Начало лета — это не только время каникул и отпусков. Для школьников, заканчивающих обучение в средней школе лето — время сдачи ЕГЭ. За время своего существования экзамен успел стать одним из основных и самых серьезных факторов стресса для старшеклассников и их родителей. Больше всего школьников пугает неизвестность — даже при отличном знании предмета существует риск неверного ответа на вопрос. Поэтому задолго до экзамена родители школьников нанимают репетиторов для подготовки. Но и это не всегда избавляет их от отрицательных эмоций.
Основные факторы стресса при сдаче экзаменов
До введения ЕГЭ и ОГЭ экзамены в российских школах представляли собой систему, при которой было необходимо знать ответы на определенные вопросы или уметь решать задачи определенного типа. Основная сложность ЕГЭ заключается в том, что при ответе необходимо выбрать ту формулировку, которую считают правильной составители задания. Именно это и является одним из основных факторов стресса.
Подавляющее большинство педагогов не сдавало ЕГЭ и ОГЭ. Они знакомы с другой формой сдачи экзаменов, поэтому они являются серьезными факторами стресса и для самих учителей. Даже младших школьников запугивают вероятностью получения низкого балла или невозможностью сдать ЕГЭ. Часто «подливают масла в огонь» и родители старшеклассников. Некоторым из них сам экзамен также внушает опасения и заставляет испытывать отрицательные эмоции. Особенно тяжело приходится тем школьникам, которых приучили серьезно относиться к оценкам, поскольку родители ждут от них высоких академических результатов.
Не менее серьезные факторы стресса во время сдачи ЕГЭ — это атмосфера постоянного контроля, необходимость сдать личные вещи и взаимодействие с неизвестными учителями в незнакомой школе. Особо тревожные школьники начинают бояться этого заранее, что отрицательно отражается на их душевном состоянии и мешает сконцентрироваться на выполнении задачи.
Почему экзамены являются источником отрицательных эмоций?
Во все времена школьники испытывали отрицательные эмоции при приближении экзамена. Риск не ответить правильно, не понравиться экзаменатору, и, в конечном итоге не поступить в желаемый вуз всегда заставляли старшеклассников и их родителей испытывать тревогу. В начале лета психологи фиксируют рекордное количество обращений по телефону доверия, в которых школьники высказывают свои страхи и опасения по поводу ЕГЭ. Школьников часто посещают мысли о том, что они ничего не понимают, не помнят и не знают.
Подобное отношение к экзаменам может иметь несколько причин. В первую очередь, это влияние стресса родителей и учителей. В некоторых семьях детей изначально ориентируют на ценность академического успеха, и высокие баллы имеют большое значение. Поэтому слишком низкий балл и невозможность поступить в желаемый университет воспринимаются как катастрофа.
Другие факторы стресса при сдаче ЕГЭ — это даже не сами вопросы, а тяжелая и недружелюбная атмосфера на экзамене. Незнакомая школа, тщательная проверка, строгий контроль — все это создает дополнительную нервозность. В результате, старшеклассник рискует получить более низкий балл не от незнания, а под влиянием стресса.
Для многих старшеклассников фраза «не сдашь ЕГЭ» звучит как приговор. Особенно остро ощущают это те подростки, которым с детства не хватало любви, доверительных отношений и принятия со стороны родителей. Стремление всеми силами оправдать ожидания часто оборачивается неврозами, нервными срывами и более печальными последствиями, вплоть до депрессии и суицидальных настроений.
Влияние стресса на результат и способы расслабления
В некоторых случаях влияние стресса может быть даже полезным и способствовать мотивации. Но, к сожалению, современные школьники длительное время находятся в состоянии хронического стресса. Склонные к запугиванию педагоги часто угрожают негативными последствиями неудачной сдачи ЕГЭ уже с начальной школы.
На самом деле потренироваться и прорешать нужные задания не так уж сложно. Многие школьники занимаются с одним или несколькими репетиторами. Но самое главное для них — не дополнительные занятия, а готовность родителей принять любой результат без критики и обвинений. Часто страх парализует школьника настолько, что он не справляется с выполнением даже тех заданий, с которыми справлялся при подготовке.
Для многих подростков ЕГЭ остается своеобразным «монстром», держащим в напряжении в течение длительного времени. Занятия с репетитором — это уже первый шаг к победе над ним. Также существуют пробные экзамены, дающие старшекласснику шанс проверить себя. Подготовка позволяет создать в сознании образ экзамена и представить, что будет происходить.
Как правило, день будущего выпускника расписан по минутам. В последний год обучения в школе он бросает все силы на подготовку, часто забывая об отдыхе. Но это только создает дополнительное нервное напряжение и отрицательно отражается на академических способностях. Поэтому школьнику необходимо отдыхать, заниматься спортом и творчеством, высыпаться и полноценно питаться.
Не рекомендуется заниматься ночью. Несмотря на то, что многие школьники имеют привычку готовиться к экзамену по ночам, это отрицательно отражается на концентрации и работоспособности. Ведь невыспавшийся старшеклассник будет более нервным и менее собранным. Поэтому ночная зубрежка — не самая лучшая идея.
Некоторые продукты питания способствуют улучшению состояния нервной системы и повысить продуктивность. Это блюда, содержащие сложные углеводы — рис, паста, гречка, нежирное мясо или рыба, овощи и фрукты. А вот картофель фри, бургеры и другая продукция фастфуда усваиваются тяжело и отрицательно влияют на качество сна, к тому же способствуют появлению лишнего веса.
Умение правильно расслабляться, качество подготовки и уверенность в своих силах позволит старшекласснику минимизировать стресс перед сдачей экзамена. Но самое главное для него — принятие и поддержка родителей и отсутствие дополнительного давления с их стороны. Чем меньше нервничает школьник, тем больше у него шансов на высокий академический результат.