отношений в родительской семье, ребёнок начинает искать признания у друзей, которые не против использовать его в своих интересах.
К сожалению, контакт супругов друг с другом и с ребёнком утрачен во многих семьях. Необходимость поддержания материального уровня вынуждает их много работать. И после работы часто нет желания общаться с ребёнком. В таких семьях мать и отец могут обеспечивать ребёнка всем необходимым — качественным питанием, модными игрушками, одеждой, обучением в престижной школе. Но для ребёнка важнее теплые и доверительные отношения. Отсутствие душевного контакта с матерью или отцом часто приводит к неблагоприятным последствиям для психики.
Как наладить детско-родительские отношения?
Современное общество предъявляет к семье гораздо больше требований. Особенно оно требовательно к матерям, отцам же по-прежнему достаточно просто присутствовать физически. Чтобы заслужить общественное одобрение, матерям следует подчиняться взаимоисключающим требованиям общества, а именно — постоянно заниматься развитием ребёнка, но при этом не забывать делать карьеру, проводить много времени с мужем, одновременно содержа дом в идеальной чистоте. Несоответствие ребёнка определенным стандартам и педиатрическим таблицам на фоне рассказов о достижениях соседских малышей становится причиной родительского невроза.
Разумеется, никто не призывает круглосуточно «висеть» над ребёнком, контролируя каждый его шаг. Гиперопека и чрезмерный контроль не имеют ничего общего с любовью. Они являются следствием тревожности. Мать может присутствовать в жизни ребёнка все время, но это не всегда означает наличие душевной близости и эмоционального контакта. А занятый отец может быть способным на качественное времяпрепровождение с ним.
Желание постоянно смотреть телевизор или читать информацию в социальных сетях тоже является признаком душевной изоляции. Если мать или отец замечают за собой подобное поведение, то ситуацию необходимо исправлять. Например, полезно время от времени отключать смартфон или компьютер или оставлять его в другой комнате, а на прогулки выходить вовсе без него. Ничего страшного не произойдет, если прочитать сообщение позже. Таким образом, риск интернет-зависимости у ребёнка существенно снизится.
Для присутствия в жизни ребёнка необходимо интересоваться его делами в детском саду или в школе. Так мать и отец получат подробную картину его жизни — с кем он общается, как относятся к нему воспитатели или учителя, нет ли у него конфликтов со сверстниками. Прежде чем критиковать ребёнка за плохое поведение или отметки, необходимо разобраться в ситуации. Плохие результаты успеваемости не всегда являются следствием интеллектуальной неразвитости, а в конфликтах не всегда виноват сам ребёнок. Для формирования доверия также необходимо извиняться за вспышку гнева или агрессии, в которой ребёнок совершенно не виноват.
Материальный уровень и достаток в семье — важные вещи. Но для гармоничного развития ребёнка важно и качественное общение с родителями, их внимание, поддержка и душевное тепло. Именно они делают семью сплоченной и привлекательной для ребёнка, независимо от возраста.