Одевая своего ребёнка в хорошенький костюмчик с красивыми туфельками, мы воспринимаем существование детской моды как само собой разумеющееся. Между тем, еще совсем недавно даже такого понятия не существовало в принципе. MedAboutMe предлагает совершить путешествие в историю детской одежды и обуви.
Место детей в обществе и детская одежда
Отношение к детям еще несколько веков назад было совершенно отличным от сегодняшнего. Они до определенного возраста и за людей-то не считались. Дети были собственностью родителей, ни о каком праве на собственное мнение или об уважении к их личности и речи быть не могло. Они были настолько не важными, что сведений о том, как детей растили, во что одевали и обували, очень мало. Этого почти не описывали историки и писатели, детей не рисовали художники — за исключением собственных отпрысков и потомков богатых и знатных современников.
Судя по портретам детей аристократов Европы, долгое время детей одевали так же, как взрослых, в уменьшенные копии взрослой одежды. Со всеми вытекающими отсюда неудобствами в виде тугих и жестких корсетов, напудренных париков, пышных юбок и туфель на каблуках. Причем лет до 4-5 отличить по одежде мальчика от девочки было совершенно невозможно: всех малышей одевали в платьица и юбки. Кстати, такая практика сохранилась до начала 20 века: на сохранившихся фото можно увидеть в платьицах с бантами и воланами и царевича Алексея Романова, и Франклина Делано Рузвельта. Мальчики начинали ходить в штанишках к 5-6 годам.
Известный миллиардер Джон Рокфеллер был единственным сыном в семье. Но он всю жизнь гордился тем, что до 8 лет донашивал платья за своими сестрами. По его мнению, такая традиция способствует укреплению семьи и приучает к разумной экономии. А без такой полезной привычки невозможно стать богатым.
До Жан-Жака Руссо никому и в голову не приходило, что детская одежда не должна быть уменьшенной копией взрослой. Что жесткие корсеты и кринолины для девочек и узкие сюртуки для мальчиков вовсе не обязательны и вредны. Дети в них даже побегать не могли, все, что им было доступно — «сидеть и выглядеть». Не от того ли дети на портретах того времени смотрят не по-детски серьезно и невесело. Но Руссо смог переломить европейское отношение к детской одежде. Малыши получили более удобные наряды и возможность относительно нормально двигаться, бегать и играть.
До последней четверти 18 века дети в Европе ходили без трусов. А когда придумали подштанники и панталоны, то эта деталь одежды представляла собой две отдельные штанины-панталонины, крепившиеся к пояску на талии или к корсету и никак не скрепленные между собой. То есть прикрыты были ноги, но не гениталии и попа. Панталоны взрослых дам были точно такими же.
Детям шили одежду те же портные, что и взрослым, из той же ткани, по тем же лекалам, только уменьшенным. Из лоскутов аналогичная одежка шилась и для кукол, которые выглядели такими же маленькими копиями детей, как дети, повторявшие родителей.
Первая детская модная коллекция появилась только в начале ХХ века, в 1908 году. Ее автором была Жанна Ланвен, ставшая основателем бренда Lanvin. Любящая мать начала придумывать красивые наряды для своей дочки, а затем и для других детей.
Название пинеток, мягкой детской обуви, происходит от имени француза Пине, парижского обувщика. Именно он предложил делать для детей легкую мягкую обувь без каблука, туфельки и сапожки. Он шил их из нежной замши, тонкой лайки. Обувь Пине нравилась детям — она приятно облегала ножку и в ней было легко двигаться.
В конце девятнадцатого века в детской моде появился матросский стиль, на долгие годы завоевавший беспримерную популярность. Широкие отложные воротнички с бело-голубыми полосками, напоминавшие форму британских моряков, украшали свободные светлые блузы. Мальчикам надевали короткие штанишки или холщовые брюки, девочкам — юбку. Матросские костюмчики не теряли актуальности до конца ХХ века.
Детская обувь и одежда в России
В богатых домах детей одевали так же как взрослых, причем даже до петровской европеизации. Русская народная одежда отличалась многослойностью. Основу костюма составляла рубаха. Мальчикам старше 7 лет к рубахе полагались порты, поверх рубахи надевали зипун, кафтан, ферязь, охабень, шубу. Девочкам надевали сарафан, душегрею, женский вариант ферязи или шубки. На ножки шили сапоги из мягкой кожи.
Дети бедняков бегали голышом или в одной рубахе. Чуть повзрослев, мальчики из народа получали к рубахе порты и подпояску, а девочки начинали надевать поверх длинной рубахи юбку или передник, у славян — сарафан или поневу (кусок ткани, обернутый вокруг бедер наподобие юбки).
Разница между одеждой богатых и бедных сословий состояла в качестве ткани: простой народ шил одежду себе и детям из домотканого льняного или конопляного полотна, из шерстяного (тканого или валяного) сукна. А бояре и состоятельные купцы ходили в бархате, шелках, шитых золотом нарядах.
О детской обуви для крестьянских ребятишек никто особенно не думал. Летом бегали босиком, а зимой обували кто во что горазд, от берестяных чуней и лаптей до валяных или кожаных сапожек.
Форменная одежда
Так исторически сложилось, что в России сильна была традиция одевать детей в форму. В форменной одежде ходили лицеисты и гимназисты, ученики ремесленных училищ и обитатели детских приютов. Эта традиция была до революции, сохранилась и в советское время.
Дети, как правило, форму ненавидели. Кому понравится ходить всегда в одном и том же, всегда быть похожим на десятки других детей в той же форме? Особенно страдали девочки.
Девичья форма состояла, как правило, из скромного платья и передника. Например, воспитанницы Смольного института носили форму нескольких цветов. Младшие — кофейного цвета, самую «немаркую». Девочки постарше — серую, потом голубую, а самые старшие, выпускницы, ходили в белоснежных нарядах. И только подопечные императрицы, находившиеся на особом счету, весь срок обучения ходили в зеленых платьях.
Традиция одевать девочек в розовое, а мальчиков в голубое появилась только в середине прошлого века. До тех пор цвет детской одежды никак не зависел от пола ребёнка. А в начале ХХ века даже считалось, что розовый и красный цвет больше подходит как раз мальчикам, как более активный и яркий. А синий и голубой — девочкам, потому что более скромный и утонченный.
Советская школьная форма во многом скопировала наряд смолянок младших классов: коричневые платья с длинным рукавом, сменные белые воротнички и манжеты, повседневные черные и нарядные белые передники. Эта форма продержалась до самого развала Союза, до 90-х годов прошлого века. Вот так сильна была традиция.
После недолгого периода отсутствия обязательной форменной одежды, во многих школах вновь возвращаются к этой идее. Правда, теперь каждая школа выбирает собственную форму, согласовывая выбор с родителями и учениками.
Как одевали детей родители в СССР
В начале советского периода была сильна идея единообразия. Ребёнка приучали не выделяться из среды сверстников, все должны были одеваться более-менее одинаково. Форму носили буквально все, начиная с детского сада.
На уроках физкультуры дети были в одинаковых темных трусиках и белых маечках, и девочки, и мальчики. В одинаковых панамках и песочниках лепили куличики. В одинаковых платьях выходили на сцену конкурса самодеятельности петь хором. В одинаковых спортивных костюмах участвовали в спортивных мероприятиях, строили «пирамиды» на «делай раз, делай два, делай три».
Песочником называли короткие штанишки на лямках. Снизу штанишки было собраны на резинку, чтобы песок не попадал. Их надевали на голое тело или на маечку, почему-то считалось, что детям удобно в этом гулять. К песочнику полагалась панамка.
Ох, как не любили многие девочки физкультурные штаны из тонкого трикотажа чернильного цвета... Мало того, что эти бесформенные штаны могли изуродовать любую фигуру. Они еще мгновенно вытягивались на коленях, обретая совсем уж непотребный вид. А еще они страшно линяли. Но других не было.
Наверняка каждый обращал внимание на лоскут ткани, который прилагается к новой одежде. Многие думают, что таким образом производители заботятся о том, чтобы в случае необходимости у покупателя был лоскуток для заплатки. На самом деле это совсем не так. Этот кусочек ткани предназначен для того, чтобы проверять на нем, как поведет себя изделие при стирке — не полиняет ли, не изменится ли цвет при воздействии порошка или пятновыводителя, не съежится ли при высокой температуре. Маленький лоскуточек может спасти при первой стирке новую вещь.
Но помимо формы дети носили и другую одежду. А поскольку в магазинах особенного разнообразия не было, то приходилось мамам и бабушкам потрудиться своими золотыми руками. Шить и вязать умели почти все, и благодаря этому дети могли носить красивые и оригинальные вещи. Умение сотворить красоту буквально из ничего было отличительной чертой советских женщин.
Детям шили и вязали буквально все, от нижнего белья и купальных костюмов до верхней одежды и обуви. Из маминой шубы, на которой протерлись от длительной носки рукава и низ подола, получалась отличная детская шубка с шапочкой. Из папиного пальто шили пальтишко для сына. Мамино свадебное платье превращалось в нежный праздничный наряд для дочки, а папин костюм перелицовывался, и в возрожденном виде выглядел вполне нарядно на сыне.
У нас в семье рукодельницами были буквально все женщины. И я не помню совершенно никаких комплексов, связанных с нехваткой красивой одежды в детстве. Бабушка вязала нам чудесные колготки еще в то время, когда колготок в принципе не продавалось, она сама придумала фасон. У нас с сестрой были теплые шерстяные колготки рельефной вязки на зиму и белые ажурные на лето. Нам вязали и шили чудесные платьица, кофточки, шапочки и рукавички. У нас у первых во дворе появились брюки — мама сшила. Мы ходили в красивых шубках и оригинальных шапках, сшитых из маминой и бабушкиной шуб.
А потом мы и сами научились рукодельничать. До сих пор помню зависть в глазах одноклассниц, когда я пришла первого сентября в обалденной красоты белом фартуке, сшитом старшей сестрой, и в собственноручно сплетенном на коклюшках кружевном воротничке на красивом школьном платье, сотворенном мамой из тонкого темно-синего сукна.
Промышленность не баловала обилием фасонов детской одежды. Например, меховые детские шапки были одной модели и для девочек, и для мальчиков. Опознать пол ребёнка в зимней одежде можно было по звездочке или кокарде на шапке мальчика, или по маминой брошке на шапочке девочки.
Детская обувь стоила копейки, но была обычно грубой и некрасивой. Зато правильной и сшитой из хорошей прочной кожи, что при активном образе жизни советских ребятишек было очень важно. На зиму детям покупали валенки или унты в северных регионах. А в межсезонье детвора носилась по лужам в резиновых сапогах. И никого не напрягало отсутствие дорогих нарядов.
Одежда для ребёнка: традиции разных народов
- Самую сложную, наверное, одежду носили дети в Японии. Да и до сих пор носят, по крайней мере несколько раз в году, в дни национальных праздников. Умению носить национальные наряды специально обучают мальчиков и девочек с раннего возраста. Именно в традиционном кимоно дети становятся центром внимания 5 мая, в День мальчиков, и 3 марта, в День девочек.
А вот в детских учебных учреждениях маленькие японцы носят форму и очень этому рады. Форменная одежда дает возможность почувствовать себя членом группы, а для японцев это очень важно. Они с удовольствием носят форму в детском саду, в школе, ВУЗе, а потом и на работе.
- Китайские ребятишки до сих пор удивляют туристов специфическим фасоном детских штанишек — кайданку. Эти штанишки оставляют открытыми попку и гениталии. И летом, и зимой. И китайских родителей это совершенно не смущает. Зато можно здорово сэкономить на памперсах и позаботиться об экологии — представляете, сколько памперсов выбрасывалось бы ежедневно в Китае, с его двухмиллиардным населением?
Правда, в последнее время кайданку сдает позиции, особенно в больших городах. Детские отходы жизнедеятельности кайданку позволяют оставлять где угодно, от тротуаров до сидений в транспорте, а это никому не нравится. Поэтому реклама подгузников проводится все настойчивее, и «голопопые» штанишки и комбинезоны теперь можно увидеть преимущественно в деревне или небольших городах.
- У хантов детей до сих пор пеленают в меховые одеяла и лоскуты от ношеной одежды. А подросших одевают в одежду из бересты летом, и в традиционную меховую одежду зимой. Девочки обучаются рукоделию с раннего возраста: уже в 2-3 года малышка может собрать из бисера браслет и украсить им свою ручку.
- Интересные традиции существуют в Великобритании, в частности — в аристократических кругах. Мальчики знатных родов до сих пор ходят там до определенного возраста только в шортах. Даже зимой к шортам надевают только теплые гольфы. А все потому, что существует негласное правило: брюки — принадлежность взрослых мужчин или… детей среднего класса. Именно поэтому наследные принцы ходят в шортах даже в холодную и дождливую погоду.
А еще в чопорной Англии нет традиции отапливать дома зимой. Это дорого, и даже в тех домах, где установлены индивидуальные системы отопления, их стараются не включать. Поэтому детей с детства приучают к холоду: мальчики ходят в шортах и гольфах, девочки не надевают под юбочки колготок, и мало кто удивится, увидев зимой подростка в одном свитере, без куртки.
В ВУЗе у нас был курс истории костюма, и в нем — небольшая тема про детскую одежду. Преподаватель читала лекции так вдохновенно, что невозможно было не увлечься. Мы ходили на выставку по истории костюма, и там были экспонаты, относящиеся и к детским предметам гардероба. Помню, как поразил контраст между крестьянскими детскими лапотками и сафьяновыми сапожками маленького боярина. Наверное, это были новоделы, исторические вещи не могли так хорошо сохраниться, но впечатление было сильным.
А из собственного детства лучше всего помню ненавистные чулки. Как же я их терпеть не могла! Чтобы закрепить их на ногах, надо было надевать лифчик — что-то типа короткой маечки на пуговицах. Лифчик надевали поверх маечки. Снизу у него болтались резинки с дурацкими застежками, которые плохо держали ужасные нитяные чулки, те все время отстегивались и сползали. И поверх всего этого безобразия нужно было еще надевать жуткие панталоны-рейтузы, чтобы прикрыть голые участки бедер. Рейтузы вылезали из-под края юбки, и это было стыдно.
Потом я придумала пришивать чулки к трусикам, но появление колготок стало просто подарком. Несмотря на то, что они легко рвались и приходилось их художественно штопать…
Зато нехватка красивой одежды и обуви для детей очень способствовала развитию навыков рукоделия. Помню, мне к одному новогоднему утреннику мама связала крючком невероятно красивые туфельки. Вернее, обвязала старые. Они выглядели так круто, что мне позавидовала бы любая Золушка.
Между прочим, и сейчас, при всем изобилии и разнообразии детской одежды, детские вещи ручной работы по-прежнему ценятся высоко. Потому что они уникальны и сделаны с душой.