28.10.2020 1298

Доброкачественные опухоли мозга у детей: в чем опасность?

Автор - врач общей практики

Машевич Евгения Александровна

Эксперт

Филюк Александр Яковлевич

Словосочетание «опухоль мозга» звучит очень устрашающе даже для взрослого человека. Что уж говорить, если такой диагноз услышат родители в отношении своего чада? У большинства людей с ним ассоциируются самые худшие прогнозы и печальные варианты развития событий. Однако опухоли мозга – это большая группа заболеваний, которая включает не только злокачественные, но и доброкачественные образования.

Доброкачественные опухоли считаются более «благоприятными»: они не отдают метастазов и довольно хорошо лечатся. Однако запускать такие образования все равно не стоит. MedAboutMe рассказывает о симптомах, возможных осложнениях, методах диагностики и лечения.

Виды и возможные причины опухолей

Виды и возможные причины опухолей

Все патологические образования головного мозга делят на две группы: врожденные и приобретенные. Первые возникают в результате нарушения на каком-либо этапе эмбрионального развития, а вторые могут быть следствием перенесенной вирусной инфекции, облучения или травмы.

Среди наиболее распространенных доброкачественных образований выделяют:

  • менингиомы (образуются из клеток мозговых оболочек);
  • астроцитома (опухоль из звездчатых нервных клеток);
  • эпендимома (из клеток выстилки желудочков мозга);
  • шваннома (из шванновских клеток);
  • краниофарингиома (врожденное новообразование из клеток эпителия);
  • аденома гипофиза (опухоль из железистой ткани).

Первые признаки болезни: на что обратить внимание?

Большинство доброкачественных образований головного мозга растут очень медленно. А это значит, что проявления могут быть выражены слабо, возникать и пропадать под действием определенных факторов (активности, питания, нагрузок). 

Тем не менее, родителям стоит обратить внимание на некоторые важные признаки:

  • головные боли и приступы тошноты (преимущественно в утреннее время);
  • нарушения зрения (снижение четкости, появление мушек или пятен перед глазами, выпадение полей зрения);
  • периодические приступы мышечной слабости (необъяснимые падения);
  • обморочные состояния;
  • судорожный синдром;
  • резкие колебания массы тела (набор или похудение);
  • изменения характера (повышенная плаксивость, истеричность или апатичность);
  • нарушение когнитивных функций;
  • нарушение координации;
  • онемение конечностей.

У детей школьного возраста начинаются проблемы с учебой: это связано с нарушением когнитивных функций. Ребенок может плохо усваивать информацию и не запоминать ее, иногда страдает способность к чтению, письму и арифметике.

У малышей, которые только начинают ходить, отмечается выраженный регресс в двигательном развитии. Также при гидроцефалии (скопление жидкости в пространствах головного мозга) может измениться форма головы: это особенно сильно заметно у детей первых лет жизни.  

Использованные источники